Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Священник в сельской школе: миссия выполнима?

Порой кажется, что молодежь во все времена не ругает только ленивый, по крайней мере, о ее деградации и необходимости духовно-нравственного воспитания говорят многие. Но как происходит это воспитание? Как часто священника зовут в школу как «духовную скорую помощь», когда ученики подрались до тяжелых увечий или еще хуже — кто-то покончил жизнь самоубийством? А может, стоит поступать как-то иначе? Не ждать, когда гром грянет, и говорить с детьми о совести, о добре и зле не на пороге детской комнаты милиции? Своим опытом общения с учениками в сельских школах делится клирик храма во имя святителя и чудотворца Николая г. Ершова священник Кирилл Бауков.


Мы не соперники, мы союзники

Посещать общеобразовательные школы с беседами духовно-нравственного содержания я начал после того, как меня назначили на служение в храм во имя святителя Николая в город Ершов. Причем к нашему храму относятся школы не только города, но и окрестных сел. Дело в том, что в нашем Ершовском благочинии служат всего два священника. Потому нам приходится и служить, и проповедовать во всех населенных пунктах района, насколько хватает времени и сил.

Первое, с чем мне пришлось столкнуться в школах,— это настороженное отношение к священнику, к Церкви со стороны директоров, учителей, родителей. Чтобы встретиться с учащимися какой-либо школы, приходилось звонить по несколько раз директору или завучу. Иногда в ответ я слышал, что на проведение беседы со священником необходимо получить письменное разрешение всех родителей. Несмотря на мою молодость, на то, что я недавно закончил семинарию и потому младше очень многих педагогов, зачастую на меня смотрели как на человека отсталого, прибывшего к ним из седой древности, который не понимает современного языка и чуть ли не силой хочет навязать свою религию. Поначалу мне очень редко приходилось встречать в лице учителей союзников. Меня не приглашали на классные часы, на открытые уроки, на круглые столы, даже в те школы, где уже успешно проходили беседы с детьми.

При этом многие из моих знакомых директоров и учителей прекрасно понимают, что детей надо не только учить, но и воспитывать. Что, давая только знания, мы можем получить бездушных специалистов, которые могут причинить много зла. Но мало кто желает принять участие в этом сложном процессе, взять ответственность за нравственное воспитание учеников. К сожалению, в современной школе не принято всерьез воспитывать детей, говорить о морали, давать духовные ориентиры в жизни подростку, который только еще открывает мир для себя и способен совершить много ошибок.

Проще сказать, что у нас такая плохая молодежь, что в наше советское время такого беспорядка не было, все были пионерами, комсомольцами, слушались старших. Сложнее — попытаться изменить что-то сейчас. Но это нужно и можно сделать. Когда приходишь в школу и беседуешь с молодежью, встречаешь там много добрых, искренних ребят, готовых слушать и слышать Благую весть. Просто надо эту молодежь направить на правильный путь нравственного развития, а для этого очень важен добрый пример взрослых, их деятельное, сердечное участие в жизни детей.

Когда возникают проблемы с поведением ребенка в школе, то педагоги говорят, что все воспитание начинается с семьи, что родители мало внимания уделяют своему чаду. Да, конечно, многое закладывается в семье, и родители обязаны воспитывать своих детей. Но с другой стороны, большую часть своего времени ученики проводят в школе. Недаром школу называют вторым домом, а учителей — вторыми родителями. Есть даже такая поговорка, что основные знания и представления о мире закладываются со «школьной скамьи». Поэтому очень важно, какое представление о жизни сложится у ребенка благодаря работе школьных учителей. И тут учителю может очень помочь священник.

Как рождается сельский приход

Когда посещаешь школы в селах, там многие педагоги, дети смотрят на священника как на космонавта или на иноземного пришельца. Почему так происходит? Потому что в Ершовском районе, например, есть такие дальние села, в которых никогда не было храма или он был разрушен в советское время. Помню, как в селе Антоновка мне сказали: «Вы первый священник, которого мы здесь видим».

И потому посещение школы становится возможностью встретиться не только с детьми, но и со взрослыми. Как правило, на таких встречах присутствуют директор, педагоги. Через них можно связаться с главой сельсовета, а потом собрать сельских жителей и предложить открыть молитвенную комнату или организовать приход. Вот путь развития сельской церковной жизни, и это не просто пустые слова, они проверены опытом.

Многие сельские жители с радостью откликаются на призыв священника организовать приходскую жизнь. Конечно, в первое время будет мало прихожан, но если приложить усилия, то можно увидеть пусть и небольшие, но плоды пастырской деятельности.

Священник должен быть открытым и живым

Тематика бесед со школьниками бывает разная, но в любом случае пастырь должен везде нести свидетельство о Воскресшем Христе. Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал: «Сегодня потребность в слове Христовой Истины у молодых людей особенно высока. Среди реалий современного мира нередко встречается совершенно неправильное выстраивание внутрисемейных отношений; часто молодежь вообще бывает лишена какого-либо воспитания или имеет порочные примеры перед глазами, и потом вынуждена на своих ошибках учиться жить правильно».

В своих беседах я стараюсь придерживаться диалоговой формы общения, потому что беседа, которая строится только из монолога, утомляет внимание школьников. С детьми надо говорить как со взрослыми, стараться избегать всякой елейности, восторженности, штампов. Молодежи надо показать, что священник — это такой человек, который разбирается во всех сторонах жизни. Надо стремиться к тому, чтобы знать, чем это поколение живет, чем интересуется, чтобы через современные явления жизни достучаться до сердец молодых людей. В то же время священнику нельзя заигрывать с подростками, он должен помнить о высоком образе своего служения. Особенно необходимо следить за речью, не допускать молодежного сленга.

Подростковой возраст — это время, когда хочется все попробовать. Многие юноши и девушки стремятся побыстрее стать взрослыми, и задача священника — предостеречь их от соблазнов. Постараться объяснить, что тот путь, который предлагает современный мир, ведет к гибели и души, и тела. В школе мало кто говорит о том, что человеку необходимо после получения образования создавать семью, рожать и воспитывать детей. Все больше о деньгах и карьере.

Пускай не сразу и не все школьники придут в храм, но они будут знать, что в нашем городе есть место, где их ждут. Подростки склонны искать ответы на свои вопросы на улице среди своих сверстников, когда у них возникают проблемы, настигает отчаяние или неразделенная любовь. Социологи отмечают, что в период переходного возраста между родителями и ребенком возникает стена непонимания, и, как правило, подростки замыкаются в своем внутреннем мире. И здесь именно священник может поддержать отчаявшегося ребенка. В моей практике встречались ситуации, когда после посещения школы в храм приходили школьники с вопросами о смысле жизни, бывали даже у некоторых подростков суицидальные настроения.

Священник должен быть крайне внимателен к тем подросткам, которые приходят в храм, бывают на богослужении. Можно сказать, что надо ловить их за руку, устраивать чаепития, походы в лес, организовывать полезные дела на приходе. Ведь любая встреча может стать поводом для серьезной беседы.

Можно сослаться, что у храма нет материальных средств, и потому нет возможности организовать молодежную приходскую деятельность. Но поставить столы, стулья и пригласить школьников на воскресное чаепитие со священником — это, я думаю, может позволить себе каждый приход. Главное, чтобы было желание, стремление. А дорогу осилит идущий.

Радоваться малому

Конечно, один священник не может сразу изменить ситуацию в районе. Но надо учиться радоваться небольшим достижениям. Например, в МОУ СОШ № 4 г. Ершова меня стали приглашать на различные мероприятия: на линейку 1 сентября, последний звонок, выпускной вечер. Главное — не отчаиваться и постепенно идти к цели, уповая на всеблагой промысел Божий.

И в заключение мне хотелось бы привести один пример. Недавно у нас в городе случилась трагедия: погиб школьник, став жертвой страшного преступления. И вот его одноклассники сами, без чьего-либо руководства и принуждения на девятый день пришли в храм и попросили меня отслужить панихиду. Пусть не все внимательно слушали меня на уроках, мало кто пока постоянно посещает храм, но они поняли главное: у Кого надо искать помощи и поддержки.



Оставить комментарий
Поделиться в: