Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Добрый старший друг

Бабушка. С этим словом у многих людей связаны самые теплые детские воспоминания: пироги, игрушки и всепрощающая любовь. А для кого-то это еще и первый проводник в мир православной веры. О роли бабушки в воспитании внуков мы беседуем с Натальей Владимировной Растопшиной. Она жена священника, мать троих детей, двое из которых священники, и бабушка десяти внуков.


— Матушка Наталья, в чем отличие отношения к ребенку мамы и бабушки?

— Мама до конца дней своих остается связанной со своим чадом незримой связью. И когда говорят о том, что бабушки любят своих внучат больше, чем детей, ко мне, во всяком случае, это не относится. Внуков я люблю совершенно по-другому, в них я вижу прежде всего продолжение своих детей.

Бабушки очень любят внучат, но опыт прожитых лет позволяет им избегать ошибок слепой материнской любви. Хотя, конечно, и мы не застрахованы от любви не по разуму, особенно если это один-единственный внук в семье.

— Как Вы думаете, кем для внуков должна быть бабушка?

— Она должна быть добрым другом, тем сундучком опыта, к которому бы внуки прибегали. Но только не по принуждению, а по любви и доверию. Как этого добиться? Только общением: без окриков, без давления. Нужно стараться больше рассказывать о себе, своих родителях, мягко готовя их к взрослой жизни. У бабушки ведь больше времени, больше возможности просто поговорить с ребенком. Бабушке дан шанс стать примером для внуков. Не подружкой, выкладывающей свои самые личные секреты всем без разбору, а именно старшим другом и советчиком.

Не нужно бояться того, что мы чего-то не знаем в современных реалиях жизни. Да, я например, не умею работать на компьютере. И прибегаю к помощи своих внуков. Но когда мы вместе занимаемся общим делом, я осторожно рассказываю и о негативных сторонах современной техники, и о возможной зависимости от нее.

— Какова роль бабушек и дедушек в воспитании внуков: они должны воспитывать наравне с родителями, они должны воспитывать родителей или просто быть другом и советчиком, уступая, однако, пальму первенства родителям?

— Воспитывать родителей? Думаю, что нет — поздновато уже. А тем более, что ни в коем случае нельзя воспитывать в присутствии внуков, нельзя подрывать авторитет родителей. Даже если видишь какой-то промах, нужно потом об этом тактично сказать.

Если отношения в семье добрые и в вопросах воспитания нет разногласий, почему бы и не воспитывать вместе. Но все равно, конечно, у родителей свой подход к воспитанию. Бабушки с дедушками должны следить за тем, чтобы семейный корабль их детей не дал крен в одну или в другую сторону, а уж тем более не затонул.

— Вы счастливая бабушка, у Вас не только много внуков, но еще и все они растут в церковных семьях. А если семья детей не воцерковлена, бабушка может открыть для внуков мир веры?

— Да, действительно, в нашей воскресной школе при Свято-Алексиевском женском монастыре г. Саратова очень много бабушек, которые водят внуков на занятия. И очень мало таких семей, которые приходят все вместе, в силу разных обстоятельств. К сожалению, наша загруженность, в том числе и информационная, не дает нам возможности побыть в тишине, наедине со своей совестью.

Тут нельзя подходить категорично, ведь нам неизвестен Промысл Божий. Может, из-за того, что бабушка водит внука, потом этот внук приведет в храм ее детей. Если родители увидят в своем ребенке начатки добра и любви.

Бабушке нужно понимать, что силой тут ничего не добиться. Ведь это же и ее пробел, что она своим детям не смогла открыть мир веры. Бабушка может спокойно за чашкой чая рассказать родителям о том, чему их ребенок научился в воскресной школе. Сказать, что хорошо бы и им прийти на праздник, ведь ребенку это будет приятно. Ни в коем случае не давя на них. Господь ведь уважает свободную волю и свободный выбор человека. Бабушка не должна быть трибуном, рупором в своей среде, мол, смотрите на меня, а кто не как я, тот не спасется.

— У Вас много внуков. Получается ли выстраивать с каждым личные отношения или можно любить, так сказать, всех сразу?

— Наверное, всех одинаково, в равной степени может любить один Господь Бог в силу Своей безгрешности. У меня же отношения со всеми внуками разные, как разные и они сами — по темпераменту, по духовному устроению, по характеру. С кем-то из внуков я общалась больше, с кем-то меньше. У двух внучек я еще и крестная мать.

Конечно, я их всех очень люблю. На руке десять пальцев, любой порань, и будет больно, так же и с внуками. Но отношение ко всем особенное: кто-то напоминает мне покойного отца Александра, кто-то своих родителей, одна из внучек очень похожа на мою маму.

— А как складываются отношения с невестками?

— Господь меня миловал. У нас прекрасные отношения, я считаю их собственными дочерьми. Матушка Ольга, супруга отца Евгения, тренировалась у нас в секции (отец Александр Растопшин до принятия сана вместе с супругой занимался тренерской работой. — Авт.) — можно сказать, воспитали собственную невестку. Матушка Елена, жена отца Владимира, мне близка по духу, мы схожи по некоторым моментам в жизни, по воспитанию. Я всегда старалась им помочь, особенно при рождении детей. Старалась сглаживать те шероховатости, которые неизбежно возникают в семейной жизни.

— Ваш супруг, протоиерей Александр Растопшин, умер восемь лет назад. Как Вам удается сохранить для внуков память о дедушке, ведь многие из них уже не застали его в живых?

— Мы постоянно вспоминаем батюшку. Внуки, которые его помнят, наперебой рассказывают о нем. Остальные вспоминают прежние разговоры. Например, мы часто с батюшкой приезжали в Ивантеевку, брали Пелагею, Александра, маленькую Варвару и ехали в Вавилов Дол. Он им много рассказывал о Боге, пел. Например, очень часто с детьми пели «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

Сейчас, когда мы спрашиваем детей: «Дедушка, он какой был?», первое, что слышим: «Добрый». Он очень любил детей, не мог слышать, когда кричат на них.

В каждой семье висят его портреты, мы часто собираемся на его могиле (батюшка похоронен в Свято-Алексиевском монастыре, где прошли последние годы его служения). Бывают такие моменты, когда у нас в семье общая радость, и мы спрашиваем детей: «Как вы думаете, дедушка сейчас радуется за нас?». Они отвечают: «Конечно, радуется. Он молится за нас».

Я долго не могла привыкнуть, что Господь не слышит наши молитвы и не дает батюшке исцеления. Он тяжело болел. Мы ездили по разным святым местам, столько людей за него молилось, столько детей. Однажды после очередной паломнической поездки он мне сказал: «Ты теперь спокойна? Неужели ты не понимаешь, что если бы Господу было угодно, Он уже давно бы исцелил меня?» Очень мужественно относился к смерти, не хотел принимать обезболивающих средств, чтобы уйти в вечность в полном сознании.

Об этом мы тоже внукам рассказываем. Я вообще считаю, что с детьми нужно говорить о смерти. Это совершенно спокойная тема перехода в вечность, нужно рассказывать о нашем рождении и о нашем уходе из жизни. Дедушка ушел к Богу, и он за нас молится. Мы тоже придем туда, но если мы будем жить такой же жизнью, как дедушка. Если мы будем стараться, чтобы семья у нас была ближе к Богу.

Мы говорим о том, что нужно ходить на кладбище, надо помнить своих родственников, ухаживать за их могилками. Ведь когда мы молимся за них, их души незримо присутствуют рядом.

— Какие книги Вы посоветуете прочитать бабушкам вместе со своими внуками?

— Во-первых, сказки. Мы любили слушать классическую музыку с детьми, записи сказок, которые читали народные артисты. Посоветовала бы всем «Я на облаке летал» Михаила Пляцковского. Обязательно надо читать стихи. Отец Евгений вспоминает, как я им читала «Руслана и Людмилу» Пушкина. Теперь он читает ее своим детям. Здесь все: и патриотизм, и любовь к человеку.

Стараемся не смотреть Диснеевские мультфильмы, не очень люблю современные мультфильмы про Добрыню Никитича и т. д. Ведь это комиксы, а комиксы по сути своей недобрые. Герои нашей истории там представляются в глупом свете.

Для маленьких выписываем серию журнала «Фома» «Настя и Никита». Стараемся читать жития святых, классику. Я очень люблю «Белую гвардию» Булгакова. Хотя мои дети, к примеру, любили скандинавские мифы, предания Древней Руси. И это не помешало им вырасти православными христианами.

Бабушкино чтение не повседневное. Когда я к ним приезжаю, собираю их в спальне и спрашиваю, что бы они хотели послушать на ночь? А порой просто рассказываю им что-то. Внуки любят наши беседы.

Беседовала Марина Шмелева


Посвящение бабушкам и дедушкам

Две нежности, две нити, две души,

Как тянутся другу к другу эти руки…

Как беззащитно любят малыши

И старики в предчувствии разлуки.

Два взгляда, две надежды, сквозь печаль

Стремятся ввысь две белоснежных птицы,

Одна другую провожает вдаль

И остается – за неё молиться.

Когда-нибудь она в глухой ночи

Или в лучах чудесного рассвета

Придет к другой… Уже не разлучит

Господь и будут вместе в царстве Света

Две радости, два юных озорства…

Гулит новорожденная беспечность,

Кивает ей седая голова,

Предчувствуя свое рожденье в вечность…

* * *

Шагает век, все чаще сердца стук,

Но в старой роще, где давно я не был,

Всегда гуляют бабушка и внук –

Два самых близких существа под небом.

Аркадий Махсумов



Оставить комментарий
Поделиться в: