«Покаяние восставляет падшего»
«Свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие, и потому да подвизаются иноки быть благим примером во всем», пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице». Его жизнь – пример для многих, его труд – собрание мудрых мыслей, полезных для всех христиан.
***
Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает вовеки.
***
Посвящай начатки дня твоего Господу; ибо кому прежде отдашь их, того они и будут.
***
Любовь воина к царю показывается во время брани, а любовь монаха к Богу открывается во время молитвы и предстояния на оной.
***
Многоглаголание рождается непременно от которой-нибудь из сих причин: или от худой и невоздержной жизни и привычки (ибо язык, будучи естественным членом сего тела, чему научится, того по навыку и требует) или, что наиболее бывает в подвизающихся, от тщеславия, а иногда и от многоядения. Посему часто бывает, что многие, с некоторым насилием и изнеможением укрощая чрево, обуздывают вместе и язык и многословие.
***
Многословие и смехотворство порождают ложь.
***
Ложь есть истребление любви.
***
Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумство - гордиться Божиими дарованиями.
***
Ищущий земной славы не получит небесной.
***
Как яйца, согреваемые под крыльями, оживотворяются, так и помыслы, не объявляемые духовному отцу, переходят в дела.
***
Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай как бича; ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем.
***
Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость…
***
Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и находясь во тьме, думает, что она во свете.
***
Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
***
С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными, но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.
***
Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.
***
Окаянен падающий; но тот окаяннее, кто и сам падает, и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений…
***
Мы не будем обвинены, о братия, при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали беспрестанно о грехах своих.
***
Если бы ты увидел кого-либо согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его; ибо суд Божий неизвестен людям.
***
За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.
***
Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения…
***
Не тот показывает смиренномудрие, кто охуждает сам себя (ибо кто не стерпит поношения от себя самого?); но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви.
***
Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом.
***
Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти.
***
Кто в начале не жил в повиновении, тому невозможно приобрести смирения…
***
От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие…
***
Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым.
***
Когда услышишь, что ближний твой, или друг, укорил тебя в отсутствии или в присутствии твоем: тогда покажи любовь, и похвали его.
***
Не тогда узнаешь, что ты совершенно избавился от сей гнилости, когда помолишься об оскорбившем или за зло воздашь ему дарами, или пригласишь его на трапезу, но когда, услышав, что он впал в некое злоключение душевное или телесное, восскорбишь о нем, как о себе, и прослезишься.
***
Любовь есть подательница пророчества; любовь – виновница чудотворений; любовь – бездна осияния; любовь – источник огня в сердце, который, чем более истекает, тем более распаляет жаждущего. Любовь – утверждение Ангелов, вечное преуспеяние.
***
Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
***
Священная двоица — любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать.
Подготовила Марина Шмелева
22 марта 2018 г.