Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Исповедь после «Святая святым» — как к этому относиться? Почему храм строится медленно? Нельзя ли сделать Причащение «более гигиеничным»?..  На эти и другие вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.

Планируется ли расширение территории храма Тихвинской иконы Божией Матери? Может ли рассматриваться вопрос о строительстве колокольни? Олег     

Уважаемый Олег! Территория храма Тихвинской иконы Божией Матери действительно невелика, и если Вы внимательно посмотрите вокруг, то увидите, что возможностей ее увеличить очень немного. Мы ведем переговоры о небольшом увеличении участка, но этого будет недостаточно для того, чтобы построить отдельно стоящую колокольню.

Строящийся храм в честь Тихвинской иконы является  реконструкцией одного из уничтоженных саратовских храмов — так называемого Никольского «на горах». Он был построен в 1904 году в византийском стиле, по проекту архитектора Ю.Н. Терликова и располагался на улице Большая Горная (между Соборной и Гимназической, ныне  Некрасова). В 1930-е годы он был разрушен. В оригинальном проекте тоже не было колокольни: звонница размещалась в одном из куполов. Поэтому в новом Тихвинском храме, скорее всего, будет так же. 

В нашем храме во время Литургии, после возгласа «Святая святым» и закрытия Царских врат через несколько минут батюшка выходит на дополнительную исповедь, которая порой длится до тридцати минут. Естественно, что в это время прихожане начинают ходить по храму, общаться между собой и т.д. То есть получается довольно длительный перерыв в Литургии. Сообщите, пожалуйста, Ваше мнение об этом. С уважением, Петр

Уважаемый Петр! То, что Вы описали, действительно не совсем правильно. Такое происходит на приходах, где служит только один священник, и куда приходит при этом большое количество народа. Исповедь должна совершаться накануне, за всенощным бдением, или во время чтения часов перед Литургией. Однако часто этого не хватает, потому что некоторые прихожане приходят не вовремя, опаздывают на службу, но, тем не менее, имеют желание причаститься. Кто-то опаздывает по объективным, уважительным причинам – транспортные проблемы, возраст, состояние здоровья… Кто-то по причинам, которые нельзя назвать уважительными. Но если священник начнет разбираться с этим прямо во время Литургии, наверное, это тоже будет не очень хорошо.

Поэтому священнику я хотел бы напомнить, что надо учить людей, объяснять им, что надо приходить на всенощное бдение; что исповедоваться во время литургии, перед самым Причастием, неправильно. А Вам я советую пока просто потерпеть эту ситуацию. 

Я русская, крещенная в Русской Православной Церкви. Мой будущий муж армянин, крещенный тоже в РПЦ. Мы хотим обвенчаться. Его семья категорически запрещает это делать в Русской Церкви, настаивают на венчании в Армянской, хотя мы оба крещены в Русской. Будет ли брак считаться действительным? И не будет ли считаться грехом, если мы обвенчаемся в Армянской Церкви? Марина

Уважаемая Марина! Если Вы и Ваш будущий муж крещены в Русской Православной Церкви, то венчание для вас возможно только в Русской Православной Церкви. Если Вы обвенчаетесь в Армянской Церкви, это будет не просто грехом, а изменой своей вере. Этого делать ни в коем случае нельзя. Вера — это не просто элемент национальной самоидентификации, а нечто гораздо большее. 

Уважаемый Владыка, благословите!  Хожу сейчас на службу в новый храм святой великомученицы Екатерины. Очень беспокоит частое фотографирование прихожан во время службы, что очень отвлекает от молитвы. Ранее я ездила  в храм святителя Тихона Задонского, где этого нет вовсе. Возможно, это лишнее? Прошу Вашего мнения. Елена

Уважаемая Елена! Мне уже приходилось говорить о том, что сегодня фотографирование на службе — это часть церковной жизни. У каждого храма должен быть свой сайт, на котором размещаются материалы об этом храме, о его приходской жизни, о службах, которые там совершаются. В принципе, в этом нет ничего плохого. И есть храмы, где никто не жалуется и не обижается на фотографов. Другое дело – бывает так, что фотографируют слишком много, или приходской фотограф делает это не совсем тактично. И вполне можно поговорить с настоятелем о том, чтобы фотографирование на службе совершалось более деликатно. 

Здравствуйте, Владыка. Я собираюсь крестить свою дочь. Скажите, пожалуйста, могу ли я взять в крестные отцы человека, с которым когда-то я состояла в интимной связи? Анастасия

Уважаемая Анастасия! Нет, этого делать нельзя. 

Скажите, пожалуйста, может ли студент Московской духовной академии, который в будущем примет сан, жениться до принятия сана на разведенной девушке с ребенком? Анна

Уважаемая Анна! Нет, это невозможно. Согласно каноническим правилам будущий священник, кандидат на рукоположение, и его будущая супруга должны вступить в брак девственниками. 

Владыка!  На многих православных сайтах пишут, что во время причащения священник помещает Причастие в рот причастника (причастницы) и не касается лжицей его губ и языка, а значит, не надо бояться заражения.  В реальности все происходит не так.  Священник вводит лжицу в рот причастника и ждет, когда он (она) снимет Причастие губами.  Мне несколько раз даже делали замечание, чтобы я снимала Причастие именно губами, а не зубами. Мы живем в XXI веке и знаем, что многие инфекции распространяются контактным путем  это и бактерии, и гельминты, и вирусы.  Получается, что Церковь подвергает причастников опасности заражения, а это уже грех!   На ТВ канале «Союз» отец Павел сказал, что если боитесь заражения, то лучше не причащайтесь.  Получается, что человека просто отталкивают от Причастия!  Неужели нельзя сделать Причастие более гигиеничным и предупредить священников, чтобы они вкладывали Причастие в уста, не прикасаясь ложкой к языку и губам, а причастников предупредить, чтобы они не облизывали ложку? Если после Причастия прихожане будут запивать его из своих (разовых) стаканчиков  тоже будет неплохо. Татьяна Николаевна

Татьяна Николаевна! Все, что Вы пишете, можно охарактеризовать одним словом — кощунство. И отец Павел, на которого Вы ссылаетесь, совершенно правильно сказал: если Вы боитесь причащаться, то этого делать не надо.

Дело в том, что Причастие — это Тело и Кровь Христовы. Мы молимся о том, чтобы оно как огонь попалило терние наших согрешений. И уж тем более оно истребляет всякие физические субстанции. Священники служат десятилетиями, потребляя Дары после всех прихожан, и ничем при этом не заражаясь. Если Вы не верите в благодатную силу Причастия, в то, что причащаетесь Телом и Кровью Христовыми, то причащаться ни в коем случае не нужно. 

Здравствуйте! Я живу на 2 Пролетарке, у нас крошечный храм, перестроенный из-под бывшего магазина. Недалеко строится новый большой, но как-то уж очень медленно (лет 6, не меньше), и еще неизвестно, когда достроится. Тогда как в других местах  — на 1 Жилучастке, на Огородной  — храмы были построены в рекордно короткие сроки. Нельзя ли обратить внимание и на наш храм, ведь мы очень давно ждем его открытия! Ульяна

Уважаемая Ульяна! Храм святителя Тихона Задонского на 2 Пролетарке строится на самом деле по нынешним меркам очень быстро. Его строят на пожертвования благотворителей и обычных прихожан, с такой скоростью, с какой это возможно в данной ситуации.

Другие храмы, о которых Вы говорите, возводились по особой программе строительства двадцати православных храмов в Саратове, средства на которую были собраны в полном объеме к началу работ. Но это уникальный случай не только для нашей Саратовской области, но и для всей России и сравнивать сроки в том и другом случае просто нельзя.

Поэтому, если Вы хотите, чтобы храм строился быстрее, советую Вам принимать посильное участие в его строительстве. Средств для этого нужно очень и очень много.

Православие и современность.Ru

 
Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: