Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Провозвестники истины

Что мы знаем о волхвах? Из Евангелия от Матфея то, что они, вслед за необыкновенной звездой, пришли с Востока, чтобы поклониться Царю Иудейскому. Это одна из рождественских тайн, разгадать которую до конца вряд ли кому удастся в этой жизни. Но одно очевидно — это были удивительные люди, которые в нелегкие времена язычества искали живого Бога.


Святитель Иоанн Златоуст назвал волхвов «первенцами Церкви», так как они «сделались провозвестниками истины», показав, насколько сильна их любовь ко Христу, и став тем самым примером для всех христиан.

В древности у восточных народов был обычай называть волхвами своих мудрецов и звездочетов — людей, которые занимались наблюдением и изучением звезд. Волхвы, пришедшие ко Господу, были из числа мудрейших.

В каких городах они жили, мы точно не знаем, известно только, что происходили из стран восточных. Пророк Даниил, который долгое время жил в Вавилонии и был одним из самых главных мудрецов, знал предсказания о Мессии. Ему принадлежат пророчества о времени Рождества Богомладенца (см.: Дан. 9, 25), которое было хорошо известно не только среди евреев.

И вот, когда появилась на небе необыкновенная звезда, о которой также было предсказано: Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля (Числ. 24, 17), мудрецы поняли, что родился в мире необыкновенный Царь, истинная долгожданная надежда всех народов. Все устремили свои взоры к Иудее и Иерусалиму.

Трое из них — Мельхиор, Бальтазар и Каспар — захотели лично поклониться Царю и отправились в длинный, тяжелый по тем временам и опасный путь в Иерусалим, через дикие степи и пустыни Западной Азии. И снова та самая звезда, которую они видели прежде на востоке, появилась на небе и шла перед ними, указывая путь.

Со временем сложились представления о внешнем облике волхвов. Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор — «бородатым старцем», а Бальтазар — «темнокожим». Их поклонение стало глубоко символичным: три волхва — это три человеческих возраста (молодость, зрелость и старость). Три цвета кожи, или три континента (Европа, Азия и Африка), представляют собой все человечество, которое в их лице кланяется Спасителю.

Спорным является вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем. Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов произошло сразу вслед за рождением Христа. Другие, например святитель Иоанн Златоуст, считает: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали. А напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Толкование на святого Матфея, 63). Некоторые древние авторы полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа.

В Вифлееме звезда остановилась именно над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 10–11).

Их дары прославляли Христа в трех важнейших видах Его служения: золото — обычная дань Царю, указывает на царское достоинство Христа, потомка царя Давида; ладан, употребляющийся при богослужении, указывает на Божество Младенца; смирна, широко распространенная на Востоке благовонная мазь, употреблявшаяся для умащения покойников, указывает на будущую страдальческую смерть. Таким образом, все дары волхвов несли в себе глубокий смысл.

После поклонения, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою (Мф. 2, 12). По преданию, они вернулись на родину, где приняли Крещение от святого апостола Фомы, а вскоре приняли мученичество за веру.

В IV веке их мощи были обретены в Персии и принесены в Константинополь святой царицей Еленой. Но были украдены оттуда крестоносцами и хранились сначала в Милане, а затем были отправлены в Германию, в город Кельн. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

Сохранились до наших дней и сами дары, которые сейчас хранятся на Афоне, в греческом монастыре святого апостола Павла. По преданию, их бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным успением Она передала святыню Иерусалимской Церкви. В Иерусалиме дары находились до 400 года. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Святой Софии.

В 1470 году дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария передала дары монастырю святого апостола Павла, который до 1744 года был сербским. Сегодня дары волхвов благоговейно хранятся в монастыре в нескольких мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Также около 70 шариков величиной с маслину ладана и смирны. Святыни сильно благоухают. Монахи-святогорцы заметили, что дары исцеляют одержимых нечистыми духами. Каждый раз после ночного богослужения их выносят в небольшом серебряном ковчеге на поклонение всем гостям обители.

Волхвы обрели Христа путем познания, Господь открыл им Его через знакомое для них — звезды. А так как обретение Христа влечет за собой изменение всей жизни, то обратно они уже возвратились «иным путем», путем к Царствию Небесному. Как и тысячелетия назад, сегодня люди разными путями приходят ко Христу: одни через Писание, другие — посредством проповедей служителей Божьих, третьи — через внутренние побуждения Духа. Главное же, чтобы сердце покорилось Христу, а как это произойдет — неважно.

Своим стремлением к Богу эти мудрецы показали нам, людям ХXI века, что Богу нужно отдать самое дорогое, что у нас есть,— наше сердце. И сегодня на примере волхвов, которые уже более двух тысяч лет назад познали эту истину, мы должны понять, насколько важно стать поклонниками живого и истинного Бога. Только тогда мы будем по-настоящему счастливыми и радостными христианами.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: