Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Фотография Пресвятой Богородицы

В сравнении с явлениями древних икон Божией Матери, это чудо почти современно нам и связано с техническим прогрессом. В этом году в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне празднуют 115-летие явления Светописанного образа Божией Матери.

Последователь великих старцев

В 1903 году настоятелем Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе был схиархимандрит Андрей (Веревкин). «Человек был благоговейный, молитвенный, духовный, "не от мира сего". Был прост как дитя и доверчив. Он скупость не знал, да и во зло как бы не верил, считал всех земными ангелами. Раздавал щедрой рукой направо и налево, и Господь посылал и жертву большую, и во всем изобилие. Гостивший в монастыре адмирал Скрыдлов с изумлением сказал о нем: “Во всю жизнь мою не видел я такого доброго человека”», – так описывал игумена Андрея отец Агафодор (Буданов).

Сам же отец Андрей считал основой духовной жизни беспрекословное послушание духовному наставнику. «Послушание – это подвиг, на который должен обратить все свои силы послушник ради отсечения воли падшего, ветхого человека. Это добродетель, которая привлекает милость Божию и снискивает все дарования. Это труд, делатели которого сподобляются истинной молитвы, а где нет сего – там прочее все не основательно, сомнительно и опасно», – говорил подвижник.

Обитель благотворения

С конца XIX по начало XX века русские монахи четыре раза в месяц раздавали щедрую милостыню нуждающимся. Об этом свидетельствуют монастырские архивы. Еженедельно из портов Одессы и Таганрога, где находились подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани суда с продуктами питания и другими вещами. Они предназначались для 3000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в скитах, келлиях и каливах Святой Горы.

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Около 600-800 человек получали хлебные лепешки — череки. В урочные дни за милостыней стали приходить бездельники и пьяницы.

В августе 1903 года в монастырь поступило письмо из Кинота, в котором выражалось недовольство «бесполезной» и «вредной» милостынею. Высшее Священное управление Святой Горы потребовало от священноначалия Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти иную форму помощи. В послании говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда любезна Богу, когда подается в разуме – людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

Прочитав письмо, игумен собрал старцев обители на совет. Мнения разделились. Большинство отцов считали невозможным оставить милостыню и нарушить тем самым благословение старцев Иеронима и Макария, которых все признавали великими подвижниками. Недовольные же, воспользовавшись письмом из Протата, просили немедленно прекратить «расточительство» казны. Выслушав всех, отец Андрей, положившись на волю Божией Матери, велел провести раздачу милостыни в последний раз. Он хотел сделать это ради бедняков, ничего не знавших о сложившихся обстоятельствах.

Благословение Божией Матери

3 сентября (21 августа по старому стилю) 1903 года, ровно через неделю после получения кинотского письма, монахи Русской обители собрались в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже толпились сотни нуждающихся и странствующих.

Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику. Однако именно в этот день Ее никто не видел.

Ликование охватило и насельников монастыря, и бедных келлиотов. Собор старцев монастыря посчитал вопрос исчерпанным. В Кинот Святой Горы направили письмо с описанием события. К нему были приложены фотография и прошение разрешить и дальше выдавать милостыню.

Милостыня продолжалась даже в самые трудные для обители времена. После начала Первой мировой войны и разрыва связей с Отечеством афонские русские обители попали в большую нужду. Монах Сергий (Токарев) заведовал тогда раздачей бесплатных пайков муки бедным пустынникам. Обладая добрым сердцем и видя тяжкое положение сиромахов, он не мог отказать в просьбе о надбавке горстки муки. Раздача подходила к концу. В спешной работе отец Сергий не обращал внимания на количество муки, остающееся в ларях. Когда же последний инок-пустынник получил свою долю, монах заглянул в лари, думая найти их пустыми. Но они оказались полными.

По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

В конце 80-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события. Ее раздавали паломникам. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография стала еще одним доказательством бытия духовного мира.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слова «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования.

В дни воспоминания события в храме в честь Светописанного образа Божией Матери совершают Божественную литургию. Затем монахи и паломники отправляются крестным ходом к месту явления Божией Матери. Над источником в часовне совершают водосвятный молебен.

Обретение негатива

Оригинальный негатив фотографии чудесным образом вновь обретен в русской святогорской обители в 2015 году. Его нашли во время работ со старым фотоархивом монастыря. Эту находку без сомнения можно считать чудом, учитывая все бедственные обстоятельства, постигшие русскую святогорскую обитель за минувший век. Много негативов погибло во время пожаров 1968 года, какая-то часть попала в частные коллекции. Поэтому не было даже надежды на то, что после стольких лет упадка можно найти эту ценную реликвию. По словам игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к обители и принимает посильный подвиг ее насельников».

По случаю этого чудесного события в русском святогорском монастыре были вознесены благодарственные молитвы ко Пресвятой Богородице, а всем насельникам обители и присутствовавшим паломникам раздали фотографии, сделанные с обретенного негатива.

Подготовила Татьяна Уютова

Оставить комментарий
Поделиться в: