Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Архитектор смотрит на несколько шагов вперед

«Должность епархиального архитектора – это нововведение в церковной жизни, и оно себя оправдывает. За последние десятилетия Церковь пережила бурный рост храмового строительства. Курируют строительство и реставрацию храмов, как правило, священники. Учитывая, что каждому настоятелю сегодня приходится выполнять еще и функции педагога, юриста, экономиста, никто из них не застрахован от ошибок в области строительства. А ошибки эти, как правило, обходятся очень дорого. Требуется много средств, труда и времени, чтобы их исправить. Благодаря работе епархиальных архитекторов, мы повышаем уровень и качество строительных и реставрационных работ».

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

 

Беседа с епархиальным архитектором Покровской епархии, входящей в Саратовскую митрополию, а так же руководителем проектной мастерской «Арт-Депо» Андреем Ивановым. 

– Какие функции выполняет епархиальный архитектор?

– Епархиальный архитектор создает проекты храмов, приходских и монастырских зданий, согласовывает проекты, созданные другими архитекторами. Он курирует строительство, благоукрашение, обустройство территории храмов и связанных с ними объектов в епархии. Он решает задачи, поставленные правящим архиереем, и отвечает перед ним за эту работу.


– Как получилось, что Вы стали епархиальным архитектором?

– Еще будучи студентом, я стал выполнять проектные работы для Саратовской епархии (это было еще до образования митрополии), в том числе для Свято-Троицкого собора г. Саратова. Там мне посчастливилось работать под руководством настоятеля игумена Пахомия (будущий епископ Покровский и Николаевский) вместе с прекрасным архитектором Еленой Ивановной Марченко. Елена Ивановна научила меня многому, но, пожалуй, главное, что я усвоил, – в проектировании не бывает мелочей. И все нужно продумывать до конца. Иногда только в процессе проработки и детализации ты можешь понять, что выбранное решение было не верное. Это влечет за собой дополнительные сложности или расходы, и нужно искать другие пути. А отец Пахомий (в то время он возглавлял реставрационный отдел епархии) дал возможность реализовывать поначалу простые, а впоследствии все более серьезные работы в архитектуре, став для меня главным заказчиком. Его понимание стиля во многом сформировало и мои взгляды на архитектуру православных храмов. И потому впоследствии предложение Епископа Пахомия стать епархиальным архитектором я принял с радостью и гордостью.


– Как происходит проектирование?

– Проектирование всегда ведется от общего к частному. Сначала решают глобальные вопросы – общий вид, образ (если это проект храма), потом фундамент и крыша, затем цвет стен и форма окон. Все эти вопросы важны, но решать их нужно последовательно. В процессе проектирования архитектор как бы заранее «строит» здание. Это «строительство» выражается в чертежах и объемных моделях. На данном этапе мы смотрим, во что выстраивается наша задумка, выявляем ошибки и слабые места будущего здания или интерьера. Выявление проблем на этапе проектирования позволяет избежать их при реальном строительстве, а соответственно сэкономить деньги и время.


– Выполняете ли вы работы для других епархий?

– Да, и не только для епархий. Поскольку помимо должности епархиального архитектора я возглавляю проектную мастерскую «Арт-Депо», мы проектируем и жилые здания, и торговые центры, много занимаемся общественными интерьерами, корректируем готовые проекты. Бывает, что приходиться вносить изменения в чужой проект на стадии, когда фундамент уже готов, и изменить можно только внешние решения. Но и такие работы часто оказываются успешными.


– Большое дело начинается с основы, в храме – с закладки фундамента. Батюшки часто спрашивают, какой фундамент необходим для храма?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо сделать геологическое исследование: взять пробы земли, проверить, какой на участке грунт. Можно возразить, что это дорого, но поймите, если мы не будем знать, какой у вас грунт, нам придется делать фундамент, из расчета на самый плохой вариант, то есть самый дорогой. И если на самом деле грунт не так плох, как можно было предположить, – получится, что вы потратите на фундамент лишние деньги, гораздо большие, нежели стоимость исследования грунта.

– Значимая часть работы архитектора – авторский надзор за строительством.

– Авторское сопровождение проекта очень важно. Во-первых, реальность всегда вносит свои коррективы в наши проекты, и архитектор сможет вовремя подкорректировать проект в соответствии с открывшимися обстоятельствами. А во-вторых – осуществляя авторский надзор, архитектор сразу же обратит внимание на неточности в работе строителей и вовремя их исправит. У строителей есть задание, они его выполняют и о большем не задумываются – это не их функция. А архитектор смотрит на несколько шагов вперед.


– Периодически слышатся речи о поиске новых стилей церковной архитектуры, идущих в едином русле со стилистикой современной светской архитектуры. Насколько правомочен такой поиск?

– Поиск нужен, но он невозможен без понимания прошлых стилей. Чтобы появилась современная православная архитектура, мы должны выйти на тот уровень, на котором она находилась до момента разрыва традиции, то есть до 1917 года. А нам до уровня тех, старых, мастеров, еще ой как далеко. Некоторые архитектурные предприятия приближаются к нему, другие отстают от них... Когда дойдем – начнется рост, дальнейшее развитие. А когда мы пытаемся делать новое, не понимая старого, получается посредственно. Новое должно органично вырастать из старого. Современная архитектура должна иметь преемственность с тем, что было до нас. Не идти вразрез со старыми традициями, а продолжать их и развивать, применяя что-то новое в планировке зданий, внешних формах, материалах и в технологиях. Я сейчас делаю проект реконструкции храма – это современенный вариант древней псковской архитектуры, такой православный минимализм. План получается своеобразной формы – из-за сложившегося участка. Вот вам и трансформация древнего в современное. Очень интересный опыт – проект реставрации Свято-Троицкого собора г. Энгельса (Покровска). Он был построен в XIX веке как обычный провинциальный храм, в его архитектуре прослеживаются черты классицизма. Сейчас это кафедральный собор, нужно было придать его облику вид более  величественный. Получился интересный проект, в котором использованы мотивы разных стилей. Я думаю, лет через 50 станут строить храмы, которые будут лучше тех, которые возводятся сегодня. Наверняка будут и традиционные варианты, но со временем станет появляться и все больше разновидностей современных проектов. Пока что у нас очень мало хороших современных православных храмов. Мы находимся в поиске.

– Как бы Вы охарактеризовали современные архитектурные организации, разрабатывающие проекты церковных зданий?

– Чтобы хорошо проектировать храмы, надо иметь базу – достаточные знания и опыт в архитектуре вообще. Не менее важны специализированные знания и опыт работы в сфере именно церковной архитектуры. До недавнего времени у нас в стране храмы вообще не проектировали. Традиция оказалась прерванной, накопленный к началу ХХ века опыт и приемы были утеряны. Мы, архитекторы, изучаем опыт предшественников, исследуя исторические здания, но это бывает нелегко, зачастую – приходится двигаться практически наощупь, просто копируя старое. У нас есть крупные организации, с большим опытом проектирования светских зданий и практически без опыта работы с церковной тематикой. Они создают качественные, проработанные проекты. Но в этих проектах зачастую упущены важные детали облика или даже планировки здания, связанные с богослужебными функциями храма и христианской символикой. Или, например, нет понимания того, что для нормальной жизни храму необходимо причтовое здание, здание школы, церковная лавка – целый комплекс зданий. И есть другая крайность – неплохие архитекторы, разбирающиеся в церковной специфике, которым не хватает инженерного опыта и возможностей больших организаций, мнения профессиональных строителей. В проектировании храма помимо архитектора должен участвовать еще целый ряд специалистов: конструкторы, инженеры по отоплению, вентиляции, пожарной безопасности, акустике. Все эти люди важны. Каждый проект – это комплекс вопросов, требующих решений. Это нормально. Архитектор и занимается решением этих задач.

 

 

Беседовала Алина Сергейчук

Издательство РУСИЗДАТ

 

Оставить комментарий
Поделиться в: