Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Будем соработничать

Сегодня, когда в обществе растеряны нравственные ориентиры и ценности, мы обращаемся к ним как к спасательному кругу, который не даст утонуть. Актуальность проблемы задала тему XXI Рождественским чтениям, завершившимся недавно в Москве. И особое внимание было уделено процессу воспитания и образования с учетом исторического опыта Церкви. Об этом мы беседуем с руководителем отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии священником Александром Миловановым.

— Курс «Основы православной культуры» был введен в школьное расписание начальных классов буквально в один год с образованием Покровской епархии. Такое стечение обстоятельств дало много плюсов для энгельсских школ. Педагоги получили мощную поддержку в лице вашего отдела.

— Мы не имеем права самоустраняться от участия в образовательном процессе и чувствуем в некотором роде моральную ответственность за его результаты. Но мы принимаем участие в нем в качестве консультантов, помогая в вопросах воспитания, в оборудовании кабинетов ОПК наглядными материалами, литературой. С этой целью за каждым приходом закреплены по несколько школ. Наша задача — помогать не только преподавателям, но и священникам, которые сотрудничают с образовательными учреждениями. И мы надеемся, что те стереотипы, которые были навязаны нашему обществу за десятилетия атеизма и в последние 20 лет отсутствия твердой политической позиции в отношении сотрудничества с религиозными организациями, будут преодолены.

— XXI Рождественские чтения уже свидетельствуют об этом. Внимание к работе чтений со стороны первых лиц государства, широкое представительство в них муниципальных служащих, да и сама положительная оценка работы Русской Православной Церкви говорят о том, что процесс этот пошел.

— Это показатель того, что данная работа строится совместно, контакты установлены. Появилось понимание, что пустота не может быть просто пустотой, она обязательно чем-то заполнится. И если это будет не Православная Церковь, придут какие-то секты, восторжествует безнравственность, бездуховность. У нас общие задачи и цели. И надо найти точки соприкосновения для того, чтобы всем вместе работать на благо народа, Отчизны.

— Участники Рождественских чтений, обсуждая вопросы, стоящие перед российским образованием и обществом, обменивались опытом. От нашей энгельсской делегации кто-нибудь выступал?

— На Рождественских чтениях работало несколько десятков площадок по самым разным направлениям. На секции, посвященной преподаванию «Основ православной культуры», заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 32 Татьяна Михайловна Слепухина поделилась опытом и озвучила проблему подготовки кадров. Как правило, для преподавания этого предмета готовят педагогов старших классов, а методика преподавания в младших классах, где ведется курс, имеет свои отличия, из-за этого возникают определенные сложности. Проблема кадров — одна из самых серьезных на данный момент, и не только для общеобразовательных школ, но и для нас.

– Вы имеете в виду конкретно ваш отдел или воскресные школы?

– И то, и другое. И нам в отдел нужны грамотные специалисты — педагоги, и, конечно, нуждаются в них воскресные школы. Эта проблема тоже обсуждалась на чтениях. Как правило, преподавание в воскресной школе целиком зависит от личности и квалификации педагога. А они разные — разная степень воцерковленности, религиозной грамотности. Чтобы уйти от хаотичного преподавания и систематизировать учебно-воспитательный процесс в воскресных школах, в декабре прошлого года были приняты документы, регламентирующие их деятельность.

В настоящее время воскресные школы могут приобрести статус учреждения дополнительного образования и получить от государства финансовую поддержку с сохранением всех полагающихся педагогам льгот, связанных с педагогическим стажем. На чтениях мы услышали об опыте работы таких центров духовно-нравственного воспитания, созданных в некоторых областях страны. Особенно это актуально для небольших сельских приходов, где школы обычно являются центрами всей культурной жизни на селе. Это начинание, я думаю, должно встретить понимание и поддержку со стороны власти.

— Рождественские чтения — это своего рода подведение итогов за прошлый год и постановка задач на новый. Какая оценка была дана курсу «Основы православной культуры» за первый год его работы в школах?

— Отзывы о преподавании этого предмета самые замечательные. Нарастания социального напряжения никто не увидел, хотя и многократно, но безосновательно предсказывали. Потому что явлен реальный положительный результат. Это отмечают педагоги и родители, подтверждают анкеты самих учащихся. Познавая свою культуру, традиции, дети меняются в лучшую сторону, становятся добрее, отзывчивее. Единственное, с чем многие не согласны, это кратковременность курса — год. И этот вопрос поднимался на чтениях. Принципиальное согласие получено на поэтапное, до 2020 года, расширение преподавания предмета на весь период обучения в школе со второго по десятый класс. И это очень важно еще и потому, что администрация школ, как отмечает часть педагогов, смотрит на этот предмет как на второстепенный. Оценки за него не ставят, экзамены по нему не сдают.

— А как же проблема кадров, о которой Вы говорили? Тогда уж точно не будет хватать преподавателей.

— Помните, когда во всех школах стали вводить информатику, тоже говорили о том, что нет преподавателей, кто же будет её преподавать? Но постепенно все выровнялось. В начале нынешнего учебного года в Саратовском государственном университете на филологическом факультете открылась теологическая магистратура…

— Где Вы сейчас, как я поняла, продолжаете свое образование?

— Да, учусь. Теперь в университете планируют открыть кафедру, которая будет заниматься подготовкой преподавателей курса «Основы православной культуры» (в нашем районе его выбрали из всех предлагаемых модулей около 70% учащихся и родителей. — Авт.).

— Возглавив отдел религиозного образования и катехизации, Вы невольно погрузились в новую для вас науку — педагогику.

— У священника три функции — служить, учить и наставлять.

— Миссия, схожая с той, что выполняют педагоги.

— Когда я был настоятелем в храме во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска и приходил в школы, мне периодически доводилось слышать: «Вот если бы Вы имели педагогическое образование…». Упрек не упрек, но в итоге я закончил заочно педагогический факультет Современной гуманитарной академии (у отца Александра это третье высшее образование, первое — институт МВД, второе — духовная семинария. Кстати, его отец всю жизнь проработал в школе. — Авт.).

— Такой широкомасштабный форум, как Рождественские чтения, наверное, зарядил идеями, дал новый импульс в работе?

— Мы планируем организовать семинар, круглый стол для директоров воскресных школ и ответственных по религиозному образованию по благочиниям. Там обсудим документы, принятые на Рождественских чтениях, и выработаем уже свои конкретные мероприятия. Собираемся совместно с администрацией ЭМР провести совещание по итогам этих чтений. Будем продолжать и расширять нашу работу в режиме социального партнерства. И в этой связи следует обратить особое внимание на формирование в епархии православных общественно-педагогических активов. В них войдут люди, для которых Православие и педагогика — понятия неразделимые.

— Что радует, приносит Вам удовлетворение в этой работе?

— Что делаешь то, что ты должен делать, что все больше становится людей, живущих с верой. Радует, что в большинстве случаев и учащиеся, и учителя, и родители заинтересованы в нашем сотрудничестве. Радует общение не только с детьми, но и в первую очередь с педагогами, которые отдают себя детям. И, пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить все наше педагогическое сообщество за тот интерес, отклик, который мы у них всегда находим, приходя в школу. Святейший Патриарх Алексий говорил, что будущее страны зависит от педагогов и священников. Я с этим полностью согласен. И наша задача — им помогать, соработничать. Мы все находимся на одной линии огня, боремся за одни цели и убеждения. Нужно четко понять, что приход не ограничивается церковной оградой, а процесс обучения и воспитания не заканчивается на школьной скамье. И если две эти силы встретятся, объединятся, это принесет свои благие плоды.


Наталья АБРАМОВА

Газета «Наше слово — для всех и для каждого» от 8.02.2013 г.


Оставить комментарий
Поделиться в: