По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Золотые уста»

В истории Церкви остались имена многих наставников, проповедников, толкователей Священного Писания. Но только святитель Иоанн за свой проповеднический талант получил прозвание «Золотые уста». Этого удивительного человека помнит христианский мир уже более 1600 лет.

Житие святителя Иоанна, насыщенное многими испытаниями и трудами, сделалось неиссякаемым источником назидания и укрепления для всех православных людей. Он родился в середине IV века в одном из культурных центров Римской империи — Антиохии, столице Сирии. Будущий святитель происходил из знатной и богатой семьи. Отец его, умерший вскоре после рождения сына, был высокопоставленным богатым чиновником. Мать, овдовевшая в 20 лет, не пожелала больше выйти замуж. Для того чтобы дать Иоанну лучшее образование, она не жалела ничего. Читать он выучился по Священному Писанию, которое впоследствии знал досконально.

По окончании учебы юноша выбрал адвокатуру. Именно на юридическом поприще будущий святитель столкнулся с миром вражды, козней, обид и унижений и навсегда возненавидел всякую неправду. Впоследствии судейская деятельность дала ему возможность обличать пороки с беспощадностью, вызывая к ним отвращение.

В 369 году он принял Крещение и решил принять иночество, но из уважения к матери, которая просила его не оставлять ее до смерти, отложил на время свое решение. Похоронив мать, Иоанн на шесть лет удалился в пустыню. Аскетическая жизнь расстроила здоровье святителя, он возвратился обратно.

В 386 году святой Иоанн был рукоположен в сан пресвитера. Основной его обязанностью стала проповедь Слова Божия, которую он произносил на протяжении 12 лет. Это были его лучшие годы, которые он провел в общении со своей паствой. Святитель Иоанн Златоуст обладал необыкновенным проповедническим даром. Ни один из церковных писателей с такой ясностью, простотой и в то же время с такой силой слова не изъяснял христианских истин. Все государственные чиновники, члены правительства и прочие горожане оставляли все свои дела, чтобы прийти в храм и послушать проповедь святого. Под влиянием его речей люди в великом множестве принимали Святое Крещение и становились убежденными христианами. Поучительные проповеди Иоанна настолько потрясли Антиохию и полюбились горожанам, что проповедник получил прозвище «Златоуст», которое с тех пор неотъемлемо от его имени.

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был призван из Антиохии на Константинопольскую кафедру, которую возглавлял в течение семи лет. По приезде он первым делом распрощался с богатой обстановкой, заведенной его предшественником, а вырученные деньги употребил на приюты и госпитали.

Святителя любили бедняки, и изначально было понятно, что рано или поздно за свои слова ему придется пострадать от рук власть имущих. Он разоблачал пороки города: клеймил тщеславие и хищничество чиновников, пустоту и развращенность женщин. Но наряду с отвращением к самому греху он имел безмерную любовь и жалость к согрешающим. «Не грешника преследую, — говорил он, — а грех». По свидетельству самого святителя Иоанна, он поставил себе за правило служить народу ради Христа до последнего вздоха. «Я убедил душу свою, — говорил он, — доколе буду дышать, и Богу угодно будет продолжить мою настоящую жизнь, исполнять служение проповедника и делать повеленное, будет ли кто слушать меня или не будет».

Святитель рьяно обличал распущенность нравов при дворе. Императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, затаила зло на архипастыря. Разгневанная, она добилась суда и смертного приговора для святителя. Но ее супруг заменил казнь ссылкой. В 404 году святой был арестован и отправлен в ссылку. Это вызвало такое негодование народа, что был сожжен весь центр Константинополя и даже храм Святой Софии. Испуганная императрица попросила вернуть Иоанна, но вскоре вновь отправила его в отдаленную бедную деревню Кукуз в Малой Армении, приказав везти его «дабы умер скорее».

Больной, изможденный святитель Иоанн ехал на голой спине лошака, животное гнали, делая огромные переходы. Останавливались специально в грязных гостиницах, а иногда и в блудных домах, морили голодом, не позволяли заходить в храмы. Но он только повторял: «Слава Богу за все!». Вот как сам Златоуст обращался к народу в те дни: «Вы знаете действительную причину, почему хотят погубить меня? Это потому, что я не распоряжался расстилать перед собой богатых и дорогих ковров, что я не хотел одеваться в одежды, шитые золотом и шелком, что я не очень любил удовлетворять чувственности этих людей. Меня гонят не за богатство и не за то, что я совершил какое-нибудь преступление… Нет, меня гонят за то, что я люблю вас».

Через некоторое время из столицы пришел приказ перевести святителя Иоанна в Абхазию. Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, 14 сентября 407 года в возрасте 53 лет вселенский святитель отошел ко Господу.

Святитель Иоанн Златоуст умер с кроткими словами: «Слава Богу за все!» — нисколько не поступившись ни своей верой, ни своими убеждениями, ни своим образом жизни. Прах его был погребен в церкви во имя святого мученика Василиска Команского.

Популярность Златоуста была столь велика, что уже в 417 году константинопольский архиепископ Аттик восстановил его доброе имя. В 438 году мощи Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме святых апостолов. И по сей день Иоанн Златоуст — один из наиболее любимых и почитаемых православных святых. Церковь присвоила ему титул вселенского учителя.

В разных храмах России хранятся частицы мощей святителя Иоанна, поклониться его честной главе можно в Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Источник радости духовной

808e0829771d0a0919ed8b0d26821904.jpgСвятитель Иоанн Златоуст оставил нам прекрасный наследный дар — более 20 томов своих творений. Это наследие превосходит по объему писания любого из отцов Восточной Церкви. Его поучения и слова, несмотря на то что были произнесены и записаны почти 17 веков назад, не потеряли своей ценности и актуальности и в настоящее время, потому что труды его не имеют временных границ для пользы души человека.

После смерти святителя его творения благоговейно изучали и переписывали скорописцы. Таким образом, до нас фактически в первоисточнике дошло все творческое наследие святителя Иоанна Златоуста. Яркая, отличительная черта творений святителя — какой-то особенно простой язык, понятный всем. Его письменные труды были издавна любимым чтением и для простых благочестивых русских людей, и для богословов. Нет такой проблемы, о которой он не говорил бы в своих проповедях.

Уже в XI–XII веках по Руси ходили списки с обширного сборника «Златоструй», составленного болгарским царем Симеоном. Количество переводов творений Иоанна Златоуста быстро увеличивалось, и люди начали составлять из них свои сборники, например знаменитые «Златоусты», распространенные во многих списках, особенно в XIV–XVII веках. Книги Златоуста входили в ежедневное чтение всех русских царей вплоть до Петра I. Считалось, они подвигали государя на добрые дела. Полное собрание творений святого на русском языке вышло в свет только в 1898 году и впервые было переиздано уже в 1991 году.

В своих беседах святитель изъяснил книги Священного Писания, а именно: Книгу Бытия, многие псалмы, часть Пророка Исаии, Евангелия от Матфея и Иоанна, Деяния святых апостолов и все послания апостола Павла. В своем толковании Священного Писания святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. Златоуст постоянно и настойчиво призывает к прилежному чтению Библии. «Не ожидай другого учителя… есть у тебя Слово Божие, и никто не научит тебя, как оно».

Также до нашего времени сохранилось более 800 его бесед и слов. Его проповеди — это рассуждения об отношениях людей в духе христианских заповедей, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и церковной, о значении храма, о христианской взаимопомощи и благотворительности. Святой Иоанн является автором прекрасного Слова, которое все православные слышат в праздник Пасхи: «Воскрес Христос, и пали демоны. Воскрес Христос, и жизнь жительствует». Кроме того, сохранилось около 240 писем. В них святитель проявляет трогательную заботу и попечение о тех, кто поддерживал с ним духовную связь.

Он также является автором необыкновенно красивого чина Литургии, который Церковь совершает большинство дней в году. Святитель Иоанн установил за всенощным бдением антифонное пение (пение на два клироса), написал ряд молитв Таинства Соборования, ввел в церковную практику крестные ходы.

Ему был открыт доступ к источнику радости духовной. Тайну этого духовного счастья он раскрыл нам в своих дивных творениях, читая которые мы постигаем истинный смысл жизни и вместе со святителем Иоанном Златоустом будем повторять: «Слава Богу за все!».


Подготовила Наталия Бондаренко

Оставить комментарий
Поделиться в: