Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

На пути к Светлому Христову Воскресению

Подходит к концу вторая седмица Великого поста — время покаяния, молитвы и глубоких размышлений о своей душе. Церковь в своих песнопениях, молитвах продолжает учить нас с вами, что такое настоящий пост, чему он должен быть посвящен. Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Энгельса иеромонах Спиридон (Савин) знакомит нас  с субботой и воскресеньем второй седмицы.

Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста Церковь установила совершать поминовение усопших. В эти дни (так называемые родительские субботы) верующие собираются в храм, чтобы помолиться за всех своих родных, знакомых, всех, кто ожидает от нас памяти, любви и молитвы. Накануне вечером, в пятницу во время вечернего богослужения совершается великая панихида, или парастас. Она продолжительнее обычной панихиды, во время ее совершения священники и церковнослужители читают записки с именами усопших, а все находящиеся в храме мысленно вспоминают всех умерших. Утром совершается заупокойная Литургия, во время которой также звучат прошения об усопших. По ее окончании служится панихида. В эти дни принято подавать милостыню в память о своих усопших родственниках.

Второе воскресенье (Неделя) Великого поста посвящается памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Этот святой родился в конце XIII века в семье знатных и благочестивых родителей. Григорий воспитывался при царском дворе, его обучали лучшие учителя того времени. Юноша славился настолько блестящими способностями, что в 17 лет прочитал во дворце лекцию, которая вызвала всеобщее восхищение. Перед ним открывалась успешная карьера, сулившая обладание всеми возможными благами.

Но святой Григорий с юности был равнодушен к политике и мирскому успеху. В 20 лет он становится монахом и посвящает себя молитве, богомыслию и богословию. На протяжении многих лет он живет в монастырях на Святой Горе Афон. И даже когда ради служения Церкви вынужден ее покидать, стремится к безмолвию и тишине, где бы ни оказался.

Однако по воле Божией именно ему суждено было возглавить борьбу с одной из самых распространенных ересей того времени — учением монаха Варлаама. Этот монах отвергал православное учение о духовном благодатном свете, освещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, как на Фаворе и на лице Моисея после собеседования его с Богом на Синае (см. Исх. 34, 29–30). Варлаам учил о Фаворском свете, что он был нечто вещественное, сотворенное, являвшееся в пространстве и окрашивавшее воздух, так как он был видим телесными очами людей, еще не освященных благодатью. Сотворенными он признавал все действия Божества и даже дары Святого Духа, возводя тем самым Бога в разряд творений, рассекая одно и то же Божество на созданное и несозданное.

В продолжении целых двадцати трех лет доблестный святитель Григорий мужественно боролся с Варлаамом и его последователями. Он опровергал это заблуждение в личных беседах с еретиками, выступая на соборах, а также в своих богословских сочинениях. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Христос на Фаворе. Потому цель жизни христианина — обожение, достигаемое постом, молитвой, покаянием, добродетельной жизнью по заповедям Христа.

Осуждение еретиков на соборах и оправдание учения святителя было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его памяти было посвящено второе воскресенье Великого поста. А кроме того, воспоминание учения святителя Григория и его святой жизни учит нас тому, ради чего христианин должен приступить к посту. Не для того, чтобы заслужить у Бога какие-то блага или принести пользу своему здоровью, а для того, чтобы, очистив душу от скверны греха, увидеть и сердцем почувствовать Свет Христова Воскресения.

Сорок дней Великого поста святые отцы сравнивают с сорокалетним странствованием евреев по пустыне. В Священном Писании мы читаем, как избранный Богом народ покидает Египет и отправляется в землю обетованную. Но для того чтобы изжить дух рабства, ему предстоит сорок лет провести в пустыне. Также и каждому из нас, чтобы перестать быть рабом греха и достигнуть Царствия Небесного, нужно пройти свою пустыню — время Великого поста.


Оставить комментарий
Поделиться в: