Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Светлый путь к Спасителю

У каждого свой путь в этой жизни. Но зачастую люди стремятся к внешнему благополучию: карьере, славе, материальному достатку, считая именно эти критерии определяющими для полного человеческого счастья. Настоятелю храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Узморье Энгельсского района иерею Сергию Захарья сулила карьера на сцене оперного театра, любовь и признание зрителей. Для этого у него было все: и голос, и присущая артистам харизма. Но Господь уготовал ему иную участь. На протяжении двадцати лет священник служит Богу, восстанавливая храмы и возрождая духовную жизнь в российской глубинке.


Надо идти служить Богу!

Наша беседа с отцом Сергием началась несколько необычно, не с банальных вопросов. Вдруг, неожиданно, он запел духовное песнопение Великого поста «Душе моя, восстани, что спиши…». Даже не имея специального образования, определила сразу, что владелец прекрасного поставленного голоса ранее был связан с искусством. И не ошиблась. Будучи студентом Алматинской государственной консерватории имени Курмангазы, отец Сергий пел в храмах г. Алматы, в том числе и в мужском церковном хоре храма в честь Покрова Божией Матери. «У нас с супругой, матушкой Маргаритой, двое маленьких детей на руках было, надо было кормить», — вспоминает батюшка о своих студенческих годах.

По окончании консерватории, в 1988 году, после прослушивания, супруги были приглашены на работу в Саратовский театр оперетты г. Покровска (Энгельса). Матушка Маргарита закончила театрально-художественный институт г. Алматы. Но Россия нерадушно встретила русских иностранцев. Супружеская чета столкнулась с бюрократическими проволочками, связанными с оформлением гражданства. Без него невозможно было ни устроиться официально на работу, ни решать жилищные вопросы. «Без гражданства, естественно, мы недолго проработали в театре. Ровно через год договор с нами расторгли, и мы остались без работы», — вспоминает отец Сергий.

А жить нужно было, скорее даже не жить, а выживать. Помогли опять-таки прежние знакомства. Во время гастролей по городам Поволжья будущий священник познакомился с настоятелем одного из храмов города Вольска. Тогда они исполнили дуэтом песнопение «Да исправится молитва моя…». А когда закончили петь, батюшка пригласил молодого человека певчим в свой храм. В трудные времена отец Сергий и вспомнил об этом приглашении. «На метеоре по Волге плыл в Вольск к вечерней службе, — вспоминает батюшка. — Там пел всенощную. Ночевал. Оставался на утреннюю Литургию. Батюшка мне давал 25 рублей, сетку лука и другие продукты. Так я кормил семью». Приходилось отцу Сергию служить и «ямщиком» на почте, доставляя по назначению денежные переводы и посылки.

19 декабря 1990 года после реконструкции в г. Покровске (Энгельсе) открылся Свято-Троицкий храм. Его настоятель, священник Александр Керимов, пригласил супругов певчими в храм. «Конечно, заработок был скромный, но помогали добрые люди, которые работали с нами в храме. Кто мыло давал, кто сахар, кто стиральный порошок, так и выживали», — вспоминает о непростых временах отец Сергий.

Позже во время одного праздничного богослужения голосистого молодого человека заприметил тогдашний настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова священник Лазарь Новокрещеных (ныне протоиерей). Он приехал в Свято-Троицкий храм служить с архиепископом Пименом (Хмелевским). Тогда они и позвали молодого певчего идти на служение Богу, а именно в саратовский храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В здании храма находился планетарий, и оно только-только было передано Церкви. Мучили сомнения, но после длительных раздумий отец Сергий согласился.

Диаконская хиротония состоялась 10 ноября 1991 года в Свято-Троицком соборе г. Саратова. Затем началось служение. Но после богослужений молодого диакона ожидали хозяйственные хлопоты, связанные с переустройством здания под церковь. «После служб приходилось снимать с себя все облачение и начинать работать, — делится воспоминаниями батюшка. — Приходилось разбирать стены, быть снабженцем, искать строгальные и пилильные станки». В течение двух месяцев удалось открыть Сергиевский придел.

Следующим этапом пути стало рукоположение диакона Сергия в сан священника в селе Казанла Карабулакского района. Это событие произошло 4 июля 1993 года. В то время отец Сергий продолжал учебу в Саратовской духовной семинарии. Спустя некоторое время отца Сергия направили на служение в Свято-Троицкий храм г. Покровска (Энгельса), но уже священником. Там батюшка на протяжении пяти лет служил с настоятелем храма протоиереем Александром Керимовым.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

foto_5_rasp.jpgНо чаще всего отец Сергий вспоминает служение в церкви в честь Казанской иконы Божией Матери с. Вязовка Татищевского района (теперь храму возвращено первоначальное название в честь Рождества Христова), где он был настоятелем. Семья жила в Покровске, и батюшке пять лет приходилось постоянно проделывать путь в 60 км до сельского храма. За эти годы удалось увеличить приход от четырех до девяноста прихожан. «Приход собран не мною, — признается батюшка, — а скорее Распятием Христа, которое мы установили в нашем храме». С этим-то Распятием у сельского батюшки связаны особые воспоминания.

«В конце ноября 2000 года я был приглашен жительницей села Вязовка, нашей прихожанкой, освятить ее дом, — вспоминает отец Сергий. — В большой комнате отслужил молебен и начал освящать другие помещения. С водой и кропилом я вошел в комнату, где в красном углу находились иконы. Поднял кропило к иконам и замер. В окружении святых ликов стояла фигура Распятого Господа Иисуса Христа. Его голова — в терновом венце, а сама фигура укутана красным покрывалом. Когда сняли покрывало, мне отчетливо стало ясно, что это великая святыня и что искалеченный образ надо восстановить — у скульптуры не было рук и ступней. Я был уверен, что Распятие должно стоять в храме». С доводами священника согласилась и хозяйка. Женщина не раздумывая отдала Распятие батюшке.

Теперь перед ним стояла главная задача — найти скульптора. Этот вопрос удалось решить на удивление быстро. Знакомые реставраторы направили священника к скульптору из г. Покровска (Энгельса), который работал учителем труда в одной из школ. Переговоры длились недолго. Мастер согласился. Тогда он даже и не подозревал, что эта работа коренным образом изменит его жизнь. «На тот момент, — рассказывает батюшка, — скульптор страдал тяжелым нейродермитом, были серьезные проблемы со всеми внутренними органами».

Позже мужчина откровенно признался священнику, что когда отец Сергий развернул в мастерской укутанную в белое фигуру, «перед ним лежала не скульптура, не произведение искусства, это был как бы живой Человек, изуродованный людьми». Скульптор боялся даже прикоснуться к Распятию, но выводы сделал сразу: образ Спасителя сотворен в XVIII веке замечательным мастером. Это было видно по тому, как сделана фигура. Инструмент касался дерева только однажды — никаких повторных, улучшающих скребков.

Реставрация скульптуры проходила ровно десять суток. Потом скульптор рассказывал священнику, что за это время он не покидал мастерскую. Забыл о сне и о еде, его перестали беспокоить болезни. Когда была закончена реставрация образа, скульптор сразу начал делать Крест и Голгофу. На реставрацию ушло два месяца.

Отец Сергий вспоминает, что между теми людьми, которые участвовали в реставрации, в перевозках и в установлении Распятия, ни разу не возникало конфликтов. Не так уж много понадобилось и средств. Удивляло, что они приходили тогда, когда были необходимы, и ровно столько, сколько требовалось. А когда пришла пора перевозить Распятие в Вязовку, быстро нашлась и подходящая машина. Это событие произошло 1 февраля 2001 года.

«В самой церкви нас ждали несколько прихожанок, — с волнением в голосе рассказывает батюшка, как бы в очередной раз переживая те минуты. — Предстояло неизбежное! Пригвоздить образ Спасителя к Кресту. Это, конечно, должен был сделать реставратор. Только он мог не расщепить дерево. Скульптор был в страшном смятении, а рука не поднималась от отчаяния и неведомого страха. И только после длительных уговоров и благословения это тяжелое дело было завершено. Мы были все потрясены. Затем мы отслужили благодарственный молебен и приложились к образу Спасителя. Сейчас я благодарю Господа, что он сподобил меня стать участником восстановления святого образа Христа».

С того незабываемого дня минуло семь лет. По словам батюшки, зафиксированы несколько случаев исцеления молящихся у креста.

Не боясь трудностей

Сегодня батюшка занимается строительством храма во имя святителя и чудотворца Николая в с. Узморье. Возведение церкви началось почти три года назад, в 2010 году, когда батюшка был переведен сюда на служение. Осталось установить купола, провести внутренние отделочные работы. Пока же богослужения совершаются в арендуемом здании бывшей сельской школы. В настоящее время решается вопрос о передаче земли и здания школы в собственность Церкви.

Если Бог даст, мечтает отец Сергий, то со временем, когда отстроят новый храм, здание школы будет реконструировано под крещальню и воскресную школу. А на прилегающей территории батюшка планирует соорудить детскую площадку и небольшой живой уголок. Завести там страуса, верблюда, осла и лошадь. Мечтает священник обустроить отдельные комнаты для паломников.

Планов много. Отец Сергий берется за все дела с упованием на волю Божью. И с радостью вспоминает о тех трудностях и испытаниях, которые пришлось пережить. Ведь они были уготованы самим Господом и незримо указывали тот светлый путь к Нему, наполненный истинной радостью.

Елена Гранкина


Оставить комментарий
Поделиться в: