Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Умная помощь

Заповедь Спасителя «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42) должна быть путеводителем в жизни православного христианина. Особенно часто мы вспоминаем ее Великим постом. Но практика Епархиального центра гуманитарной помощи «Милосердие» показала: чтобы средства храма и благотворителей были использованы по назначению, и в добрых делах важен рациональный подход.

Помочь – не навредить

Центр «Милосердие» работает несколько лет. И теперь мы точно знаем: не каждая помощь может пойти на пользу человеку. А в некоторых случаях, помогая, мы можем даже навредить. К примеру, если человеку, одержимому недугом пьянства, дать денег, вряд ли он их потратит на пропитание. Скорее всего, на бутылку спиртного. А вот если одеть, обуть и накормить, то помощь действительно будет впрок. Если у входа в храм человек просит деньги, и вы не уверены, на что он собирается их потратить, подайте ему что-то из еды или одежды.

Доверчиво откликаясь на чью-то просьбу, мы можем навредить душе просящего лукаво. Священникам и социальным работникам приходов, к сожалению, хорошо известна особая форма мошенничества – выпрашивание денег на дорогу. С ней знакомы и работники государственных социальных структур. Каждую просьбу приходится тщательно проверять, задавать уточняющие вопросы и анализировать ответы. Ведь не исключено, что кто-то действительно попал в беду. Но кто-то может постараться воспользоваться вашей доверчивостью.

К нам в центр «Милосердие» с такими просьбами обращаются нередко: «Еду проездом, а мне бы на Дальний Восток», «Мне бы попасть в Алтайский край. Я оттуда родом». Что характерно: маршрут следования называют не близкий, а значит, и расходы на билет не малые. Приходилось узнавать, на какие средства и откуда этот человек прибыл в наш город. Выясняли порой – добрался просящий с не менее дальнего города. Отсюда и следующий вопрос: «А на какие средства вы доехали до нас?». Версии можно услышать разные: кто-то упорно начинает доказывать, что ехал на попутках, кто-то приехал к знакомым, родственникам. Странно только, что конечным пунктом обращения за помощью стала Церковь.

Целесообразно в этом случае попросить телефон родственников или знакомых. А в качестве обоснования сказать: «Совместно нам легче будет оплатить поездку». Другой вариант – предложить заработать средства на дорогу. При храме всегда рабочие руки требуются.

Если деньги нужны немедленно, стоит предложить купить электронный билет, но только с личной карты социального работника или иного сотрудника храма. Здесь есть один нюанс: при возвращении билета в кассу деньги перечисляют на карту владельца. И это прекрасно понимают любители легкой наживы. Как правило, они сразу начинают раскланиваться, обещая прийти на следующий день. А некоторые даже сетовать на фарисейский подход сотрудников нашего центра и надеяться на благосклонное отношение в других храмах. В таких случаях мы немедленно оповещаем «ВКонтакте» социальных работников о возможном появлении афериста в их храмах.

Подобные истории происходят часто, и все они похожи одна на другую. Однажды в центр «Милосердие» обратился мужчина лет тридцати. Просил деньги на билет до города Бреста (Белоруссия). Поведал свою грустную историю: приехал в Саратов заработать, а работодатели не заплатили за труд. Оказавшись без работы и денег, он не может вернуться в родные края. По словам мужчины, поезд до Бреста идет раз в неделю, а значит, несколько дней ему нужно где-то переждать. Вот только деньги мужчина попросил дать незамедлительно.

К счастью, в это время в центре «Милосердие» находился руководитель организации «Шаг к жизни» А.А. Федоров, который предложил мужчине пожить у них три-четыре дня до отправления поезда, а заодно и заработать на билет. За это время сотрудники центра «Милосердие» пообещали купить электронный билет со своей личной карты и отвезти мужчину прямо к поезду. Проситель пообещал вернуться с вещами, но мы его больше не видели. Через сорок минут А.А. Федорову позвонил настоятель одного из Покровских храмов с просьбой помочь этому же мужчине.

В другой раз в Епархиальное управление позвонил молодой мужчина и посетовал, что находится на лечении в тубдиспансере г. Самары. Недавно он похоронил сына, который скончался от туберкулеза. В настоящий момент ему тоже требуется дорогостоящее лечение. С надеждой собрать необходимую сумму на лечение мужчина и обзванивает епархии. Интересуюсь, не обращался ли мужчина за помощью в Самарскую епархию? На что он ответил: сотрудники епархии (и не только Самарской) уже перечислили средства. Однако этих денег недостаточно. Прошу отправить в Ватсапе фотографию медицинского заключения и контактный телефон лечащего врача, чтобы уточнить некоторые детали. В ответ – тишина.

Доверяй, но проверяй!

Мы, конечно, не призываем читателей вовсе отказаться от помощи и в каждом просящем подозревать хитрого мошенника. Кому же помогать и как? Опыт центра «Милосердие» показал – нужно придерживаться известного правила: «Доверяй, но проверяй». Поэтому при первом обращении в центр у просителя запрашивают документы. Как правило, к нам обращаются малообеспеченные неполные семьи. В этом случае запрашиваем паспорт, свидетельство о рождении детей. Важным для нас документом является справка, подтверждающая статус малоимущей семьи. Ее беспрепятственно можно получить в районном управлении социальной поддержки населения.

Болезнь или инвалидность, смерть близкого человека, развод или уклонение супруга от алиментов, ипотека – все это можно подтвердить документами. В свою очередь, сотрудникам центра, имея на руках необходимые документы, проще обращаться в государственные учреждения, чтобы привлечь специалистов к решению той или иной проблемы.

Кто-то упрекает наших сотрудников в бюрократии, но подобная система позволяет не только выявить аферистов, но и рационально распределять помощь именно тем, кто в ней нуждается в первую очередь. Мы постоянно сотрудничаем с государственными социальными службами. Например, действительно ли кризисное положение в той или иной семье, можно проверить, набрав номер специалиста Энгельсского центра социальной помощи семье и детям «Семья» (подобные социальные учреждения есть и в других районах). Если семья на учете не состоит, то стоит запросить перечисленные документы в индивидуальном порядке.

Встречаются горе-мамы, которые, прикрываясь многодетностью, могут настойчиво требовать гуманитарную помощь. А их дети в это время находятся в социально-реабилитационном центре «Надежда». Проверить информацию по мамам, не внушающим доверия, можно, также позвонив в реабилитационный центр или органы опеки. Государственные служащие сегодня охотно идут на контакт с Церковью и готовы к сотрудничеству.

В социальных сетях нередко можно встретить призывы помочь тяжелобольным детям. Однако и здесь может быть подвох. Не исключено, что фотографиями больных детей могут воспользоваться и мошенники. Такие случаи, к сожалению, не редкость. Поэтому доверять стоит только официальным сайтам известных благотворительных фондов, а также официальным православным ресурсам – «Православие и мир», «Православие.ру», сайтам епархий и православных храмов. Можно делать пожертвования на счета, размещенные в социальных сетях. Но только в том случае, если вы лично знаете нуждающихся или по рекомендациям друзей и знакомых.

Способность помочь себе самому

Нередко в храмы обращаются люди с просьбой определить их на ночлег или на проживание. Как правило, это люди без документов с явными признаками длительного проживания на улице. Большую помощь храмам Покровского благочиния оказывает Энгельсский филиал благотворительной общественной организации социальной адаптации граждан «Шаг к жизни». Организация оказывает помощь страждущим наркотической и алкогольной зависимостью.

Руководитель организации А.А. Федоров лично выезжает по звонкам из храмов и встречается с нуждающимися в крове. Знакомит с условиями пребывания в общине, где предоставляют кров над головой, чистую постель и еду, а также помогают с трудоустройством. В перечне запретов – употребление алкоголя и наркотиков, тунеядство. Если человек нарушает установленные правила, то после трех предупреждений его просят покинуть общину. Были ситуации, когда просящий удалялся сразу после того, как слышал об условиях пребывания в общине. Сразу становится ясно: человек ничего не собирается менять в своей жизни. А значит, ему вряд ли чем-то можно помочь. Но это уже личный выбор каждого.

Границы помощи

Как показала практика, эти границы необходимо определить в любой ситуации. Важно, чтобы человек понимал: без его желания и личного участия в своей судьбе никто не сможет помочь. Нужно сразу дать понять, что в сложной ситуации Церковь готова протянуть руку помощи, а уж потом нужно учиться жить самостоятельно. Чрезмерная опека и жалость могут развить иждивенческую позицию. К сожалению, с этим сотрудникам центра «Милосердие» тоже приходится сталкиваться.

Оказывать помощь важно и нужно. Но делать это надо так, чтобы люди не только испытали облегчение и радость, но и получили стимул изменить свою жизнь к лучшему.

Елена Гранкина

Теги: дела милосердия, помощь ближним, подаяние.
Оставить комментарий
Поделиться в: