Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в среду 5-ой седмицы Великого поста. Мариино стояние.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Дорогие братья и сестры, на пятой седмице Великого поста, в ночь со среды на четверг, по уставу нашей Церкви в храмах должно совершаться Всенощное бдение с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского. Зная немощь современного человека, Церковь предлагает нам этот канон услышать в вечернее время. Но от этого глубина и богослужения, и покаянного гимна совсем не изменяются.

Мы с вами снова, как на первой седмице Великого поста, слышим удивительные глаголы преподобного Андрея, его повествование о добродетели и падениях, о грехе, которым одержим человеческий род. Снова и снова перед нашими глазами, перед нашим умом и сердцем открываются удивительные образы и Ветхого, и Нового Завета, образы великого подвига и тяжких падений. Но особенность канона пятой седмицы — это постоянное упоминание о Преподобной Марии Египетской, и чтение ее жития на этом богослужении.

Думаю, что нет человека, который бы не умилился сердцем, слыша это жизнеописание. Ибо каждый из нас, дорогие братья и сестры, в той или иной мере осознает и понимает, что нет человека, который бы в жизни не согрешил. Жизнь Марии Египетской — это действительно удивительный пример страшного падения, но и удивительный пример покаяния, восстания от греха, от бездны греховной. Когда слышишь рассказ преподобного Зосимы об этой удивительной подвижнице, представляется Египет, представляется Иорданская пустыня. То время, о котором говорится в этом жизнеописании – это время расцвета палестинского монашества. Именно в это время, в самом начале VI века преподобная Мария Египетская и подвизалась. Также подвизались десятки, сотни, тысячи иноков в разных уголках пустыни, разных монастырях, в отшельнических кельях. И можно было увидеть удивительные примеры подвига святой жизни.

Но жизнь преподобной Марии – это не просто жизнь подвижническая и монашеская. Это, прежде всего, жизнь в покаянии. Мы, дорогие браться и сестры, осознавая себя грешными людьми, конечно, тоже каемся, молимся, исповедуемся. Но человек устроен так, что со временем привыкает ко многим вещам. И бывает, видишь человека, видишь христианина, спрашивая которого о жизни, о его духовной жизни, слышишь в ответ примерно такие слова: «Я живу как все, я ничего страшного не делаю, я никого не убиваю, не ворую, не совершаю каких-то больших преступлений». Обычно и стремления у простого обывателя, человека тоже не очень велики. Ему хочется, чтобы все было хорошо, чтобы все были здоровы, чтобы в доме было счастье, был достаток. Преподобная Мария Египетская, как мы знаем, впала в такие бездны порока и греха, что, как говорится в житие, даже стыдно описывать. Но в одно мгновение она переменилась, в одночасье все осознала, поняли и переменилась.  Это редкое качество, дорогие братья и сестры. Жизнеописание говорит нам, что переменились ее намерения, но вот на пути покаяния, в пустыне, ее продолжали мучить и помыслы, и искушения, и страдания. Прежде чем она нашла спокойствие сердечное, упокоение преподобная Мария долгие годы подвизалась: трудилась, постилась, молилась, терпела страшную нужду, холод, голод. В итоге она приобрела настоящую святость.

Часто мы, братья и сестры, удивляемся, почему у нас многие вещи не получаются, почему, каясь в тех или иных грехах, мы никак не можем исправиться. Наверное, потому что нет той самой решимости, которая была у этого человека. Всегда, читая ее жизнеописание, мое сердце трогает такая особенность: когда она оказалась в Иерусалиме, когда хотела войти в храм, она делала всё как все. Люди пошли в храм, и она отправилась с ними. Люди проходили ко Кресту, и она хотела это сделать, но вдруг поняла, что ее что-то не пускает. Раз, два, три, может быть, более она пыталась войти в храм. Может быть, народу было много и, не имея возможности проникнуть в храм, она стала задумываться, почему ее не пускает какая-то неведомая сила. Это тоже редкость, братья и сестры. Обычно, когда в жизни что-то не получается, люди гневаются, раздражаются, ропщут на Бога, на ближних своих. Люди пытаются добиться искомого во что бы то ни стало: «Хочу и надо. А если, Боже, Ты мне этого не даешь, я и верить Тебе не буду». С такими вещами, я думаю, каждый из нас тоже встречался в жизни.

Преподобная Мария Египетская, несмотря на свою греховность, на все свои страсти (а вы знаете, что страсть, если мучает человека, то даже в храме не отступает от него), она задумалась и поняла, что именно греховная жизнь не дает ей войти в этот храм. Бог не допускает ее до святыни. Она стала молиться. Стала возносить молитву Божией Матери. Увидела Ее икону на стене, фреску, услышала голос, почувствовала. Очевидно, это был не голос с небес, не громогласный вопль, который услышали все в храме. Нет, в сердце ее раздалось звучание голоса, который призывал задуматься о грехах своих. И, попросив у Бога прощение, она вдруг почувствовала, что уже ничто ей не препятствует войти в церковь. Это мгновение, это секунды, минуты размышлений, переживаний, молитвы. Но за эти секунды, минуты изменилась полностью ее жизнь, взгляд на жизнь. Это свидетельствует, как мне кажется, о том, что на самом деле ее душа всегда была живой. И даже когда она согрешала, вполне вероятно, делала это по неведению, по незнанию. Но обретя истинное знание и Бога, обретя вот такую надежду, она полностью переменилась.

Есть и еще одна особенность, братья и сестры. Войдя в храм, поклонившись Животворящему Древу Креста Господня, преподобная Мария Египетская возвращается на то самое место, где она приносила Богу покаяние. Она возвращается к той самой фреске Божией Матери и говорит: «Раз Ты помогла мне, раз Ты меня наставила, то и дальше меня наставляй, и дальше меня веди путем покаяния и спасения». Вот этого, братья и сестры, нам тоже часто не хватает в жизни. Получив что-либо от Бога, мы не всегда умеем благодарить Его. Получив тот или иной дар, принеся Богу покаяние и изменив свою жизнь, мы не всегда осознаем, что именно Господь принял в этом участие. Что говорить и о духовной жизни. Часто в повседневных своих делах и заботах, получая то или иное благодеяние от ближних наших, родных, знакомых, друзей, мы тоже не всегда благодарим. Но преподобная Мария Египетская была другим человеком. Она вернулась туда, где с ней совершилась перемена, и сказала: «Господи, благодарю Тебя!» А Матери Божией она сказала: «Веди и дальше меня». И опять-таки в мгновение ока, в секунды, минуты она приняла решение полностью отдать себя на служение Богу.

Но и, конечно, братья и сестры, дальнейшие годы, десятилетия, которые она провела в пустыни, наверняка не были легкими. Это был тяжкий подвиг и труд. И той святости, которую увидел старец Зосима, наверняка пришлось ей добиваться очень и очень долго тяжелым трудом. Но, если у человека есть произволение, Господь ему поможет совершить и внешние дела, и дело покаяния. И думаю, братья и сестры, что старец Зосима не просто так встретил преподобную Марию, не просто так оставил ее жизнеописание нам. Думаю, это случилось для того, чтобы каждый из нас имел возможность себя, свою жизнь сравнить с подвигом этой святой. Конечно, это сравнение будет не в нашу пользу, но все же, я думаю, что у каждого из нас должна зародиться, должна окрепнуть надежда, что Богу возможно все. Человек своими силами достигнуть ничего не может. Вот согрешить – да, это без Бога, пожалуйста. А вот исправиться, измениться, приобрести какую-либо добродетель, совершить подвиг – нет. Без Божьей воли и без Божьего благословения у человека сделать это не получается. И, если каемся мы в грехах своих, то будем надеяться и верить, что Господь прощает их. Если согрешаем, будем каяться в грехах. Если беремся служить Богу, будем это делать тоже, опираясь не на себя, не на свое «я», а прежде всего на мысль, что я немощный человек, но с Божией помощью все мне возможно.

Предстоящий воскресный день или Неделя пятая Великого поста будет посвящена памяти преподобной Марии Египетской. Мы еще вспомним о ее жизни, услышим о ней тропари и стихиры. И, дай Бог, чтобы ее пример, пример ее жизни, пример ее покаяния был для нас поддержкой, был для нас, дорогие братья и сестры, своего рода надеждой, что, раз такое возможно было когда-то, то вполне вероятно, что это возможно и сегодня. Пусть Господь молитвами преподобной Марии и святителя Андрея, архиепископа Критского, чей канон мы сегодня с вами слышали, укрепит нас, поможет идти дорогой поста, идти дорогой духовной жизни, каяться перед Богом в своих ошибках и искать возможности потрудиться, поработать, послужить Господу во всякий день своей жизни. Храни вас, Господь, дорогие братья и сестры! 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровска (Энгельса)

10 апреля 2019 г.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Оставить комментарий
Поделиться в: