Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Святой врач в военном госпитале

Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для нашего народа. В те суровые годы в эвакуационных госпиталях Красноярского края и Тамбовской области самоотверженно трудился святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Он сочетал в себе, казалось бы, несовместимое: профессию врача, звание выдающегося ученого и священнический сан. В годы войны покровчанке Наталье Павловне Былинкиной (Свириденко) довелось ассистировать этому удивительному человеку во время сложных операций.


Встреча с архиереем

Родилась Наталья Павловна в селе Узморье Энгельсского района в далеком 1923 году. В 1942-м закончила Медицинскую школу г. Покровска (Энгельса) (ныне это здание онкологического диспансера, находящееся около 2-й городской больницы г. Энгельса). Получив диплом по специальности «медицинская сестра», вернулась в родное село. Устроилась на работу в районную больницу, где проработала до 5 октября 1943 года.

Голод и общение с больными не могли не отразиться на здоровье хрупкой девушки. Наталья заболела тифом. Едва она оправилась, призвали в армию. Служить пришлось в сортировочном эвакогоспитале г. Тамбова. «Я на ногах-то толком не стояла после болезни, когда приехала в госпиталь. Была подстрижена под подростка», — делится воспоминаниями Наталья Павловна.

В госпитале и произошла ее встреча с архиереем. Так называли ведущего хирурга г. Тамбова святителя Луку (Войно-Ясенецкого). В то время выдающийся хирург был епископом Тамбовским. Он приезжал в госпиталь на сложные операции, а Наталья Павловна ассистировала ему. На тот момент никто из медицинского персонала госпиталя не знал настоящего имени святителя Луки. «Было известно одно, что он служит в Церкви и является ведущим хирургом. Когда предстояла сложная операция, в госпитале сразу вызывали архиерея. Он немедленно откликался на зов».

foto_4_2.jpgТогда молодая медсестра даже и не предполагала, с каким удивительным человеком ее свела судьба. Святителю приходилось оперировать тяжелобольных во всех госпиталях Тамбова. В то время их было около 150. Совмещая труд врача, ученого и архипастыря, он читал лекции по анатомии. При этом не снимал рясу и крест. Он никогда не начинал операцию, не помолившись перед иконой, которая всегда находилась перед ним в операционной. И только высочайший талант хирурга, профессионализм, честность, требовательность к себе и подчиненным долгое время защищали его от репрессий. По словам Натальи Павловны, в его адрес постоянно сыпались угрозы. Не раз его принуждали снять облачение и крест. Но святитель оставался непреклонен, показывая достойный пример глубокой веры.

Тамбовский эвакогоспиталь являлся сортировочным. Он находился неподалеку от железной дороги: за один день через госпиталь проходило до восьмисот раненых. Их выгружали с вагонов и доставляли на носилках. Не смыкая глаз, днем и ночью за жизни фронтовиков боролись хирурги и медсестры. Медиков не хватало, люди буквально падали с ног от усталости.

«Иногда святителя привозили на небольшом автобусе», — вспоминает бывшая медсестра эвакогоспиталя. Но чаще всего он добирался на двуколке — вознице, на двух больших колесах, запряженной лошадьми. «Я тогда служила старшей медсестрой, — продолжила рассказ Наталья Павловна. — Встречала его, заводила в отдельную комнатку. Он снимал рясу и переодевался в стерильную одежду. Потом молился. Целовал образ. И приступал к операции. Я ему подавала необходимый инструмент и перевязочный материал: шелк, жгут для швов. Кстати, с собой у него всегда была иконка. Только не могу вспомнить, чей это был образ».

С этой иконкой святитель Лука во время поездок не расставался. И на то была причина. «В одном из госпиталей самовольно убрали икону. Приезжает он на операцию, а иконы нет, — поведала Наталья Павловна. — Он молча развернулся, сел на свою двуколку и собрался уезжать. Вслед за ним бегут и возмущаются: “Вы что делаете?”. А он отвечает: “Вы не понимаете. Я ничего без иконы не смогу сделать. Мое присутствие здесь просто бесполезно”». После этого случая святитель всегда брал с собой в дорогу образ. С собой в сосудах он привозил и святую воду.

«Это была дистиллированная вода, которую архиерей забирал с собой, покидая госпиталь, — вспоминает Наталья Павловна. — В своем храме он освящал ее и привозил снова в больницу. Затем использовал ее во время проведения операций. В то время ведь не было антибиотиков. Поэтому гнойные раны святитель всегда промывал освященной водой. Потом уже оперировал. Те операции, которые делал он сам или делались под его чутким контролем, проходили успешно. Раны заживали быстро, и больные скоро поправлялись».

Святитель Лука был добрым наставником для своих коллег. Многие операции проходили под его руководством. «Он всегда так терпеливо наставлял, вот говорит: “Иголочку возьми подальше. Вот тут ты близко к краю взял”. А я стою и все слушаю», — училась от него и Наталья Павловна.

Святитель Лука часто приглашал своих коллег в храм. Из эвакогоспиталя постоянными прихожанками его храма была Наталья Павловна и ее подруга Ольга Ходанович. Раз в месяц они приезжали на богослужения, которые совершал епископ Лука.

«Храм был запущенный, на стенах потеки из-за сырости. Ведь не отапливалось», — рассказала Наталья Павловна. После окончания войны святитель Лука стал усиленно ходатайствовать по вопросам восстановления храма и развития в Тамбове церковной жизни. Но не успел. 26 мая 1946 года в связи с назначением архиепископом Симферопольским и Крымским владыка переезжает в Симферополь.

В 1945 году госпиталь был расформирован, и Наталья Павловна вернулась на Родину и еще долгое время работала в 4-й больнице Энгельсского мясокомбината (п. Приволжский). Она признается, что тот опыт, который получила во время совместной работы со святителем Лукой, стал для нее бесценным Божьим даром.

Он показал, что есть «несение креста Христова»

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекался рисованием, но художником не стал. В 1898 году юноша поступил в Киевский университет на медицинский факультет. По окончании университета решил заниматься только тем, что «полезно для страдающих людей».

Практическая деятельность хирурга началась в 1904 году во время войны с Японией. Тогда молодого врача направили на Дальний Восток. Здесь же он встретил свою будущую жену — Анну Васильевну Ланскую. Через некоторое время Войно-Ясенецкий вернулся в Москву, в клинику известного ученого П. И. Дьяконова. В 1915 году выпустил монографию «Региональная анестезия», отмеченную премией Варшавского университета.

Чтобы содержать семью, будущий епископ совмещал научную деятельность с врачебной практикой в разных селах и городах. В 1917 году его семья перебралась в Ташкент. После смерти супруги, которая скончалась от туберкулеза, Валентин Феликсович полностью ушел в работу. В это же время он стал чаще посещать храм. Тогда епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!», и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». Отец Валентин успешно совмещал священство с деятельностью ученого и хирурга.

В 1923 году священник принял постриг с именем в честь апостола, евангелиста, врача и художника Луки. В том же году он был рукоположен в архиереи. За свою веру много раз был арестован, прошел несколько ссылок. Но и там он лечил больных. В 1934 году вышел в свет его научный труд «Очерки гнойной хирургии», который и до сих пор востребован медиками.

В первые годы войны епископ Лука стал главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя и ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов, святитель поселился в этом городе, где оперировал, принимал больных, управлял епархией, работал над публикацией различных медицинских и богословских трудов.

Когда архиепископ прибыл на Крымскую землю, главной его заботой стало воспрепятствование закрытию храмов. Он открывал новые храмы, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил. При этом не оставлял медицинскую практику, консультируя и оперируя в Симферопольском военном госпитале.

Земной путь архиепископа Луки закончился 11 июня 1961 года, в День всех святых, в земле Российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма во имя всех святых.

22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православно Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к сонму новомучеников и исповедников.

Сегодня ковчеги с частицами мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, находятся в разных храмах Саратова, в том числе в храме в честь Покрова Божией Матери, храме во имя святителя Луки на территории 3-й городской больницы, Спасо-Преображенском монастыре. К мощам постоянно приходят верующие, чтобы попросить молитвенной помощи и исцеления в недугах. И после смерти святой Лука продолжает помогать больным.

Елена Гранкина


Оставить комментарий
Поделиться в: