Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в канун Недели 4-й по Пятидесятнице. О служении первоверховных апостолов Петра и Павла

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Сердечно вас поздравляю с кануном воскресного дня и памятью святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которую мы совершали на этой неделе. По традиции нашей Церкви за Всенощным бдением в канун воскресного дня мы слышим одно из Евангельских чтений, посвященное Воскресению Господа. Сегодня это краткий отрывок из Евангелия от Луки, где рассказывается как Воскресший Христос является Марии Магдалине, не нашедшей своего Учителя, увидевшей лишь Его пелены. И вот она вместе с другими мироносицами бежит и рассказывают о том, что Христос воскрес своим братьям-апостолам.

Но евангелист Лука говорит о том, что апостолы не поверили их словам. Как женщины не убеждали учеников, они не я́ша ве́ры (Пс. 105; 24). И лишь спустя долгое время Петр восстал и пошел ко гробу, приник к нему, увидел пелены Христа и уверовал. Когда слышишь эти слова, в сердце возникает вопрос – о чем вообще думали ученики Христовы? Почему они, находясь так долго со своим Учителем, видя чудеса, которые Он творил, слыша о том то, что Его цель пребывания на земле – благовестие, что жизнь Свою Он должен закончить мученически, что Его предадут, распнут, что Он умрет и на третий день воскреснет, как будто Его не слышат, не понимают.

Когда Христос был взят под стражу, большинство апостолов в страхе разбежались и даже сам Петр, который был человеком ревностным, свидетельствовал, что Христос есть Сын Божий и Спаситель мира, тоже предает Христа. Он отрекается от Него, как и предсказал Учитель. Более того, даже Иоанн Богослов, который единственный оказался у Креста Христова наряду с Пречистой Богородицей и мироносицами, так поступил не от большого мужества. У него были знакомые в среде первосвященников и, скорее всего, его просто не приняли за ученика Господа.

Мы видим, братья и сестры, что истинную верность своему Учителю, сохранили только простые женщины-мироносицы, которые остались у Креста и принимали участие в снятии Господа со Креста, погребали Его и первыми пришли ко Гробу, чтобы помазать Его Пречистое Тело.

Почему так? Мне кажется, что ученикам Христовым – апостолам – нужно было пройти через это искушение, показать Богу свое и малодушие, и слабость, и смириться. Ибо когда Христос воскрес и явился Своим ученикам, они все уразумели, а спустя 40 дней после Его Вознесения, получив указание идти и проповедовать всему миру, крестя людей во имя Отца и Сына, и Святого Духа, получив дар Духа Святого, они идут и в полной мере исполняют эту заповедь. Посвящают себя без остатка служению Евангелия и проповеди слова Божия. Ученики Христовы проходят через искушение и приобретают истинное смирение.

Мы все – ученики апостолов. И потому тоже можем и должны отчасти называться учениками Христа. Думается мне, что каждый человек, приходящий в храм Божий, подобно апостолам, проходит некие ступени духовного развития. Сначала человек ощущает себя младенцем – он многих вещей не понимает, не знает, делает первые шаги в храме. Через какое-то время ему вдруг начинает казаться, что он уже многое понял, что Господь многое ему открыл. Он уже знает молитвы, ориентируется в богослужении и даже может кого-нибудь научить. И все равно многое он еще не понял и не познал. И вот в его жизни наступает мгновение, когда Господь на секунду отступает, показывая, кто мы есть без Его участия и помощи. Это состояние, которое переживают дети, когда, оставляя своих родителей, думают, что они уже многое могут и умеют. Но только лишившись отца или матери, младенец понимает всю свою беспомощность. Человек уподобляется апостолам, которые говорили: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк.9:54-55). Господь относится к ним как к младенцам, понимая, что через некоторое время они смалодушествуют, предадут, оставят. Апостолы проходят это искушение и, получив Духа Святого, увидев Христа Воскресшим, обретают уже истинную силу. Они идут до конца Вселенной – в самые разные страны и народы – и проповедуют бесстрашно слово Божие, любовью назидают свою паству.

Первоверховные апостолы Петр и Павел больше других потрудились, но их жизнь и подвиг – это своего рода картина жизни всей апостольской братии. Апостолы, как говорит Предание нашей Церкви, погибают в один день. Их казнили по приказу Римского императора Нерона во время страшного гонения на Христа – первого в Римской империи. Они отдают свою жизнь за веру, за Церковь и за свою паству.

Каждый из нас должен помнить, что мы, живя духовной жизнью, приходя в храм Божий, стараясь жить так, как велит нам наша совесть, подобно апостолам проходим разные ступени своего развития. Сначала младенчество, потом необдуманная детская ревность, затем на некоторое время нас посещают искушения, мы малодушествуем, а иногда, к сожалению, и отчасти предаем Христа и Его Церковь. Но, смирившись и попросив у Бога прощения, мы обретаем истинную силу.

Сегодня мне хотелось бы пожелать каждому из нас, чтобы вера наша была осмысленной, чтобы мы не возносились и чаще смирялись, знали свои недостатки и немощи, просили у Бога прощения. И тогда Господь обязательно коснется наших сердец, укрепит нас и даст нам надежду и спасение.

 

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери р.п. Озинки

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий

13 июля 2019 г.

 

Поделиться в: