Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Духовное наследие Великой Победы

Эпиграфом к докладу звучит песня Олега Газманова «Бессмертный полк».

«Я написал эту песню под впечатлением от могучего народного движения “Бессмертный полк”. Этот полк внутри меня, внутри нас. Он не знает границ», – сказал автор песни Олег Газманов. В 2011 году в Томске не по инициативе сверху, не к юбилейной дате родилось это движение. Как известно, от поколения ветеранов Великой Отечественной войны до наших дней дожили единицы. Журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев предложили восстановить справедливость – пусть герои, отвоевавшие свободу своей страны, увидят праздник – хотя бы с фотографий.

9 мая 2012 года по улицам Томска прошла колонна из шести тысяч жителей города, которые несли в руках портреты своих родственников-фронтовиков. Так родился «Бессмертный полк», который сегодня объединяет сотни тысяч человек из 80 государств. За семь лет из небольшой для крупного города акции он превратился в большое движение. И, несмотря на попытки вмешаться в этот процесс, желание некоторых чиновников увеличить количество участников и тем самым обесценить саму идею, «Бессмертный полк» все-таки стал по-настоящему народным движением.  Не силами особых технологий, а благодаря внутренней потребности души. Я назвал бы ее неосознанной жаждой бессмертия.

Шествие Бессмертного полка – это не выдуманная политическая акция, а своего рода молитва за всех наших родных и близких, чью жизнь прервала или покалечила страшная война. А еще – свидетельство о Воскресении и реальности вечной жизни. Ведь мы сердцем чувствуем, что все павшие у Бога живы. И потому Победу мы празднуем все вместе.

Бессмертный полк – это еще и попытка осмыслить войну, ее наследие с точки зрения вечности, увидеть себя наследниками победителей, а не народом, находящимся в вечном кризисе – экономическом, политическом, нравственном, а самое главное мировоззренческом.

Как известно из гражданского законодательства, наследники бывают первой, второй, третьей очереди. Что же досталось тем, кто непосредственно после войны вступил в права народа-победителя? Страна, лежащая в руинах. Чтобы напомнить масштаб бедствия, приведу некоторые цифры.

Советский Союз заплатил за Победу огромную цену, несравнимую с утратами других стран – участниц антигитлеровской коалиции. На Международной научной конференции, состоявшейся в марте 1995 года в Институте Российской истории Российской академии наук в Москве, большинство экспертов сошлись на таких цифрах военных потерь: Советский Союз потерял в общей сложности 26 миллионов 600 тысяч человек. В том числе около 8 миллионов 500 тысяч человек погибли на оккупированных и прифронтовых территориях от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжких условий жизни, непосильного труда. Еще 2 миллиона 165 тысяч погибли на принудительных работах в Германии.

В нашей стране было разрушено 1 710 городов, более 70 тысяч деревень, 32 тысячи заводов и фабрик, разграблено 98 тысяч колхозов. Стоимость разрушений в СССР составила почти половину от 260 миллиарда долларов – общей суммы разрушений во всех странах мира, на территории которых шла Вторая мировая война[1] (в ценах сороковых годов, сегодня эта цифра была бы значительно больше). Это на статистическом языке фактов.

Если каждого, кто погиб в Великой Отечественной войне, почтить минутой молчания, придется молчать почти сорок лет. А это уже эмоциональная и сердечная иллюстрация к книге скорби нашего народа. «Наша юность пожаром, / Наша юность Голгофой была», – напишет позже известный фронтовой поэт Юлия Друнина, вспоминая свою войну.

Но не только великую скорбь и великое разорение получили в наследство наши предки. Им досталась еще и великая сила духа. Недаром послевоенное поколение современные социологи называют золотым. Нам, изнеженным современным комфортом, и не снились те свершения, на который оказался способен измученный, израненный, голодный народ-победитель. С фронтов России люди принесли домой понимание высокой ценности человеческой жизни и радость о мирном созидательном труде.

Когда-то, в далеком XIV веке, на порабощенной татаро-монголами Руси затеплилась лампада у иконы Святой Троицы в Сергиевой обители. От ее огонька засветилось духовное делание в обителях учеников и собеседников преподобного Сергия Радонежского. И никогда после, в более сытые и богатые периоды истории, не давала Русская земля таких обильных всходов святости, как в эти горькие годы.

 «Когда умножается грех, преизобилует благодать» (Ср. Рим. 5; 20), – говорит в своем послании к Римлянам апостол Павел. В истории и народов, и отдельных людей мы можем видеть, как за периодом, исполненным скорбей, следует время утешения. А порой особые дары терпения, стойкости, одаренности талантами как раз и рождаются в эти скорбные периоды.

Послевоенное поколение получило в наследие духовную крепость и огромную любовь к Родине. И мы видим в результате мощный подъем во всем – в науке, в индустриальном развитии, в покорении космоса. «И откуда взялось столько силы/ Даже в самых слабейших из нас?../ Что гадать! – Был и есть у России/ Вечной прочности вечный запас», – эти строки Юлии Друниной можно отнести к подвигу не только во время войны, но и в послевоенные годы.

Но как бы мы не гордились трудами и стойкостью своих родителей, дедушек и бабушек, честно взирая на современность, мы можем вслед за художником Василием Максимовым воскликнуть: «Все в прошлом». Сегодня мы редко покоряем новые вершины, все реже готовы встать в строй, когда Родина-мать зовет. Мы стесняемся патриотического пафоса. Может даже, и правильно делаем, ведь чтобы не стать смешными, громкие фразы нужно подкреплять громкими делами.

Это тема для большого разговора о нашей современной жизни. Но мы сегодня обсуждаем не ее, а то наследие, которое досталось нам – наследникам уже третьей-четвертой очереди – после той, действительно великой Победы.

Чтобы стать настоящим достоянием народа, любое историческое событие должно быть отражено в культуре. Кому как не педагогам и воспитателям знать, какое колоссальное впечатление на душу может оказать книга, фильм, песня. Может. Но современным детям это наследие не так легко воспринимать, как их дедушкам и бабушкам. Во второй половине ХХ века фронтовики были не гостями праздника 9 Мая, а частью жизни каждого ребенка. И не важно, жили они в твоем или соседнем доме или смотрели с фотографии, висящей на стене. Это была реальность, живая боль и живая гордость семьи.

Сегодня с Победой нас разделяет 75 лет, огромная пропасть для современных школьников. И мы не можем требовать, чтобы они чувствовали и понимали войну как мальчишки и девчонки сороковых-пятидесятых годов прошлого столетия. И может быть вообще ничего не надо требовать, нужно объяснять. «Мы говорим с растущим поколением о ценностях полка и о смыслах движения, а оно гораздо шире, чем просто военно-мемориальная акция. Это не только про солдат, это про наше великое прошлое, которое нам дано в виде такого наследства. Мы его получили и должны им распорядиться. Потому что если им не воспользоваться, на него будут претендовать другие»[2], – рассказывает сопредседатель Общероссийского движения «Бессмертный полк России» Николай Георгиевич Земцов.

Наша память о героях – фронтовиках и тружениках тыла – нужна, прежде всего, нам самим. Особенно ценно наследие войны для современных педагогов, которые стараются не только делиться с учениками знаниями, но и воспитывать в них нравственные качества.

Военное наследие наших писателей-фронтовиков – Константина Симонова, Бориса Васильева, Виктора Астафьева, Василя Быкова – дает множество тем для глубокого разговора с детьми о смысле жизни, о ее цене, о любви и ненависти. У этих писателей особое право для нравственных уроков. Ведь как писал Константин Симонов в своей повести «Двадцать дней без войны»: «Ни мимо кого она не прошла! Хочешь не хочешь, а война все равно теперь в каждой жизни. И в чьей-то трусости, и в чьей-то храбрости, и в чьих-то попытках жить как ни в чем не бывало... Сорок первый год почти по каждому из нас так стукнул, что кости до сих пор трещат!»

И дело даже не в том, что если завтра война … Никто из нас о себе ничего сегодня об этом предполагаемом завтра не скажет. Потому и дети не любят таких пафосных, надуманных вопросов. Герой Симонова – фронтовой писатель Лопатин, размышляя о трусости известного до войны поэта, говорит: «Это правда, что часто и много за эти годы войны говорим, что не ожидали того и не ожидали этого! Говорим о событиях, говорим о людях, говорим о хороших и о дурных поступках. Но все-таки почему так уж много неожиданного? Может, надо поменьше удивляться? Может, бывало и так, что плоско, скудно, недальновидно думали о жизни, о людях и обстоятельствах?»

Не о предполагаемом завтра, а о настоящем сегодня нужно разговаривать с детьми. А истории подвига, побед, нравственного выбора должны лишь укреплять нашу волю выбирать добро даже тогда, когда зло популярнее, выгоднее и соблазнительнее. Потому что у каждого поколения своя война, свой крест. Но опыт предков может и должен ему быть в помощь.

Продолжая разговор про свою деятельность, сопредседатель Общероссийского движения «Бессмертный полк России» Николай Георгиевич Земцов предлагает: «Очень важно растворить наше наследие в той среде, в которой формируется молодежь. В интернете, в социальных сетях. Чтобы молодые люди постоянно попадали на эти короткие иллюстрированные истории и понимали, что это часть той среды, в которой они выросли. Часто герои произведений классиков говорили: “Эта земля для меня святая, потому что на ней могилы моих предков”. Для молодежи это опять же просто фигура речи. Какие могилы предков? Где они?.. А если ребенок, вырастая, точно поймет, что эти могилы существуют, что он является продолжателем этих подвигов, тогда родная земля станет для него святой»[3].

В общественном сознании история любой освободительной войны – это, прежде всего, история подвига. Но ведь подвиг требуется от любого человека. Каждый, кто изо дня в день старается честно трудиться, кто не проходит мимо ближнего, терпящего скорбь, уже совершает пусть маленький, но подвиг. И не всегда он требует особых условий и обстоятельств, особого места и времени. Подвиг совершается на том месте и в то время, которые определил Господь. Как поступим мы или наши дети в момент испытаний, нам сегодня неведомо. Но силу воли, нравственное чувство, которые направят человека в драматический момент к добру, определяет воспитание именно сегодня.

В 2020 году мы будем отмечать 75-летний юбилей Победы. Проходит время. Меняются поколения, взгляды на жизнь, цели. И у молодых людей пропадает живое чувство сопричастности. Но когда воспоминание о событии переходит из временной плоскости в вечность, оно приобретает иное значение. Парад на Красной площади – это торжество современной военной мощи государства. «Бессмертный полк» объединяет нас с теми, кто ушел в вечность. Именно там, у Бога, в вечности, никто не забыт и ни что не забыто.

 

[1] Великая Победа: наследие и наследники. Доклад на заседании секции «Молодежь и наследие Великой Победы» IX Всемирного Русского Народного Собора «Единство народов, сплоченность людей – залог победы над фашизмом и терроризмом» МосГУ, 10 марта 2005 года. // http://ilinskiy.ru/publications/sod/vel-pob-nasl.php.

[2] Победа как главное наследие. // http://www.zviazda.by/be/news/20160627/1467041047-pobeda-kak-glavnoe-nasledie.

[3] Там же.

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Теги: Покровские чтения 2019.
Оставить комментарий
Поделиться в: