Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Второе рождение образа

Преподобный Ефрем Сирин писал: «Понятна наша любовь к иконам, ведь образ всегда стремится к первообразу». Как не вспомнить теперь жителям Балаково, входящим под своды величественного Свято-Троицкого храма и взирающим на возрожденный образ Троицы над его входом, эти слова. А еще – как не подумать с благодарностью о том, что не исчезло в пустоте забвения это прекрасное изображение.

Прост и ясен, как все прекрасное

Новую мозаику над входом в Свято-Троицкий храм г. Балаково освятил Епископ Покровский и Николаевский Пахомий 19 октября. Перед началом всенощного бдения он совершил молебен, во время которого молились священнослужители и прихожане. «Этот день можно по праву назвать историческим для Троицкого храма, – подчеркнул Владыка Пахомий. – Долгие годы храм был осквернен и люди не могли здесь молиться. Но, слава Богу, изменились времена, и храм обрел второе рождение. Мы видим, как за последние годы он изменился – вновь обрел первоначальный внешний вид, благоукрашен внутри. И вот сегодня завершилась одна из важных вех его возрождения. Пусть никогда не повторится то время, когда люди видели этот прекрасный храм оскверненным».

Давайте вспомним, как рождался этот храм, столь непохожий на другие в нашем регионе. В 1908 году состоялся конкурс имени известного купца А.М. Мальцева на лучший проект старообрядческой церкви Белокриницкой иерархии в селе Балаково Самарской губернии. Конкурсантам выдвинули ряд требований к этой работе, но ни в одной из представленных работ все желания заказчиков не были учтены. Поэтому один из членов жюри, известный к тому времени и очень талантливый архитектор Ф.О. Шехтель, самолично разработал эскизы и чертежи для церкви Анисима Мальцева в Балаково.

Архитектор очень часто советовался с заказчиками – братьями Мальцевыми, поэтому проект был выполнен очень скоро с учетом понравившихся заказчикам черт конкурсных проектов 1908 года. «Проект храма прост и ясен. Шатровый бесстолпный храм из белого камня с тремя главами, символизирующими Живоначальную Троицу, с колокольней и баптистерией (крещальней)», – пишет Шехтель в пояснительной записке к синькам и планшетам.

Федор Осипович не раз участвовал в церковных проектах, в своих работах он всерьез обращался к национальной художественной традиции. Архитектура и мозаики Свято-Троицкого храма Балаково относят к национально-романтической ветви модерна, или «неорусского» стиля, в котором есть обращения как к древнерусскому наследию и русскому народному искусству, так и к наследию Византии, Средневековья.

Троекратное повторение элементов храма – формы шатра, арочных окон и самого храма (основного объема, колокольни и крестильни) и многих других элементов – неслучайно, оно символизирует Святую Троицу.

Использованные строительные материалы являлись вершиной строительного искусства России начала ХХ века. Недаром в 1909 году в старообрядческом журнале «Церковь» писали: «Храм сооружается в древнем новгородском стиле и будет построен весь, от основания до верха, не из кирпича, а из глыб белого жигулевского камня, причем так, чтобы, насколько возможно, и швов не было заметно. Стоимость постройки этого храма будет огромна, как передают, около 500 тысяч рублей. И это в селе, хотя и большом, бойком и торговом».

Здание церкви было возведено к лету 1912 года. Через два года дочь Анисима Мальцева решила перестроить крестильню в зимний храм во имя апостола Анисима.

Из дома молитвы в дом досуга

Всего через несколько лет после освящения церкви в стране начались трагические события, которые отразились и в судьбе балаковского Свято-Троицкого храма. Из-за неспособности Белокриницкой общины платить налог, здание было передано государству. От общины в государственные органы был послан запрос о ценности храма. В ответе новых ценителей искусства было сказано, что само здание не является памятником архитектуры, но государство будет охранять мозаичные панно.

В 1930 году Свято-Троицкий храм лишился своих величественных шатров до уровня мозаик. Были снесены также апсиды алтаря, шатры главного зала и колокольни. Комиссия горсовета предложила приспособить здание храма под театр. Так в городе появился драматический театр им. В.И. Чапаева, который, впрочем, не очень был востребован жителями.

Смальтовая мозаика с изображением Святой Троицы была снесена. Мозаику «Спас Нерукотворный» неоднократно закрашивали. Но, по сведениям очевидцев, краска осыпалась, отпадала, поэтому периодически ее обновляли. Мозаичная икона Божией Матери «Знамение» была закрыта для всеобщего обозрения, поэтому до наших дней дошла без повреждений.

Долгое время здание пустовало и разрушалось. В 1964 году оно подверглось второй реконструкции. Теперь уже оно было приспособлено под Дворец культуры завода имени Дзержинского. Надстраивают новые этажи, появляется кинопроекционная, расширен танцевальный зал.

Прихожане Свято-Троицкого храма рассказывают, как в те годы они приходили сюда на мероприятия и на танцы. И лишь узнав, что это место было храмом, уходили, потому что не могли танцевать там, где когда-то совершали Литургию.

Валентина Авдеевна Сафонова, близкая подруга моих родителей, поделилась своими воспоминаниями об этом Дворце культуры: «Как сейчас помню, я читала там отрывок из поэмы В. Маяковского “Ленин”. Мой взгляд привлек балкон (бывший клирос), и я долго не могла понять, что там было. На стенах было пусто, ничего не напоминало о когда-то находившемся здесь храме, даже скамеек никаких не было, люди просто толпились и ждали, когда заиграет музыка. Я ни разу не оставалась здесь на танцы, не любила я их».

Возрождение былого облика

В 1987 году перед городским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры поставили задачу – найти новых владельцев для этого здания. Родилась идея – вернуть ему первоначальное назначение. С просьбой передать здание Русской Православной Церкви обратился отец Анатолий Шумов. В 1993 году Свято-Троицкий храм получил статус памятника архитектуры, теперь он под охраной государства.

В 1989 году началось активное восстановление Свято-Троицкого храма. Главной задачей для строителей стало возвращение первоначального архитектурного облика. Для того чтобы максимально увеличить сходство с церковью, возведенной братьями Мальцевыми, архитекторам пришлось обратиться к Самарским и Московским архивам, где сохранились синьки и планшеты Ф.О. Шехтеля с его авторскими пометками.

В реконструкции и реставрации, ставшими совсем не простым делом, участвовало очень много людей, каждый хотел внести вклад в возрождение величественного храма. Постепенно церковь приобретала первоначальный вид. Была восстановлена звонница, шатер с главкой и крестом. В реконструкции принимали участие специалисты Балаковского института техники, технологии и управления, отреставрировавшие несущие конструкции.

Дай Бог, чтоб на века

Реставрационные работы ведутся до сих пор, недаром Владыка Пахомий назвал восстановление мозаики одной из вех. Работа создателей мозаики полотна длилась долго. Сначала в архивах были найдены старинные эскизы мозаичного панно с иконой. Картины мозаик были разработаны Олегом Чириковым. Эскизы же подписаны на чертежах Шехтелем.

Рассказывает благочинный округа и настоятель храма архимандрит Амвросий (Волков): «Два года назад по благословению нашего Владыки началось восстановление этого образа. Мастера из Санкт-Петербургской мастерской братьев Фроловых взялись за работу, нашли в архивах проект, который был сделан 105 лет назад. Смальту закупили в Италии, как и до революции. И вот работы закончены. Можно сказать, что вернулось лицо храма. Ведь это главный символ Балаково».

Сначала мозаику собирали небольшими частями – блоками, потом разбирали и снова собирали, но уже на ее окончательном месте – над центральным входом в Свято-Троицкий храм. Текст тропаря и величания Святой Троице, которые мы видим на изображении, немного отличается от нашего привычного. Здесь сохранен его старообрядческий вариант, как и на первоначальных эскизах.

Что примечательно, в мозаике 249 оттенков, которые в зависимости от времени суток, погоды будут играть разными красками. Добавлено чуть больше зеленого цвета. Мозаика – это одна из самых долговечных техник, особенно для наших климатических условий. Дай Бог, чтобы новый образ сохранился на века.

Поздравляя всех с этим историческим событием, Епископ Пахомий пожелал: «Очень приятно, что храм благоукрашается и обретает второе рождение. Дай Бог, чтобы мы были достойными молитвенниками, достойными прихожанами этого прекрасного храма».

Ксения Алексеева

Оставить комментарий
Поделиться в: