Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Увлекательное паломничество по старинным городам

Отпуск всегда хочется провести так, чтобы он запомнился надолго. И вот я, возможно, под впечатлением прочитанной книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые», начинаю просматривать предложения поездок в Псково-Печерский монастырь. Но ничего подходящего не нахожу. Мне нужен тур, который подойдет православному школьнику — и у святынь помолиться, и достопримечательности посетить. Их, кстати, оказалось больше, чем я могла бы подумать. Начинаю прорабатывать свой маршрут так, чтобы успеть все.

Свидетели древности

В Псков мы приехали утром. Сразу же поехали в гостиницу, там нам дали путеводитель по достопримечательностям. Вышли из гостиницы, сели на скамейку и стали разбираться с картой. Очень хотелось понять, в какой части города мы находимся. Не очень поняли и решили просто прогуляться. Вдалеке мы увидели храм и поспешили к нему.

Когда мы вошли внутрь, нас поразило живое ощущение старины. Это странное сочетание легкости, чего-то давно забытого, но такого родного, и в то же время смутного беспокойства. Было ощущение, что сейчас появятся стрельцы царя Иоанна Грозного и заточат нас в темницу. Архитектура, внутреннее убранство так живо напомнили ту эпоху, что захотелось поскорее выйти на улицу, чтобы убедиться, в каком веке живем.

Храмов в городе много, порядка 50. Все они очень древние, многие, к сожалению, просто закрыты. Большинство храмов небольшие, невысокие, хотя историки напоминают нам о том, что за столетия существования города высота культурного слоя составила несколько метров, а значит, и храмы были выше. Летописцы называли псковских каменщиков мастерами каменносечной хитрости — так просто, но красиво храмы построены. В основном у них нет колоколен, а только звонницы.

Осмотрев несколько храмов, мы оказались у крепостной стены, которая располагалась вокруг древнего Пскова. Решили пойти вдоль этой стены. Местами она хорошо сохранилась, а где-то осталась только земля. Идешь и невольно переносишься мыслью на сотни лет назад.

В древности Псковская крепость имела большое значение для обороноспособности всей страны — это был западный рубеж, отлично укрепленный. Каменные укрепления тянулись на 9 км, крепость имела 37 башен, 14 ворот, множество подземных переходов. Постоянно дежурил специальный наряд, наблюдавший за окрестностями и в случае необходимости открывавший огонь по неприятелю. Такая бдительность была не случайна. За 600 лет, с 1116 по 1709 год, Псков пережил 123 войны. Древняя крепость стала надежной защитой Русской земли.

Стена тянется через большую часть города. Пройдя половину, решили устроить обеденный перерыв. Но вместо кафе мы нашли памятник А. С. Пушкину с Ариной Родионовной. Когда я его увидела, то радовалась, как ребенок, как будто знакомых встретила. Имя Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на этой земле.

Храмы, на которые хочется смотреть постоянно

Гостиница, в которой мы остановились, располагается напротив Кремля, их разделяет река Пскова/, а из окна открывается чудесный вид. После обеда мы пошли в Кремль. Ощущение, что мы перенеслись на много веков назад, и здесь меня не покидало. «Псковский Кремль — историко-архитектурный центр Пскова. Расположен на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую. Псковская крепость — одна из крупнейших древнерусских крепостей. На самом высоком холме уже тысячу лет стоит Троицкий собор. Псковичи величали его “Домом Святой Троицы”», — рассказывала нам экскурсовод.

Троицкий собор выглядит величественно. Стоит ровно, как свеча. Его видно с любой стороны, он постоянно притягивал наши взоры. Трудно описать это чувство, но на него все время хотелось смотреть. Существующий Троицкий собор — четвертый по счету. По преданию, первый собор Пскова был построен из дерева по повелению святой равноапостольной великой княгини Ольги.

В этот же день мы посетили Спасо-Мирожский мужской монастырь. Древний собор Преображения Господня Мирожского монастыря — самый первый каменный храм Пскова и единственный храм византийского типа. Он построен более восьми веков назад, в 1155–1156 годах. Заказчиком и вдохновителем строительства собора стал епископ Новгородский и Псковский Нифонт, современник псковского князя Гавриила.

Когда в собор заходишь, как будто попадаешь в другой мир. За его стенами пляж, играющие и загорающие люди, а внутри тишина, молитва. Забываешь обо всем. Мы, взрослые, обычно далеко глядим, думаем о будущем, но иногда забываем о настоящем и не всегда видим то, что рядом. Вот и в монастыре, пока я размышляла о чем-то возвышенном, мой сын заметил, что вдоль дорожки бордюр выложен из камней в форме крепостной стены с ее башнями. Из дерева вырезан и разукрашен схимник. Он так реалистично выглядит, что невольно хотелось подойти под благословение.

В монастыре мы разговорились с паломниками и узнали, что в Псково-Печерском монастыре размещают на ночлег. Решаем на следующий день поехать в Печоры.

Изборск

Между Псковом и Печорами расположен музей-заповедник Изборск, до которого ехать минут 30. Решаем поехать сначала туда. Только мы вошли в автовокзал, начался дождь. Приехав, раскрыли зонт и пошли в сторону средневековой крепости, которая поражает своей красотой и мощью. Кажется, будто многовековые стены уже стали частью пейзажа. Согласно преданию, изначально город (а когда-то Изборск был городом) назывался Словенск в честь его основателя Словена. Однако позже закрепилось название Изборск, которое произошло от имени старшего сына Словена — Избора. Изборск часто подвергался нападениям. В 1233 году он был захвачен рыцарями Ливонского ордена. После того как подоспела подмога из Пскова, врагов удалось изгнать. Но ливонские рыцари вновь совершали набеги до тех пор, пока святой благоверный князь Александр Невский в 1242 году не нанес им поражение на льду Чудского озера.

Народу на территории крепости было мало — кто же захочет пойти на экскурсию в такую погоду. Но мы от намеченного плана не отступали. Побывали в башне «Луковая». Это первая построенная каменная башня, используемая в качестве дозорной. Наверху расположена смотровая площадка, с которой открывается прекрасный вид. На южной стороне крепости находилась Колокольная башня, здесь висел колокол, который использовался в случае опасности. Согласно преданию, его звон был слышен даже в Пскове.

Затем мы сходили к Словенским ключам (12 ключей, которые соединяются между собой и впадают в озеро). Дождь закончился, и наша экскурсия по Изборску тоже.

В Печорах

Теперь нам нужно было добраться поскорее до Печор, ведь день подходил к концу. Когда мы приехали в Печоры, сын предложил найти ночлег, но я решила идти на службу в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. На службе сын несколько раз подходил ко мне с предложением поискать ночлег, но я предложила не уходить и помолиться, хотя очень боялась остаться в ночь на улице. В храме у одного монаха поинтересовалась, размещают ли в монастыре, он сказал, что после службы нужно будет подойти к гостиничному, и он всё устроит. Разместили нас в «Доме паломника», за пределами монастыря. Там есть домовая церковь, где паломники все вместе читают правило.

Рано утром мы пошли на службу, а потом вместе с паломнической группой из Одессы, к которой нас присоединил гостиничный, пошли на экскурсию в пещеры. Отсюда, с пещерного храма и келий первых насельников, начиналась история этой прославленной обители. Трудно описать те чувства, которые мы испытали, думаю, что это и не нужно, у каждого они свои. Потом нам показали монастырский сад. Он находится выше остальной территории монастыря, который расположен в овраге. В саду есть дуб, которому 700 лет.

В монастыре мы пробыли один день, но везде успели побывать. Вечером нужно было вернуться в Псков.

У нас еще оставалось несколько часов до отправки поезда в Санкт-Петербург. Сын предложил сходить на службу в так полюбившийся нам собор в честь Троицы Живоначальной. Даже сейчас, вспоминая про Псков, мысленно вижу величественный храм, притягивающий наши взоры.

После возвращения из этой насыщенной впечатлениями поездки я в очередной раз убедилась, что нужно ездить в паломничество самостоятельно. Так можно выбрать индивидуальный маршрут, который подойдет именно вам и позволит посетить все интересующие вас места. А еще я поняла — как много замечательных и красивых мест есть на территории нашей страны, куда очень интересно поехать вместе с детьми.

Елена Кочнева

* * *

Заметки паломника

■ Из Саратова нет прямого поезда до Пскова. Сделали вывод, что туда удобно ехать через Москву, а обратно — через Санкт-Петербург. И в том, и в другом случае у вас будет целый день, чтобы погулять по городу.

■ Планируя поездку в Псков, учтите: лучше не приезжать туда в понедельник и вторник. Многие музеи в эти дни не работают.

■ До Печор можно легко добраться от псковского автовокзала на маршрутном такси.

■ В соборе в честь Троицы Живоначальной в Пскове проводят экскурсии, во время которых можно узнать много интересного.