Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

От справедливости до любви

Смирение, терпение, кротость и любовь – мы слишком часто слышим об этих добродетелях. И слишком редко впускаем в нашу жизнь. Может быть, потому что имеем страх и не имеем сил, или, может быть, потому что не видим поводов. А между тем у нас их предостаточно. Например, не воспротивиться злу и подставить ту самую другую щеку. Как верно истолковать эти ситуации и поступить так, как хочет Господь, размышляют клирики Покровской епархии. 

 

Какому злу не противиться?

Протоиерей Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя святителя и чудотворца Николая с. Дьяковка:

— Полностью фраза, о которой мы говорим, звучит так: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 38-39). Так Господь во время Нагорной проповеди обращается к людям Ветхого Завета, чтобы дать им новый закон – не жить по принципу око за око, зуб за зуб (Лев. 24, 20), не противиться злу.

По учению Церкви, по мнению святителя Иоанна Златоуста в частности, под злом понимается лукавый, враг рода человеческого. Именно он досаждает нам, действуя через других людей. Трудно понять, как же не противиться тому, кто всеми силами пытается отвратить нас от спасения и лишить Царствия Небесного. Но вспомним о том, что мы не можем своими силами, без помощи Божией вообще противостоять ему, и тем более, если будем действовать его же методами – на зло отвечать злом. В беседах на Евангелие от Матфея святитель Иоанн Златоуст пишет: «Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел Сам Спаситель, то есть готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою».

Никогда не стоит толковать эти слова Христа вне контекста всего Евангелия. Церковь вообще указывает на то, что Нагорная проповедь содержит всю суть Священного Писания. В ней Господь говорит, что для спасения человеку недостаточно соблюдать заповеди Ветхого Завета: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20), и призывает к высшей степени совершенства: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Это призыв от справедливости – к любви.

Прежде чем требовать к себе справедливости, человек сам должен быть справедливым – осознавать свое несовершенство, осознавать, что несовершенство присуще и другим людям, в том числе обидчикам, а значит, нужно отнестись к этому с пониманием, без раздражения и, в конце концов, простить.

Что касается практического применения, то можно начать с самого простого – потерпеть своих близких, родных людей. Смолчать на замечание, не разозлиться в ответ, даже если ты прав. Научившись так вести себя в семье, этот опыт любви необходимо переносить во внешний мир, на людей, к которым мы не испытываем тех же чувств, что и к членам нашей семьи. Потерпеть — это значит еще и простить, примириться, забыв обиду. Да, порой сделать это не так-то просто, но нужно постараться. Может быть, не стоит заставлять себя насильно контактировать с обидчиком, но стоит иметь желание и решимость простить. Помочь своему обидчику в трудную минуту – хороший шаг на пути к прощению.

В чем наше непротивление?

Протоиерей Сергий Буриков, благочинный Новоузенского округa, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Александров Гай:

— Господь явил образ абсолютной святости и любви – Он умер на Кресте за грехи мира. Он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29) и тому же учил людей. Он проповедовал совершенство, которым обладает Отец Небесный, и добродетели, способные помочь достичь этого совершенства, сделаться сопричастником подлинного блаженства.

Однако две с лишним тысячи лет назад учение Христа шло вразрез с идеалами сознания ветхозаветного человека, ведь оно обращало внимание не на внешние проявления, а на внутренние движения души. Впрочем, призывы Господа, как раз такие, как «подставь другую щеку», до сих пор остаются предметом жарких споров и нападок. И вот почему: люди рассуждают о содержании заповедей в отрыве от евангельского учения, которое не есть свод инструкций, в отрыве от языка притч, на котором Христос учит нас не согрешать – ни словом, ни тем более делом.

Предлагая подставить обидчику другую щеку, Господь вовсе не увещевает нас бездействовать, видя зло. Мы помним, как Иисуса схватили и привели к первосвященнику, как один из служителей ударил Его. И Господь не остался безмолвным, бездействующим. Он ответил: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18, 23). Он ответил, но без гнева. Вот в этом и кроется смысл заповеди, которую часто толкуют как заповедь о непротивлении злу.

Многие толкователи считают, что удар именно по правой щеке – это действие, прежде всего унижающее человека. Ветхозаветные люди это очень хорошо знали, и потому данная заповедь имела более глубокий, понятный им смысл. По слову Христа, отныне люди должны побеждать зло не справедливым возданиям, но терпением, великодушием, любовью. А в чем это должно выражаться? Мы не потакаем похотям, не игнорируем зло, мы отвечаем на него незлобием. Сколько войн и жертв удалось избежать благодаря мудрому, взвешенному слову дипломатов, сколько ссор не случилось лишь по той причине, что кто-то проявил кротость и любовь. Ведь как часто бывает: человек, встретив неожиданную реакцию на свой гнев, злодеяние, умягчается и даже раскаивается. Любовь и смирение спасают и нашу душу, и душу обидчика – мы подражаем Господу и не даем другому разгневаться еще больше.

Правда, случается, что обидчик действует целенаправленно, в течение длительного времени, и его не останавливает ничего. В такой ситуации, думаю, стоит пресечь агрессивное или неуважительное поведение. Но опять же: не из мести, а по любви к человеку, потому как он, по слову Христа, не ведает, что творит (Лк. 23, 34). А творит он вред своей душе.

Где путь к совершенству?

Протоиерей Александр Кашулин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» п. Горный:

— Толкователи Евангелия – святые отцы – сходятся во мнении, что в словах Христа: «не противиться злому», «обратить к обидчику другую щеку», кроется такой смысл: дьявол – прародитель зла и гордец, и значит, уязвить его можно только добром и смирением.

Заповедь, что дает Господь, главным образом – о смирении. Исполнить ее можно, будучи человеком духовным, деятельным христианином, который чувствует движения души и сердца, осознает свою греховность, сосредоточенно работает над собой, возможно, под руководством духовного наставника – читает Писание, питается таинствами Церкви, старается молиться внимательно, имеет опыт борьбы с искушениями. То есть, будучи человеком, который угасил страсти, принял в свое сердце Христа и, глядя на обидчика, видит в нем образ Божий. Конечно, такой высотой духа обладают только святые. Нас же порой еще даже не обидели, а мы уже думаем, что бы ответить. Или нас обидели, мы стерпели, но лишь потому, что у нас хорошее настроение. Это не проявление духовности.

В то же время полное игнорирование злых деяний тоже не считается выражением смирения. Удар по щеке – это образ. Вот вспыхнул конфликт – что делать? Действовать смиренно и при этом мудро. Например, Сам Господь вопрошал, за что слуга Первосвященника ударил Его (см.: Ин. 18, 23). Подобно Учителю и апостол Павел, зная, что заговорщики хотят убить его, требовал над собой справедливого, кесарева суда (см.: Деян. 25, 1-12). Ситуация ситуации рознь. Нельзя бесконечно смиряться, терпя оскорбления и тем самым позволяя обидчику творить, что хочется. Это не полезно никому. Если же делаешь зло, бойся начальствующего, ибо он не напрасно носит меч (Рим. 13, 4), – говорит апостол Павел. Да и Господь, хоть нас и любит, все равно воспитывает, требует нашего изменения.

Действительно, когда мы говорим о смирении перед обидчиком, мы размышляем и о прощении, потому что смирение заключает в себе множество добрых качеств характера – это умение не обижаться и умение прощать. Если ты обиделся, значит, ты не смирился. А если смирился, то и не обиделся. Путь прощения – это не смирение, это борьба с неумением смиряться. Часто спрашивают: что можно считать прощением? Допустим, можно ли простить, но прекратить общение? Думаю, решение зависит от обстоятельств. В любом случае нужно соблюдать приличия, быть вежливым и приветливым со всеми. Общаться с кем-либо не обязательно, особенно если люди не хотят или не сходятся характерами, взглядами на жизнь, интеллектуальным уровнем.

Или же: можно ли простить, но помнить обиду? Память о нанесенной обиде – свидетельство того, что человек не поборол гордыню, себялюбие. Он простил умом, но не сердцем, так как хозяева сердца – страсти, а не человек и не Христос.

Бывает, верующие размышляют: а стоит ли идти обидчику навстречу? Христианину определенно стоит. Пусть накрывает раздражение, но в уме должно быть Священное Писание, в душе – голос совести. Пусть не получается, но нужно стараться, делать хоть какие-то попытки. Кто первый делает шаг к примирению – тому и венец.

С другой стороны, нужно понимать: нужен ли обидчику наш примирительный шаг? Если и нужен, то какой и когда? В бытовой ситуации иногда достаточно сделать незначительный приятный подарок, разрядить обстановку, даже просто угостив человека конфеткой. Если же обидчик делает шаг навстречу, то мы тем более должны откликнуться. Нельзя не прощать. Нужно брать пример с Господа, с родителей. Как бы мы ни обижали Бога, наших мам и пап, и Он, и они нас все равно любят.

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: