По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Христос воскресе!

Дорогие братья и сестры, это воскресенье Церковь посвящает встрече нашего Господа с женщиной-самарянкой около колодца, который когда-то принадлежал праотцу Иакову. Часто мы слышим обвинение в том, что женщина в Церкви всегда была на втором плане. И сегодня и в шутку, и всерьез можно услышать высказывание: «Нужно жить по “Домосторою”», то есть женщина должна находиться в почти бесправном положении по отношению к мужчине. Но если мы внимательно посмотрим на историю Церкви, на Пасхальный период, то увидим совершенное обратное – впервые Воскресший Христос является именно женщинам. А сегодня мы вспоминаем беседу Христа тоже с женщиной – с самарянкой, после первой ветхозаветной Пасхи в Иерусалиме.

Встреча произошла в Самарии. Предками жителей были иудеи, но в них была и языческая кровь. Когда-то вернувшиеся из плена евреи не допустили самарян до строительства Иерусалимского Храма. И потому между ними существовала вражда. Но все мы помним притчу о милосердном самарянине, который проявил деятельное милосердие. Христос приводит поступок этого человека в пример. И вот снова мы видим пример самарянки.

Господь со Своими учениками останавливается около колодца Иакова. Ученики уходят в Сихем, чтобы купить пищу. А Христос встречается с женщиной, которая пришла за водой. Думается мне, что в Евангелии нет ничего случайного, и все притчи, все встречи, которые описывают нам апостолы, имеют огромное значение. В них мы можем найти ответы на все вопросы. Ведь на самом деле наша жизнь не так уж сильно изменилась.

Женщина пришла за водой. Это так понятно – каждый из нас обременен повседневными заботами. И вот представьте, что мы встретим человека особенного. Как мы отреагируем? Скорее всего, растеряемся, ведь чаще всего мы неизвестности пугаемся. Так и женщина, увидев Христа, молчит. А Господь просит у нее воды. Дальше мы слышим диалог: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4; 9-14).

Мы видим, что женщина спрашивает Господа о вере, их диалог все более приобретает вид духовной беседы. И Христос, повелевая ей позвать мужа, на самом деле открывает, что Ему все известно о сердце собеседницы, о том, что она живет во грехе. Самарянка понимает, что перед ней Пророк. И спрашивает о самом главном – как правильно поклоняться Богу. Христос отвечает, что время наступает такое, когда истинные поклонники Бога поклоняются Ему в сердце своем, веру ставят на первое место и дела, которые рождает эта вера. Все остальное потом.

Затем появляются апостолы, которые недоумевают об этом разговоре Учителя с женщиной. Потом женщина побежит в город и расскажет, что встретила Мессию. Спаситель ей первой, еще до того, как Петр исповедует Его Христом, говорит, что Он и есть Мессия. И это тоже свидетельствует о том, что Господь может женщин даже больше любит.

Апостолы не понимают, что за разговор произошел и почему сюда собирается народ. Они предлагают пищу. А Христос говорит им удивительные слова – Его пища в том, чтобы творить волю пославшего Его Отца. И обращаясь к ученикам, говорит им о том, что нивы побелели. Вы не сеяли, но ваш долг – собирать эту пшеницу. Так и в нашей жизни бывает – мы часто пользуемся плодами тех, кто трудился ранее. Мы проповедуем, мы обращаемся ко Христу, мы молимся, мы просим о чем-то, но часто плодами наших трудов пользуются наши потомки.

Христос говорит ученикам: нужно проповедовать, нужно сеять, но урожай будут собирать другие. Не нужно заботиться только о временных благах этого мира. Исполняй свой долг, ведь и то чем ты сегодня пользуешься не твое, не ты это собирал. А ты должен собирать для своих детей, для своих внуков. И вот тогда ты будешь настоящим проповедником и христианином. Апостолы поняли это со временем. Они по Воскресении Христовом ушли в разные страны, стали там проповедовать и плод их трудов очевиден.

Еще один важный аспект – это неравнодушие самарянки и к тому, что говорит ей Христос, и к своей жизни. Каждый человек, встречая на своем пути добрых и злых людей, оказываясь в тех или иных обстоятельствах, задумывать почему Господь это посылает, что Он хочет нам сказать. Ведь и каждый из нас в свое время пришел в храм через беседу с какими-то людьми, через родителей и детей. Каждый из нас помнит того человека, который привел нас в храм, наставлял нас.

Самарянка Фотинья стала великой проповеднице и обратила ко Христу очень много людей. Жизнь свою закончила подвигом мученичества. Все это подтверждает ее неравнодушное отношение к жизни. И мне хочется пожелать каждому из нас, чтобы мы, читая этот Евангельский отрывок, старались подражать и жизни самарянки, и подвигу апостолов. Мы должны сеять и жать, задумываясь при этом о вещах глубоких и серьезных.

А колодец Иакова, у которого произошла встреча, существует и сегодня. Здесь находится мусульманский город Наблус, когда-то это был город Сихем. Местность там гористая, в небольшой долине находится пещера, где и был ископан этот колодец. В нем прекрасная вкусная вода, и до сегодняшнего дня туда приходят люди.

Это место всегда почитали и христиане, и иудеи, и мусульмане. В 1914 году греки, которые приобрели этот участок, стали строить храм во имя мученицы Фотиньи, жертвовали на который русские люди. Потом случились война, революция, храм не был достроен, так как иссякли пожертвования.

В 1979 году на этом месте в еще недостроенном храме служил священник, грек по рождению, которого звали отец Филумен. Этот человек, посвятивший всю свою жизнь служению Богу, окончил свою жизнь мученическим подвигом. То было непростое время. Радикально настроенные фанатики неоднократно угрожали священнику, говорили, чтобы он ушел с этого места. Но он один продолжал служить в храме, освящать воду из колодца Иакова. И те немногочисленные паломники, которые приезжали туда, любили отца Филумена.

29 ноября 1979 года убийцы ворвались в храм. Священнику причинили раны, от которых он не смог оправиться. Убийцы нанесли ему топором в лицо две крестообразные раны, выкололи глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Фанатики разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия.

Похоронили отца Филумена в Иерусалиме, и уже в 2008 году, всего через 30 лет, были обретены его мощи. Старец был прославлен как преподобномученик. Мощи перенесли в тот храм, который он строил. И именно в 2008 году, благодаря помощи Русской Церкви, храм удалось достроить.

Сегодня в храме Фотиньи Самарянки честными мощами пребывает его настоятель – старец Филумен. Он до сих пор является хранителем колодца Иакова, а также примером человека, который всю свою жизнь без остатка посвятил служению Христу и остался верен Ему до самой смерти.

Мне тоже Господь судил в свое время побывать на Святой Земле. Мы были у колодца Иакова, опускали почерпало в эту пещеру, пили воду и поминали старца Филумена – молитвенника и мученика. И, конечно, вспоминали о той самой жене-самарянке, чью память мы с вами сегодня совершаем. Хотел бы пожелать всем нам, дорогие братья и сестры, веры, любви и неравнодушного отношения. Храни вас Господь. Аминь.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Поделиться в: