Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Трудись и молись

Нередко складывается так, что в течение своей жизни человеку приходится искать работу или вообще кардинально менять сферу деятельности. Как в этом помогает вера и может ли быть социально успешным православный воцерковленный человек? Должен ли труд приносить радость и правильно ли христианину желать зарабатывать больше? На эти жизненные вопросы ищем ответы вместе с духовенством Покровской епархии.

Лучший во славу Божию

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

– Отец Александр, наверное, не раз Вас спрашивали, как не ошибиться с выбором дела всей своей жизни?

– В большинстве случаев люди не работают по выбранной профессии в силу разных причин. Тем не менее, зарубежные психологи исследовали эту проблему, и подавляющая часть опрошенных жалеют, что полжизни занимались не тем, чем им хотелось бы. Человек так устроен, что какой бы путь он ни выбрал, он всегда жалеет относительно каких-то упущенных возможностей. Отчасти это заложено в душе как проявление стремления к высшему.

Блаженный Августин говорил, что только в Боге душа может успокоиться. Поэтому в выборе профессионального пути надо придерживаться такого принципа: моя работа не должна противоречить моей совести, ведь моя совесть – это голос Божий в душе моей.

– Насколько желание самореализоваться обосновано с точки зрения Православия?

– Каждый человек должен пытаться самореализоваться. Господь дал каждому дарования, склонности, способности, и не надо зарывать их в землю, наоборот, лучше обращать ко благу.

Однако цели этой реализации у всех разные. Например, один человек следит за своим здоровьем для того, чтобы впечатлять своим внешним видом, а другой – чтобы дольше работать, помогать детям, внукам, радовать родителей, делать добро.

С церковной точки зрения православный человек должен реализовывать себя так, чтобы его деятельность отвечала представлениям о христианской нравственности, и он отдавал себе отчет в том, что и для чего он делает. Раз Бог сотворил нас свободными и дал ориентир – уподобиться Ему, мы должны ежедневно поступать так, как поступал бы Он. Вот в этом постоянном выборе в пользу добра и заключается самореализация христианина.

– Хотеть зарабатывать больше – грех?

– Улучшение материального состояния законным трудом не является грехом, главное, знать меру и не гнаться за богатством как за самоцелью. Среди заповедей, данных Богом в Раю, – заповедь о труде. От безделья, в праздности человек склонен ко греху, а в труде он духовно возрастает. Поэтому при любой возможности надо трудиться, но не забывать о духовной пище.

Еще древние отцы Церкви говорили: «Молись и трудись». А верующий человек тем более должен быть примером трудолюбия, показать свою веру, в том числе и в работе – не словами, а делами. Он должен быть самым лучшим поваром в ресторане, лучшим водителем автобуса, лучшим каменщиком на стройке, лучшим учителем в школе, врачом – в больнице. В Писании говорится: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16). И если повар, врач, сотрудник шиномонтажа и т. д. делают свою работу хорошо, честно, правильно и являются при этом христианами, они это делают во славу Божию.

Правильное отношение

Священник Аркадий Махсумов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса):

– Еще Ф.М. Достоевский блестяще описал ужас бесполезности в «Записках из мертвого дома». Похоже на современный мир: миллионы людей на земле каждый день вынуждены «собирать волю в кулак» и уныло брести на нелюбимую работу, ощущая полное отчуждение от своего труда. Должен ли труд быть в радость, и если все печально, надо ли пытаться изменить профессиональную деятельность?

– Конечно, в идеале труд должен приносить удовольствие. Но такое, к сожалению, бывает не всегда. Труд не бывает легким. И для того чтобы прокормить себя, человеку надо трудиться «в поте лица».

Всегда хочется найти какое-то оправдание ситуациям, поступкам, которые нас не устраивают: мы устаем, работа не интересная и т.д. Но даже если мы делаем нелюбимую работу, то делать ее надо на совесть, по-христиански, так, как служили бы Богу.

Христос ведь был сыном плотника. Нам неизвестно, был ли Иосиф счастлив в своей работе или же занимался ею по смирению и безысходности. Но мы знаем, что Святое Семейство было счастливой семьей. Уверен, что в этом немаловажную роль играло и играет правильное отношение к труду.

Замечательно, если работа приносит радость. Это связано изначально с выбором профессии. Поэтому важно сделать правильный выбор. Слушать свое сердце и следовать за призванием, не бояться менять свое решение.

– Но поменять профессию трудно, если много лет трудился в одной сфере. Однако я знаю примеры, когда человек был экономистом, а спустя много лет стал гончаром. Как с легкостью решиться на такие перемены?

– Никаких границ у христианина в этом отношении нет, кроме, конечно, моральных. Да, человеку интересно то, где нет монотонности, где присутствует свобода творчества. И есть масса разных хороших профессий. Мы привыкли считать, что творческая деятельность не связана с физическим трудом, что на производстве нет творчества, но это не так. Кузнец, который превращает кусок металла в красивое изделие, – это тоже творец.

Верующему человеку, конечно, надо надеяться на Бога всегда. Но русская пословица в этом отношении хороша: «На Бога надейся, а сам не плошай». Придется приложить усилия, чтобы изменить свою жизнь в этом плане, тогда и Бог пойдет нам навстречу.

Для всего – своя мера

Священник Алексий Талалаев, настоятель храма во имя благоверного великого князя Александра Невского, с. Генеральское:

– Возможно ли православному человеку сочетать кротость, терпение и твердость характера. Например, как найти золотую середину, скажем, на работе в общении с коллегами, чтобы люди не садились на шею?

– Апостол Павел в послании к Галатам говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 2). Но в современном мире, где наглость и напористость превозносят в ранг добродетели, христианину приходится нелегко. Ему надо проявить мудрость, например, ответить кротостью, но без злобы, вовремя сказать «нет».

Если требуется помощь коллеге, который не может справиться с обязанностями в силу недопонимания, можно помочь. Но при этом сразу оговорить границы этой помощи. Предупредить, чтобы он серьезнее относился к работе, если надо, чему-то учился, потому что в очередной раз вы не сможете ему быть полезны. И если человек ответственный, он будет стараться, а если человек – лентяй, то вы каждый раз будете оказывать ему медвежью услугу, еще и в ущерб себе.

– Можно ли православному христианину иметь какие-то цели в жизни, кроме цели духовного возрастания, например, совершенствование профессиональных навыков, спорт, хобби?

– В притче о талантах говорится, что человек должен приумножить дарованный ему талант, и похвально, когда человек желает совершенствовать свои профессиональные навыки. Так же и хобби, увлечения, будь то музыка, рисование, скульптура. Об искусстве еще святитель Феофан Затворник сказал, что это отголоски Рая в душе человека, желание обрести его. И таким образом, искусство должно увлекать человека к Творцу, к Богу.

Знаете, когда в один горшок сажают несколько растений с тонкими стеблями, они, переплетаясь, срастаются, и вырастает дерево с несколькими стержнями, которые образуют общий ствол. Я думаю, что и жизнь христианина должна быть на это похожа, для всего своя мера – работа, семья, дом, хобби. Но все это должно сводиться к главному – к спасению собственной души. Как заповедовал Господь: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Людмила Питайчук
Теги: успех, как стать успешным, Православие и карьера, Церковь и общество.
Поделиться в: