Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Плоды достойны принесем Христу

Это случилось за несколько дней до казни на Голгофе. По утру Иисус, возвращаясь в город Иерусалим с Елеонской горы, увидел при дороге смоковницу. Не найдя на ней ничего, кроме листьев, проклял, и дерево засохло. Чем объясняется эта строгая кара со стороны всегда кроткого и милостивого Спасителя? Снова внимательно читаем Евангелие и разбираем его строки с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора священником Димитрием Вразовским.

– Христос сказал ученикам: «Вам дано понимать тайны Царства Божия, а прочим (внешним) – в притчах». Не все способны постигнуть внутренний, духовный смысл Его слов?

– Жанр притчи направлен на осмысление человеком того, что он услышал. Именно для понимания притч можно применить известные слова Христа: Кто имеет уши слышать, да слышит (Мф. 13, 9). Евангелие дано нам, чтобы мы научились спасению и вошли в Царство Божие. Если ради этого читать Писание – то тайна Царствия нам откроется, будь ты простой рыбак или образованнейший философ. Но если читать Евангелие как обычную книгу, из любопытства, то окажешься тем «внешним», которому непостижимы тайны, и ты будешь смотреть на эти тайны со стороны, не будучи к ним причастным.

Христос сам отвечает, почему внешним не дано знать тайны Царства, если продолжить цитату слов Христа дальше: ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 15-16).

– Иногда при чтении евангельских строк вроде все понятно на уровне слов, но потом ощущаешь, что нет духовного усвоения. Не на том уровне человек?

– Притчи связаны с нравственным учением человека и становятся очень важной частью проповеди Христа не только апостолам, но и остальным людям. Каждая притча имеет форму завершенного рассказа, и уникальность ее в разноуровности, каждый человек в ней услышит что-то свое. Конечно, читая Писание, человек вступает в определенную духовную реальность. Если ему знакома духовная жизнь, то и эта реальность будет понятна. Если не знакома – то все будет на уровне «слушая, не слышат, смотрят, но не видят». Духовный орган – это его сердце.

Тем не менее, мы точно можем разделить притчи на две смысловые категории: то, что было обращено к людям своего времени, образы, связанные с богоизбранным народом, с исполнением пророчеств, и те, которые вне времени – направлены на весь христианский мир. Очень часто вспоминают рассказ о бесплодной смоковнице, когда Христос, путешествуя с учениками, подошел и проклял ее. И у людей возникает вопрос: «А в чем виновато дерево?».

– Да, часто вызывает недоумение читателей именно этот рассказ в Евангелии. Что это значит? Ведь Господь потребовал от дерева смокв, когда еще было не время их собирать.

– Это очень интересный отрывок как раз потому, что с буквальной точки зрения его действительно понять невозможно. Господь проклинает смоковницу утром в Великий понедельник, когда идет очистить Иерусалимский храм от торговцев. Евангелисты Матфей и Марк, описывающие, как Иисус подошел к смоковнице, отмечают, что «Господь взалкал» и пошел посмотреть, не найдет ли плода на ней. Марк оговаривается: еще не время было собирать смоквы. Но, невзирая на это, Иисус подходит к дереву, ничего не находит на нем и проклинает его: да не будет больше от тебя плода вовек. И дерево засыхает. Безусловно, это чудо стоит особняком среди чудес Иисуса Христа. Ничего подобного Он еще не совершал. Все чудеса Спасителя были направлены на подание жизни, а это как будто наоборот. В чем дело?

Чтобы понять символический смысл произошедшего, надо знать, какой ботанической особенностью смоковница отличается от прочих деревьев. Мы привыкли, что весной на ветвях деревьев одновременно раскрываются почки листьев. У смоковницы не так. С появлением первых побегов завязываются и плоды, а затем появляются листья. И если на смоковнице есть листья – а евангельский текст утверждает, что листья были, – значит, на ней не может не быть завязавшихся плодов. Но Господь подходит к смоковнице и обнаруживает их полное отсутствие. Пусть было не время собирать смоквы, но их начаток уже должен был быть. Господь показал, что готов был утолить голод даже незрелыми смоквами, то есть принять людей, едва-едва начинающих постигать тайну Нового Завета. Но ничего не нашел – даже зеленых смокв, даже зачатков истинной веры.

– За что ее все-таки погубил? Какой же плод должна была принести смоковница?

– Смоковница является образцом народа еврейского, ветхозаветного Израиля, на который возлагались надежды Господом. Проклятие смоковницы – это проклятие современного Христу иудейства, которое «листьями» – исполнением внешних обрядов – прикрывало отсутствие духовных плодов, которые оно обязано было принести Богу! Но, согласно притче, бесплодная смоковница была бесполезна, и все лишено было смысла.

О каких плодах речь? Господу было важно преподать урок апостолам, чтобы они запомнили: вера без Христа тождественна духовной смерти, а лицемерная внешняя праведность достойна проклятия.

– В Евангелии не раз говорится о смоковницах…

– Да, похожую ситуацию мы читаем в притче, где хозяин пришел в свой виноградник и не нашел плода на смоковнице. Причем это повторяется уже третий год, тогда он повелевает срубить, чтобы она не занимала землю. На что управитель возражает и предлагает дать еще время, чтобы удобрить ее и посмотреть на будущий год.

Это одна из самых известных и в то же время непонятных для неподготовленного читателя притч Христа. Зачем Он вдруг просит садовника не рубить смоковницу, которая стала совсем бесполезной? И если спасает ее, то почему только на год?

– Здесь большинство толкователей видят образ пришествия Христа, где на момент богоспасительной миссии народ еврейский уже перестал «плодоносить». Но слово и проповедь Христа, встреча и общение с ним должны были быть тем шансом, который мог бы привести их к покаянию и к Богу. Но, к сожалению, этим шансом не воспользовались.

Все притчи интересны тем, что связаны между собой единой нитью. Читая притчу о смоковнице, мы можем провести аналогию с притчей о талантах. Данный Богом талант не был развит, не было приложено никаких трудов. То же и со смоковницей – она выросла, но только как красивая декорация. Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Каждое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния, слышания слова Божия и исполнения его.

– Сейчас время поста, как понять, что постишься не зря и как сберечь духовные плоды?

– В книге Откровения Иоанна Богослова есть такие слова: Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч, о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3, 15-16). Речь идет о теплохладности. Ведь человек холодный может найти Христа, а теплохладный просто живет. Не возрастает духовно, не прикладывает усилий, не воспитывает в себе добродетелей.

Самое малое дело велико перед Господом. Для любого человека самая посильная жертва – время его жизни, которое он может потратить на молитву, на разговор с собой, общение с Богом. Если человек способен хотя бы на это, то пост уже не пройдет зря.

В конечном итоге, плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Вспоминая пример смоковницы, вспомним и слова прекрасной стихиры: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: