Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Путь Страстной седмицы

На этой неделе день за днём мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя. И богослужение дает нам возможность быть свидетелями этих Евангельских событий. Настоятель Свято-Троицкого храма г. Красный Кут священник Георгий Шматко обращает наше внимание на важные моменты богослужений Страстной седмицы.

В первые три дня Церковь вспоминает притчи и поучения, произнесенные Христом при Его земной жизни. О чем нам говорит Евангельское чтение в Великий понедельник?

– После входа в Иерусалим Спаситель взалкал. Увидев смоковницу и не найдя на ней плода, Христос проклял ее. Объясняя свой поступок ученикам, Он рассказал им притчу о виноградарях, которым хозяин поручил виноградник. А когда настало время плодов, не только не отдали их хозяину, но и единственного сына, посланного к ним за плодами, убили.

В этом образе смоковницы и виноградарей мы видим душу человеческую, не приносящую духовного плода. И Великий Понедельник для нас хорошая возможность в очередной раз задуматься об этом, испросив себя о плодах своей духовной жизни.

О каких притчах говорится в Великий Вторник?

– В Великий Вторник вслушаемся в притчи, через которые Спаситель обличал книжников и фарисеев, чтобы найти для себя правильный путь духовной жизни. Это притча о десяти девах, которые вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных.

Вместе с образом десяти дев, стоящих у чертога брачного, в этом Евангелии предлагаются два других символа – притча о талантах и пророчество о Страшном Суде. Продолжая символизм понедельника, мы видим, что душа – дева неразумная, душа – лукавый и ленивый раб, сокрушаясь и трепеща, предстоит ныне пред своим Божественным Судьей, созерцая свои дела и лютые помышления.

Великая Среда – предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за тридцать сребреников. Почему именно этот библейский сюжет?

– Третий страстной день посвящен сразу двум событиям – обеду в доме фарисея Симона, где жена смиренно возлила миро на ноги Иисусовы, и предательство Иуды – ученика, соблазнившегося деньгами и выдавшего Учителя врагам. Мы видим противопоставление: грех который оканчивается покаянием и жизнью вечной и грех, который обращается в смерть. Вывод очевиден – покаянием и сокрушенным сердцем можем достичь спасения души. 

– У понедельника, вторника и среды – звучит общий тропарь «Се Жених грядет в полунощи». Чему он нас учит?

– Жених грядет, а за Ним и мы. И восходим в Иерусалим, и становимся свидетелями того, что должно там свершиться. Господь неоднократно в Священном Писании именуется Женихом, Церковь сравнивается с невестой, Мудрой Девой, Царство Небесное называется в Писании браком. Поэтому Спаситель есть Жених каждой человеческой души. А слова из тропаря призывают нас быть всегда готовыми к встрече со Христом.

– К чему приближает нас Великий Четверг, какие события мы вспоминаем?

– Тайную вечерю, смирение Господа, выразившееся в умовении ног Своим ученикам, установление Таинства Евхаристии. С особым благоговением стоит готовиться к Великому Четвергу, помня, что участвуем в той самой Тайной Вечере в Сионской горнице.

Умилительный Чин омовения ног, когда архиерей, уподобляясь Спасителю, омывает ноги священникам, являет нам пример Христовой любви и кротости. Вечером же будем вслушиваться в слова Страстных чтений Евангельских, в которых описана вся трагедия распятия Сына Божия.

– Страстная Пятница – в чем смысл и почему важно быть в этот день на богослужении?

– По уставу церковному эта служба называется Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем события Гефсиманской ночи, страдания Господа, суд и Распятие. Это особое богослужение, совершаемое раз в году, дает возможность оценить то, что происходит в нашей душе, наше отношение к Спасителю сегодня, прямо сейчас. Это своего рода развязка всего поста и ответ на многие духовные вопросы, главный из которых – где мы в этой истории? За Христа или против?

Днем молчаливого ожидания называют Великую Субботу. Почему?

– Этот день который не отражен в Евангелии – это сошествие Господа во ад. Также этот день называют днем великой тишины или молчания. То есть ничто не должно отвлекать нас, никакие личные, человеческие помыслы, никакая земная суета не должна вторгаться во святое святых, к которому со страхом и трепетом приникают Ангельские воинства. Таков духовный смысл этого дня, предваряющего Пасху.  

И когда каждый из нас осознанно переживет эти великие и трагические дни, тогда появится настоящий повод для духовной радости: ведь Христос действительно воскрес!

 

Людмила Питайчук
Теги: Страстная седмица.
Поделиться в: