По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Лето вместе с детьми. Калейдоскоп летних идей

Весь учебный год ребенок был занят делом, у него была понятная, расписанная по минутам «правильная» жизнь. И вот впереди – целых три месяца хаоса, когда дети будут дома с утра до вечера, придется стоять на ушах, развлекать/призывать к дисциплине/отбирать гаджеты… И снова и снова ломать голову: чем их занять?

Безусловно, многие и многие родители давно нашли оптимальное решение этой проблемы. А некоторые из нас и проблемы в организации летней жизни не видят – всё у них хорошо, легко и отлажено.

Но как всегда: то, что для одной семьи оптимально, для другой – разрушительно. Все семьи разные. Одни родители работают дома, другие – «снаружи». Условия жизни, в том числе летней жизни, тоже у всех разные – кто-то проведет лето в маленькой городской квартире, кто-то может уехать на дачу, а кто-то – даже в настоящую деревню. Сами дети тоже очень разные, даже в одной и той же семье: для одного ребенка лежать на диване с книжкой – счастье, а для другого такой вариант – как средневековые пытки, только хуже.

Трезво говоря, в природе невозможны универсальные рецепты «счастливого лета для ваших детей». Корректно будет, наверное, всего лишь предложить набор идей из серии «как провести лето с детьми», из которых, может быть, парочка пригодится. Это не о том, как правильно, не о том, как «православно», а просто – сюжеты, которые помогали скоротать или даже осчастливить детские каникулы и моей семье, и семьям моих друзей.

Летнее счастье

Хочется, чтобы у наших детей было счастливое детство. Хотя бы летом… Но вот он, вопрос: а что именно сделает наших детей счастливыми? А что вообще делает человека счастливым?..

Моя знакомая, пожилая женщина, росла в обеспеченной доступом к разным дефицитам советской семье. Почти все свои школьные летние каникулы она провела в лучших пионерлагерях Крыма – у ее родителей была возможность оставлять ребенка на несколько смен. Кажется – вот оно, счастье! Лучшее, что можно предложить ребенку, то самое, о чем мечтают все родители и все дети. Но до сих пор для нее эти лагерные воспоминания – память о том, как родители ее… бросили. Засунули в лагерь – подальше от мамочки. А ведь на самом деле есть и такие люди, для которых воспоминания о летнем пионерлагере – правда счастье. Каждому свое.

И вот вопрос: а действительно ли то, что мы предлагаем сегодня и сейчас конкретному ребенку, для него – радость? И правда ли это на пользу душе и телу? Действительно ли для моего ребенка счастье – то, что было когда-то счастьем для меня? Действительно ли мой ребенок мечтает о том же, о чем мечтают «все нормальные дети»? Действительно ли отдых, заявленный как «образовательный» или даже «православный», даст ребенку образование или поможет стать христианином?.. Эти вопросы без подтекста (мол, везде ответ отрицательный). Это и правда вопросы, которые важно хотя бы иногда задавать самим себе. Причем задавать себе каждый год, потому что дети растут, меняются, и то, что было хорошо в прошлом году, в этом может быть не очень.

Киновия

«Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно», – читаем мы в записях русской Императрицы Александры Феодоровны. Труднодостижимая, но такая важная и с духовной, и с душевно-психологической точки зрения вещь: умение жить вместе. Лето, каникулы – возможность осваивать это искусство на свежую и выспавшуюся голову, без гонок по школам и дополнительным занятиям, без дедлайнов и прочих скоростей. Уникальная возможность жить общей жизнью. «Киновией».

В этой жизни мы будем вместе просыпаться, вместе засыпать. Вместе молиться – даже по утрам, потому что не нужно будет никому убегать в школу… Сможем что-то вместе делать, придумывать, играть. Спать подольше или отсыпаться днем, читать книжки. Вместе. Бегать по утрам, мастерить с папой – часто именно летние возможности.

Но ведь, с другой стороны… а действительно ли наша семья – это место радости, возможность подлинного образования, и нечто приближающееся к малой Церкви? Может быть, для наших детей находиться рядом с нами – не просто трудно, а холодно, тоскливо, страшно? Может быть, только на фотографиях мама – такое воздушное улыбающееся солнышко, а на деле это истеричная тиранша, способная без удара ударить, высокопарными речами унизить? Может быть, папа, вроде бы почтенный отец семейства, – самодур, мнящий себя властелином душ детей и жены? Может быть, наша семья – нечто противоположное малой Церкви, при всей своей «православной» видимости?

Эти вопросы трудно задавать себе, и еще труднее честно ответить, хотя бы самим себе. Но это вопросы важные, хотя бы, вот, для планирования летней жизни. И, между прочим, грустные ответы на эти вопросы вовсе не всегда означают необходимость отказа от «летней жизни вместе». Может быть, это как раз тот самый повод – самого себя начать менять и изменить, покаяться? И этим летом послужить своим детям/жене/мужу? Прямо этим летом попробовать жить так, чтобы самые близкие и родные люди рядом с нами утешались, а не смирялись? А если проблема в отношениях между нашими детьми – использовать летние свободные возможности, чтобы быть ближе к каждому ребенку, чтобы увидеть своих детей по-настоящему, чтобы понять их и соединить – если не в любви, то хотя бы в принятии?..

Игры и спорт

Очевидные идеи летней жизни – больше играть, заниматься спортом. Никаких открытий – все тривиально, но проверено многими и многими поколениями людей. Настольные игры для двух игроков – самые разные: шахматы, шашки, го (у нас в семье в этом году «мода» именно на го). Из необычного – блошки: интересная русская игра, довольно увлекательная; между прочим, о ней не раз упоминали в письмах царевны-мученицы.

Я сама люблю находить такие игры, в которые могут играть все дети, вместе. То есть в одной и той же игре – и студенты, и старшеклассники, и подростки, и дети 8–10 лет. В таком случае игра должна не требовать особенной эрудиции (иначе будет неинтересно играть разновозрастным детям) и при этом быть достаточно увлекательной. Из настольных игр в разное время нашей жизни наши дети увлекались «Колонизаторами», «Сардинами», «Уно», «Имажинариумом», «Каркассоном». В семьях наших друзей дети – также разновозрастные – с радостью играли в «Тикет ту райд», «Тик так бум», «Алиас»… Здесь, конечно, как всегда – то, что подходит одним детям, совсем неинтересно другим. К сожалению, пока не попробуешь – не поймешь. А проба, конечно, недешево стоит. Но, с другой стороны, – если повезет, и дети увлекутся игрой, могут играть неделями. А с третьей стороны – даже очень любимая игра однажды надоедает, и приходится снова и снова искать что-то подходящее.

Если говорить об уличных играх, то здесь также – каждому свое. Совсем недорогой и удобный бадминтон, не всегда возможный, но, конечно, успешный – футбол. Или хоккей на траве. Даже на маленькой даче легко организовать крокет – эта игра очень прижилась в нашей семье, каждый год открываем «крокетный сезон». Это популярная до революции игра, в которой могут принимать участие и шестилетний ребенок, и старшеклассник, и беременная мама – на равных. Можно играть не только вдвоем, но и вчетвером, и вшестером.

Еще вариант – «городки»: набор для этой игры можно купить, а можно сделать самим из палок для лопат по инструкции из Интернета. В городки любил играть с детства и до старости сын рязанского священника академик Павлов, тот самый, который собачек резал. Говорил: очень полезная игра. Если надоел бадминтон, можно попробовать «серсо» – такие деревянные шпаги, которыми ловят кольца.

Подобрать игры для детей – это шанс (увы, только шанс) занять чем-то детей. Создать возможность для общения между детьми и родителями, братьями и сестрами, или между нашими детьми и соседями – у кого какие ситуации. Когда игры активные – это, конечно, еще и столь необходимое учащимся малышам и подросткам движение. Иногда удачным подбором разнообразных игр удается обеспечить детям месяц, а то и все три месяца очень даже занимательной летней жизни. И снова – всесторонняя польза игр проверена многими и многими добрыми и даже святыми семьями.

С другой стороны, если не получается подобрать и организовать детские игры – не обязательно это конец и катастрофа. Вот пример. Семья, четверо детей. Чем занять детей летом в каменных московских джунглях? Папа работает, у невысыпающейся мамы на руках грудной малыш, на правильную и всестороннюю организацию детского досуга у нее уже нет ни фантазии, ни сил. И тут эта мама звонит мне, рассказывает: во дворе дети нашли тележку из супермаркета. Уже неделю и ее сыновья, и соседские дети с утра вылетают на улицу, катают друг друга в этой тележке. Придумывают разные игры, сюжеты, используют для чего-то пустые коробки… Конечно, вряд ли этой тележечной игры хватит до конца лета, скорее всего, через неделю счастье закончится. Но вот пока – счастье! Гаджеты в кармане нетронутые, дети в восторге. Даже непонятно, как такое «развлечение» язык повернется назвать развлечением.

Но оказалось, что это коллективная, объединяющая детей игра, причем на свежем воздухе – ну да, пусть не очень свежем. К чему эта история? Просто к тому, что иногда детям становится интересно и полезно совсем не то, что мы для них планируем. И, может быть, иногда здорово, если дети вынуждены сами искать, чем бы занять себя. Когда дети без танцующих вокруг них родителей или хорошо оплаченных развлекаторов придумывают игры «из ничего».

А что интересно ребенку?

Вот этот момент – помочь ребенку самому найти себе дело-развлечение по душе – важный. Если ребенок сам подобрал себе что-то – конечно, это гарантия того, что он будет увлечен этим делом, увлечение изначально включено. С другой стороны, вовремя увидеть интерес ребенка и вовремя ответить на него – вещь в перспективе великая. И для детско-родительских отношений, и для самоопределения ребенка. Маленький сын психиатра Сикорского увлекся когда-то летательными аппаратами и что-то пытался мастерить – кстати, в том числе летом. И папа поддержал этот интерес сына, позволил ему заниматься ерундой, обеспечил необходимым – дал место для этих бессмысленных занятий, покупал, если нужно, какие-то материалы (см. https://pravoslavie.ru/125051.html). Конечно, не обязательно из детского увлечения вырастает открытие, образование, судьба. Иногда увлечение ребенка – всего лишь увлечение ребенка. Но позволить ребенку пойти за своим увлечением – значит хотя бы обеспечить гарантированно интересное времяпрепровождение, чем-то занять свободное время. А еще – значит помочь ребенку самому искать себе занятие и отвечать за свой выбор. А еще – дать ребенку возможность работать, трудится в каком-то направлении, – и часто совершенно неважно, что это за направление. Главное – почувствовать увлеченность делом, научиться работать и достигать результатов.

В нашей семье было множество подобных увлеченных историй. Так, подросток увлекся историей Первой мировой войны. Захотел по чертежам выкопать настоящий окоп. Все лето он копал этот окоп саперной лопаткой, строил блиндаж. Копал и в жару, и под проливным дождем. Вместо полезных грядок, вместо правильной учебы – все лето в окопе. Не так просто понять, в чем смысл сего мероприятия. Но всё же это опыт, это физическое занятие и какой-то фрагмент изучения истории. И в любом случае – именно этому человеку именно этим летом, видимо, нужно было именно этим заниматься. Мы страшились одного – что в следующем году в окопах будет весь участок. Но нет – увлечение прошло.

Другое летнее увлечение – представить свой участок как заповедник. Умолять папу не косить. Описывать все растения участка, выделять растения для Красной книги (это когда что-то у нас растет в малом количестве), составлять гербарий растений «нашей земли»…

А еще как-то наши дети, когда старшему было всего лет 12, решили снять черно-белый немой фильм в стиле комедий с Чарли Чаплиным. Смартфонов у нас еще не было, снимали на цифровую мыльницу: старший был режиссером, младшие – актерами. Около месяца дети были заняты. Не надо было ломать голову, чем бы их занять, – просто поддержать то занятие, которое они сами выбрали.

Часто, чтобы увидеть эти подлинные интересы детей, достаточно быть просто рядом с ними, слышать их, выражать готовность поддержать их увлечения. Чтобы дети легко и открыто могли говорить родителям о своих желаниях и рассчитывать на реальную ответную реакцию. Иногда кажется, что для этих детских занятий придется пожертвовать слишком многим – отдать на растерзание одежду/землю/комнату, придется потратить деньги на какие-то не самые дешёвые материалы – причем имея в виду, что с большой вероятностью всё это не пригодится, дети поиграют пару недель, и все будет заброшено. Но, с другой стороны, – затраты на специальные детские развлекательные мероприятия обошлись бы во много раз дороже. А в случае с землей… не для цветочных же клумб и ровных газонов мы живем?

Летний труд

Но всё же лето – это не поиск развлечений, а просто жизнь в неучебное время. Важно приучать детей искать и находить для себя интересное дело – но важно также приучать их понуждать самих себя к какому-то неинтересному делу. К тому же запланированный регулярный труд позволяет структурировать летнее расписание, а еще позволяет сделать за лето что-то во всех отношениях полезное.

Если есть свой участок земли – на поверхности лежит идея заниматься огородом. Может быть, в семье и так каждое лето что-то сажают, многие сотки и даже гектары заняты грядками. В таком случае, конечно, можно привлекать к работе детей – обычно их вовсю и привлекают. Поливать и выдергивать сорняки, собирать ягоды, окучивать картошку и собирать колорадских жуков… А если семья не живет такой огородной жизнью, то все равно детям можно предложить подобное летнее трудовое развлечение. Каждому – свою грядку. Пусть каждый сам выберет, что хочет посадить, пусть сами изучат, как и когда сажать, в каких условиях выращивать. Потом сами будут ухаживать за растениями, собирать урожай. Иногда именно огород оказывается тем самым увлечением для детей, и дети сами, без понуждения занимаются всё лето огородом. Такое увлечение бывало и у наших детей, поэтому знаю: живые дети на такое способны. Но также знаю, что это может быть очень трудным трудом…

Чтобы летний трудовой план имел шанс быть выполненным, можно поставить детям и самим себе конкретную задачу. Например – сколотить деревянные ящики-грядки, или клумбы, 6 штук. Понемногу, каждый день работать с папой, со старшими братьями – по часу, по 2 часа в день. Или построить песочницу, или будку, или забор.

Квартирный вариант (или на дождливое лето) – шить, вышивать, вязать, резать по дереву, выжигать. Здорово изготовлять что-то реально полезное, когда понятно – для чего это. Например, не просто вышить цветок – а вышить рушник на иконы или шторы на кухню. Сделать полочку для икон, или подарок папе, или – был у нас такой вариант – сделать приспособление для снятия… обуви.

Труд, который может быть одновременно увлечением, – приготовление еды. Можно готовить всем вместе, распределяя обязанности. А можно предлагать детям готовить самим, позволять им искать рецепты, составлять списки покупок, ходить в магазин или на рынок, самим готовить (вариант самостоятельного выбора в этом случае способствует увлеченности). Так, чтобы родители вообще никак не участвовали в процессе, кроме предоставления денег на покупки и участия в трапезе. Даже семилетний ребенок может самостоятельно напечь на всю семью оладушки, двенадцатилетний – взять на себя весь процесс выпечки хлеба, четырнадцатилетний – приготовить ветчину в мармеладе. Впрочем, приготовление еды, как и уборку, трудно назвать летним трудом. Но всё же именно летом у вечно занятых школьников есть возможность спокойно заняться подобным делом.

В организации трудовой жизни, как всегда, важное дело – распорядок дня: чтобы, с одной стороны, было выделено время на этот труд, а с другой стороны – чтобы оставалось время на другие занятия, и в том числе на свободную, нерегламентированную детскую жизнь.

Летнее образование

Лето, конечно, – слишком длинная история, чтобы на все три месяца отказаться от учебы. Но всё же летом еще и пожить хочется! Здесь в каждой семье – свои подходы. У кого-то оказывается учебным весь июнь (впрочем, он всегда учебный у девяти- и одиннадцатиклассников, у учащихся художественных школ), а в июле и августе родители освобождают детей от учебных забот. У кого-то лето по плотности и характеру занятий почти не отличается от учебного года. У кого-то лето – время образования, но в особенных, «летних» формах. Учитывая, что статья и так получается огромная, и вообще, тема образования, семейного образования и летнего образования слишком обширна, предложу всего лишь несколько соображений на эту тему:

  • Несомненно, главное образование в жизни – это образование христианина; здесь образование – и ежедневная молитва, и чтение Священного Писания, и изучение основ Закона Божия, и, конечно же, участие в церковных богослужениях. Это образование настолько важное и всеобъемлющее, что включить в свою жизнь, в свое лето, только его – уже достаточно. Как все это можно устроить, я уже писала, например, здесь: https://pravoslavie.ru/113496.html; а про все летние церковные праздники вместе с детьми – в книге «Православные праздники в современной семье».
  • Летом можно «подтянуть» то, с чем ребенок не совсем справлялся в учебном году. Но хорошо бы эти занятия устроить не совсем как во время учебного года – в других формах или по другим пособиям. Заполнять занятиями не весь день, а выделить очень ограниченное время: например, один час после завтрака. Если предметов много, можно распределить их по дням: понедельник – час на русский, вторник – час на математику, среда – час на английский и т.п.
  • Летом можно предложить детям для изучения такие предметы, которых нет и не будет в школьной программе, но которые интересны детям или представляются важными родителям. Например, занятия церковнославянским языком. Так же, как и прошлом пункте: чтобы занятия не были перегрузкой, и чтобы были регулярными – распределить занятия по дням недели, выделить конкретное время для занятий. Между прочим, заниматься можно даже во время общей трапезы, у нас в семье так проходят занятия по риторике.
  • Если дети сами увлечены какими-то предметами, хотят и летом учиться, читать учебники, ставить эксперименты – это просто относим в разряд «увлеченностей». То есть дети занимаются в свободное время чем хотят, в том числе, пожалуйста, – самообразованием.
  • Можно предложить детям на все лето какой-то развлекательно-образовательный проект. Например – всё лето (можно даже не каждый день, а, например, каждую среду и пятницу) делать историческую ленту времени. Можно поставить домашний спектакль. Или изучать какую-то страну (найти на карте; читать и смотреть документальные фильмы, художественные фильмы и мультики этой страны; читать книги национальных писателей; готовить местные блюда).
  • Летнее образование, впрочем, как и летний труд, игры, личные увлечения и общесемейные мероприятия, структурированный день – это шанс решить проблему детского гаджетного плена, в том случае, если таковая имеется. Если еще нет патологической зависимости, чаще всего мы все – и дети, и взрослые – сидим в смартфонах именно от нечего делать.

 Чтение книг я бы отнесла скорее к развлечениям и увлечениям, но всё же это, конечно, образование. Нельзя назвать чтение специфически летним занятием – но летом, конечно, больше свободы для чтения любимых книг. Вообще, о детском чтении я тоже писала, и не раз (например, https://pravoslavie.ru/94418.html). А здесь – просто несколько соображений:

  • Если родители отказались читать детям вслух потому, что не хватало времени в учебно-рабочее время – летом всё может получиться, стоит попытаться.
  • Если дети-школьники хотят читать то, что им в школе задали на лето, – здорово. Если дети откладывают в сторону школьный список и при этом хотят читать другие книги – мне кажется, очень неправильно их заставлять или настойчиво предлагать руководствоваться «списком на лето». Если ребенок любит литературу, успешен в ней, то он сам способен решить – когда именно и что именно читать. Некоторые дети любят читать литературу именно в учебном году, для них это «учебный» вариант развлечения. И к тому же, если прочитать летом, к школьному уроку, к сочинению можно забыть подробности, впечатление будет несвежим. Так что и читать – здорово, и отложить чтение – нормально. А вот если ребенок школьные уроки литературы ненавидит, книги читает только «из-под палки», то изучение заданного на лето ситуацию не спасет. Как раз для такого нелитературного ребенка может быть важным научиться читать что-то по собственному выбору, «для души», а не «для галочки». «Тарас Бульба» не зашел – может быть, «Властелин колец» подойдет? Если Толкин зажжет – ребенок привыкнет жить с книгой под подушкой, и, может быть, скоро судьба запорожских казаков будет волновать его не меньше, чем судьбы народов Средиземья.
  • Пусть дети сами выбирают, что именно им читать (выбор, конечно, все равно из имеющегося дома, то есть из предложенного родителями – в этом секрет «бумажной» домашней библиотеки https://pravoslavie.ru/96655.html). Иногда дети выбирают очень странные книги. Например, сейчас мой одиннадцатилетний сын читает «Правдивую историю завоевания новой Испании» Берналя Диаса дель Кастильо. С какой стороны это может нравиться ребенку? Но читает, увлечен – отлично! Если же дети не хотят читать, но предпочитают аудиокниги – тоже здорово, ничуть не хуже бумажного чтения.
  • Если ребенок не любит читать, среди способов его заинтересовать – подбирать книги, которые отвечают увлечению этого конкретного ребенка. Любит поросят – предложить книгу про поросят, любит корабли – книгу про корабли, настойчиво задает вопросы по химии – купить хорошее пособие по химии, даже если речь идет о пятикласснике. Совсем не обязательно «правильное» чтение – это художественная литература. Кстати, среди возможных идей заинтересовывающего и очень полезного чтения – журналы русского географического общества «Вокруг света». У нас в семье эти журналы повсюду – кто-то из детей периодически на них натыкается и нечаянно начинает читать. А это – и чтение само по себе, и география, и история, и культурология, и биология, и вообще – «хочу все знать».
  • Снова и снова – читать самим, при детях. Именно любимые, увлекательные для нас самих книги. Не обязательно что-то особо умное – хоть Агату Кристи. Не для демонстрации «личного примера», а просто – открывать детям свой интерес, свой вариант отдыха. Подобрать для себя на лето побольше интересных книг, когда есть возможность – отдыхать в кресле или на одеяле под яблоней со стаканом лимонада – и с любимой книжкой. И так – формировать у детей представление о взрослом отдыхе.

***

Конечно, летом возможно еще бесконечное множество самых разных занятий, которые здесь не были никак помянуты. Не только мелкие, ежедневные идеи, но и глобальные летние проекты. Из глобального: в некоторых наших дружеских семьях родители вместе со всеми детьми каждый год сплавляются на байдарках. В некоторых ходят в настоящие походы с палатками, даже с грудными малышами. В нашей неспортивной семье чаще – семейные поездки на машине по разным интересным местам, монастырям, городам и даже странам (выехать заграницу у нас получилось только однажды, но зато впечатления – на всю жизнь, и воспоминания эти – общие). По дороге слушаем аудиокниги, устраиваем пикники и просто общаемся…

Но какими бы ни были наши планы на лето, всё же важна такая вещь: организация летней жизни, детского отдыха зависит в первую очередь не от материальных возможностей семьи, а именно от системы ценностей. От представления каждого из нас о том, как именно достигаются и реализуются эти ценности. И если ценность всё же – семья, христианская семья, то здесь приоритетом будет, конечно, христианское образование. Которое – не столько изучение чего-то, сколько – устройство всей жизни. И ценностью будут – отношения между всеми нами. И в первую очередь – отношения между мужем женой. Нетривиальная тема в организации детского отдыха: подарить детям родителей, которые любят друг друга, которые рады быть вместе и умеют быть вместе. Ценностью будет – наше единство, единство всех членов семьи.

В конце концов, идея организовать счастливое лето для наших детей – не совсем корректна. И потому, что счастье – понятие растяжимое. Но ещё важнее, наверное, ставить задачу организовать доброе лето для всей семьи – не только для детей, но и для родителей, для всей семьи. 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: