Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Здесь наша память…

Владимир, Суздаль, Муром… Эти названия волнуют и притягивают взоры русского человека. Здесь бьется сердце России, здесь мы черпаем силы и вдохновение, отсюда мы выносим исторические и духовные уроки. Нужно ли говорить, что согласие на паломническую поездку в эти города я дал не раздумывая — такое пропустить было нельзя.


Опыт потерь и возрождения

Вечером 4 октября мы, совершив молебен, отправились в путь из покровского Свято-Троицкого собора. В автобусе, чтобы провести время с пользой, смотрели серию документальных фильмов о новомучениках. Перед нами вставали судьбы мужественных и светлых людей, полнотой своей жизни и величием своих жертв утвердивших в сердцах последующих поколений непобедимую силу Церкви Христовой. Отрадно было наблюдать реакцию моих попутчиков, у многих из которых в глазах блестели слезы любви и сострадания.

В Муром прибыли рано утром. Оказалось, что в этом маленьком городе четыре (!) монастыря… Первым нас встретил Свято-Троицкий женский монастырь. Нас ожидала совместная молитва на Божественной литургии у мощей святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Вместе с нашим Владыкой Пахомием служил Епископ Муромский и Вязниковский Нил. Богослужение было особенно торжественным и радостным. Мы стояли притихшие и пораженные красотой древней обители, много пережившей, израненной испытаниями, но сохранившей дух молитвы и удивительно ухоженной попечением сегодняшних насельниц.

Затем нас ожидала экскурсия по монастырю. Мы узнали, что монастырь был основан в середине XVII века богатым муромским купцом Тарасием Борисовым по прозвищу Богдан Цветной, о вехах истории монастыря, о принесении в обитель Виленского креста — еще одной знаменитой его святыни. Постепенно инициатива перешла от местного экскурсовода к Владыке Пахомию, и он с большим знанием и любовью рассказал не только о храмах обители, но и об архитектуре северо-восточной Руси того периода, влияниях и тенденциях, которые ее формировали.

К нам присоединилась матушка Тавифа, настоятельница Свято-Троицкой обители, удивительно сильная, жизнерадостная и покоряюще гостеприимная. Поражает, сколько трудов понесла эта прикованная теперь к инвалидному креслу женщина. Она возрождала из руин и запустения обитель в 90-е, населяла ее сестрами и устраивала их быт.

После этого нас ожидал Благовещенский мужской монастырь. В каждой обители Владимиро-Суздальской земли, несмотря на несметные напасти и беды, постигавшие эту землю в разное время, сохранилось много мощей святых, древних чудотворных икон. Не перестаешь удивляться, как могло всё это дойти да нас — иначе как чудом это назвать трудно.

Благовещенский монастырь был основан внуком Ярослава Мудрого князем Константином. Здесь и покоятся по сегодняшний день, пережив разорение обители поляками, вскрытие и вынос из собора большевиками, мощи святых князей Константина и сыновей его Федора и Михаила. Здесь же находится знаменитый чудотворный список с Иверской иконы Пресвятой Богородицы, перенесенный в годы великой смуты из Москвы.

Мы попрощались с обителью и направились к храму во имя святителя Николая, или Николе Мокрому, как ёмко назвала его народная молва. Храм этот расположен на высоком берегу реки Оки, и во время половодий вода подходила к самому порогу, отсюда и название. Здесь почивают мощи святой праведной Иулиании Лазаревской.

Прекрасный вид открывается отсюда на реку Оку. В отдалении находится храм в честь Космы и Дамиана Ассийских, чудотворцев. А между двумя храмами зияет окский парк, на месте которого до 30-х годов прошлого века возвышался Богородицкий собор, в котором до разрушения почивали мощи святых Петра и Февронии. Увы, не утешает даже стоящая там теперь скульптура Ильи Муромца с крестом и поднятым мечом.

Наш автобус остановился у стен Спасо-Преображенского мужского монастыря. Эта обитель — едва ли не самый древний общежительный монастырь Руси, современник Киево-Печерской Лавры. Монастырь поражает своей красотой, впрочем, как и своей многострадальностью. Разоряема обитель была много раз — ордынцами, поляками, советской властью… Но Господь дал возможность возродить древнюю обитель, сегодня монастырь вновь радует белоснежной новизной.

Чудеса русского зодчества

Владимир начался для нас со Свято-Успенского княгинина монастыря. Он основан в самом начале XIII века женой Всеволода Большое Гнездо и дочерью чешского короля Марией Шварновной, поэтому и стал называться в народе «княгинин». Как известно, знаменитая княжеская чета стала родоначальницей целого созвездия великих правителей и святых, прославленных Церковью.

Поражает убранство Успенского собора, восстановленное, хотя и не в полноте прежнего вида. Великолепный иконостас, росписи мастеров ярославской школы, отреставрированные, насколько это было возможно, и молитвенный дух действующей обители.

Кафедральный Свято-Успенский собор Владимира — поистине чудо на земле, каких осталось немного. Возвышаясь на высоком холме, он словно огромный ковчег светился в клубах теплого осеннего тумана, его золотые купола освещали путь поднимающимся к храму паломникам. Чудо белокаменного русского зодчества, он впитал в себя всю историю России с ее взлетами и падениями, святостью и безумием, горем и радостью.

Невозможно объяснить, с каким чувством переступал я порог этого храма, о котором столько слышал и читал… Здесь нас ждала встреча с мощами святого благоверного князя Андрея Боголюбского, его сыновей, здесь еще живы фрески преподобного Андрея Рублева и Феофана Грека…

В прямой видимости от Успенского собора белеет не менее известный всему миру Дмитриевский собор. Храм был воздвигнут Всеволодом Большое Гнездо в прославление любимого им святого Димитрия Солунского. И служил обрамлением привезенных им из Греции пропитанной кровью рубашки святого великомученика и его иконы, написанной на «доске гробной».

Нельзя не упомянуть об удивительной резьбе по камню, сюжет которой раскрывает отношение Всеволода к идее правления. Храм украшен полутора тысячами резных изображений, символизирующих многообразие творения и его гармонию, и венчает композицию святой царь и пророк Давид как образ справедливого и любящего Божия помазанника.

Следующий день выдался солнечный, безветренный и задумчиво-тихий. Про такой день всегда думаешь: «Господь подарил». Мы вошли в ворота Богородице-Рождественского мужского монастыря и проследовали в Христо-Рождественский собор. Здесь Владыке Пахомию предстояло служить вместе с Митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием.

В храме постоянно пребывают мощи святителя Афанасия (Сахарова), удивительного новомученика и исповедника, житие которого не может оставить безразличным даже камень. В завершение Владыка Пахомий сердечно поблагодарил Владыку Евлогия за возможность совместной молитвы и вскоре уже рассказывал нам, собравшимся вокруг него, об истории обители и удивительном житии святителя Афанасия. Оставлю читателю труд разыскать и почитать об этом ангелоподобном человеке.

Мы же осмотрели нововыстроенный собор Рождества Богородицы, в котором ранее, еще до перенесения в северную столицу Петром, пребывали мощи святого благоверного князя Александра Невского. Контур стен собора выложен вокруг нынешнего красной плиткой. Размеры утраченного храма впечатляют. Но больше «впечатляет» причина, по которой храм снесли в кровавые 30-е, — он встал на пути стрельбища, разбитого на месте храма управлением КГБ, занявшего святую обитель. Эта поездка наполняла сердце не только радостью, но и вот такими горькими и страшными уроками…

…и надежда на будущее

Недолгий переезд перенес нас в Суздаль — еще одну жемчужину Владимирской земли. Посетить все храмы Суздаля за небольшую поездку просто невозможно. Как выяснилось — их здесь 28 (!). Пять монастырей, не все из которых, конечно, на сегодня действуют.

В начале поклонились мы мощам святых Суздальской земли святителям Федору и Иоанну, покоящимся в Казанском храме на Торговой площади города. Затем побывали в соборе Рождества Богородицы, где могли увидеть отреставрированный иконостас XVII века, знаменитые «золотые» врата с тонким орнаментом, удивительные паникадила, в одном из которых с тех самых пор, сквозь так и не помутневшее стекло, поблескивает символическое изображение Гроба Господня.

Интересным было посещение музея деревянного зодчества, где мы прикоснулись к быту крестьян северо-восточной Руси, посетили перенесенные сюда из глубинок Владимирской земли деревянные церкви.

Не стану описывать всю ярмарочно-сувенирную пестроту, заполнившую в угоду туристам улицы городка, скажу лишь, что местные жители целиком ориентированы на туристов, это почти единственный их хлеб.

Ландшафт местности поражает — живописное переплетение холмиков, низин и косогоров, прудов, речушки и полей, и на каждом возвышении — храм. В реальность такого зрелища трудно поверить, в особенности нам, жителям юга России. Так и хочется процитировать Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Какой сложной и удивительной оказалась судьба Спасо-Евфимьевского мужского монастыря. Чем только он не был! И усыпальницей князей Пожарских, и тюрьмой фашистских преступников, и сумасшедшим домом, и политтюрьмой, и женской колонией… Сегодня это музей. Мы послушали знаменитый колокольный звон уникальной звонницы, посетили Спасо-Преображенский храм, без иконостаса, осиротевший и молчаливо смотрящий в нашу совесть фресками XVII века работы костромских мастеров…

Наше паломническое путешествие подходило к завершению, и завершение было достойным. Мы направились к жемчужине северо-восточной Руси, памятнику высокой любви и веры — храму Покрова на Нерли, построенному поистине боголюбивым князем Андреем.

Я много ждал от этой святыни, а получил еще больше. Мы прошли пару километров до него на одном дыхании. Он стоял и ждал нас — одинокий, хрупкий, как человеческая жизнь, застенчивый и чистый, как фата невесты… Сколько бы ни рассказывали об этом храме заранее — невозможно не взволноваться всем сердцем, не затрепетать от той великой любви, с которой он построен.

Не стану говорить о его истории и архитектуре — об этом сказано немало и более талантливо, передам только свое чувство: здесь бьется сердце России, здесь наши корни, здесь наша сила, здесь наша память и надежда на будущее…

Аркадий Махсумов


Оставить комментарий
Поделиться в: