По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Творец канонов

Православное богослужение — это великое достояние Церкви. Оно способно открыть перед внимательным человеком глубину христианской мудрости, высоту догматов и близость Любящего Творца каждому человеку. Но часто ли мы задаемся вопросом: кто написал для нас удивительные тексты молитв и канонов? Одним из наиболее ярких творцов этих текстов следует безоговорочно признать церковного песнотворца преподобного Косму, епископа Маиумского.


Из кратких жизнеописаний преподобного известно, что родился он в Иерусалиме, но родители его вскоре погибли. В 676 году сироту взял на воспитание богатый придворный халифа в Дамаске, отец преподобного Иоанна Дамаскина. Сергий Мансур воспитывал мальчика вместе со своим сыном.

Для наставлений мальчиков в науках и правилах веры он выкупил у арабов одного ученого инока — Косму из Калабрии. Этот монах был очень образован, сочетал в себе знание светских и духовных наук того времени, а также владел основами музыки. Все свои знания Косма передал своим юным воспитанникам. Он оказал значительное влияние на творчество духовных братьев. Мальчики оказались необыкновенно способными, легко овладевали науками. По окончании преподавания учитель-монах удалился в Лавру преподобного Саввы Освященного, расположенную недалеко от Иерусалима.

После смерти отца нареченные братья жили в Дамаске, где Иоанн стал занимать высокий пост при дворе халифа. Тем временем Церковь Христову постигло серьезное испытание. Правивший в то время греческий император Лев Исаврянин (716–741) восстал против почитания икон. Он приказывал выбрасывать святыни из храмов и домов и уничтожать их, бросая в огонь или в воду. Тех, кто не разделял его еретических заблуждений, он или ссылал в крайние пределы государства, или подвергал различным мучениям и убивал. В это тяжкое время преподобный Косма побудил святого Иоанна Дамаскина выступить в защиту икон и написать для православных исследование о поклонении иконам, разделяя с ним труд по составлению сочинений против иконоборцев.

В 732 году после несправедливого доноса на Иоанна братья удалились в ту же Лавру преподобного Саввы, где жил их любимый наставник — старец Косма. Вскоре они вместе приняли монашеский постриг.

В обители Косма занимался составлением духовных песнопений. Здесь же он написал особо любимую православным народом молитву-величание Пресвятой Богородицы «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», которая поется во время практически каждого богослужения. По свидетельству предания, это вызвало особую милость Богоматери к преподобному песнописцу. Она явилась святителю Маиумскому и сказала: «Приятны Мне песни твои, но эта приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но всего ближе бываю Я к ним, когда поют они эту новую песнь твою…»

Большим событием в жизни преподобного Космы было его поставление в 743 году во епископа города Маиумы, или Констанции, находящегося в Палестине, близ Газы. Это назначение совершилось против его желания и воли, так как он не хотел разлучаться со своим любимым братом и другом преподобным Иоанном Дамаскиным; он должен был покинуть и Лавру преподобного Саввы, где они вместе предавались спасительным трудам творения канонов и духовных песнопений.

Но преподобный Косма как истинный инок смиренно принял это послушание и возглавил Маиумскую кафедру. По свидетельству биографов святого он много потрудился в сане епископа для своей паствы. Несмотря на проживание в разных городах, преподобный Косма не терял своих братских отношений с преподобным Иоанном Дамаскиным. В письмах к своему любимому другу святой Иоанн писал: «К пастырю преподобнейшему и богоугоднейшему отцу Косме, святейшему епископу Маиумскому, о Господе радоватися». До последних дней жизни святого Иоанна Дамаскина преподобный Косма оставался его другом и сотаинником, убеждал его писать в защиту Православия и сам писал послания против иконоборцев.

Преподобный Косма жил в смутное время иконоборческого гонения. Но, видимо, Богу угодно даже посреди смут сохранять отдельные души, которые являются утешением, украшением, умирением мира и Церкви. Любовь к ближнему, милосердие, сострадание — эти качества отмечали у святого Космы все исследователи его жития. Известно о нем, что святитель был «смиренномудр и кроток, тих и доброглаголив, уветлив и незлобив, целомудрен и праведен, препрост и цел».

Прожив долгую, относительно мирную жизнь, преподобный Косма тихо скончался около 787 года, дожив до глубокой старости. День памяти преподобного 25 октября (12 октября ст. ст.).

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: