Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Хэллоуин – экзотический и неоднозначный

Осенним вечером, гуляя с женой и ребенком по набережной нашего города, я случайно попал на репетицию «бала у Сатаны». Под известную тревожную композицию Клинта Мэнселла, стилизованного отрывка Реквиема Моцарта, толпа подростков повторяла движения танца, которые они, по-видимому, должны будут исполнить на Хэллоуин.


Этот праздник своими корнями восходит к традициям западного язычества и некоторым направлениям оккультизма. Согласно Оксфордскому словарю английского языка, слово «Хэллоуин» впервые упоминается в XVI веке как шотландское сокращение английской фразы All-Hallows-Even (рус. Вечер всех святых). В современном понимании Хэллоуин  – это красочный карнавал, костюмированное шоу, шуточная игра со злом.  

Но внутреннее содержание этого экзотического  праздника  в  блестящей обертке не столь однозначно. Дети и подростки, участвуя в Хэллоуине, совершают определенные ритуалы, суть которых заключена в приношении злу определенной дани. Детям  через этот праздник с раннего детства внушается, что с темными силами нужно дружить, «сотрудничать», а не решительно  отвергать зло и бороться с любыми его проявлениями.

Большинство подростков, празднующих Хэллоуин, крещены. И если во время крещения человек отрицается «от сатаны и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его», то во время ужасающей мистической игры в Хэллоуин, человек нарушает данное Богу при крещении обещание.

Для молодежи этот праздник – шутка, многие из них не верят в Бога и существование нечистых сил. Но попадая в заманчивые сети, окутывающие человека романтическим мистицизмом, соприкасаясь с потусторонним, сюрреальным, щекочущим нервы, люди наносят страшный вред своей душе. Ведь никакой контакт с противником рода человеческого так просто для человека не проходит.

В чем же причина такого интереса молодежи к этому мистическому экзотическому празднику? Хэллоуин пришел к нам с Запада под влиянием процесса глобализации вместе с прочими ее побочными проявлениями. Поколение детей, которое выросло на «вампирских сагах», «сумерках», «ванхельсингах», не могут отличить добро от зла. И как это возможно, когда вампиры, ведьмы, оборотни и прочая нечисть в современных фильмах являются вполне положительными героями, более того все они привлекательны, красивы, соблазнительны. В западных фильмах преднамеренно формируется определенная эстетика зла. Все это диктует моду молодому поколению, вкладывает в сознание подростка иной культурный код, который чужд русской душе.

Ведь с детства мы знаем, что ведьма – это горбатая Баба Яга, а не соблазнительная ведьмочка, что от упыря стоит ждать верной смерти, а не предложения руки и сердца. А в повести Н.В. Гоголя кузнец Вакула, нарисовавший на стене церкви картину Страшного Суда и посрамленного черта, знает, что победу над нечистью можно одержать с помощью крестного знамения.

Поэтому с самого раннего детства детям важно рассказывать русские народные сказки, читать русскую классику, жития святых, мучеников, положивших свою жизнь за Христа, где проведены четкие границы между добром и злом.

– Эй, смотрите, поп идет! – крикнул кто-то из толпы подростков, собиравшихся на «бал у Сатаны». Моё появление их явно смутило. Я перекрестил их и пошел дальше, размышляя о судьбах этих подростков  и надеясь, что они не закружатся на всю жизнь в этом карнавале зла.

Священник Сергий Сивоплясов


Оставить комментарий
Поделиться в: