Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Хористы»: советуем посмотреть

Я хочу рассказать вам про одно учреждение — интернат, который называется «Дно пруда». Именно о нем пойдет речь в одном из моих любимых фильмов — «Хористы». Фильм действует очень отрезвляюще, заставляя зрителей не только сопереживать судьбе героев, но еще и думать. И не только о них.


Доброта или слабость?

На самом-то деле, «Хористы» — это ремейк старой французской ленты со знаковым названием «Клетка для соловьев», поставленной в 1945 году Жаном Древилем. Сорокалетний дебютант — режиссер Кристоф Барратье — немного сместил действие, перенеся его в 1949 год, однако сохранил ретро-антураж Франции первых лет после войны.

Этот скромный и незатейливый французский фильм пользовался огромным успехом не только на родине, став там абсолютным лидером проката 2004 года, но и в других странах мира, в целом собрав почти 80 млн долларов, что превысило затраты на его производство в одиннадцать с лишним раз. О чем же эта история, так полюбившаяся зрителям?

В закрытой загородной школе для мальчиков с символичным названием «На дне пруда» царят лютые нравы. Интернат — это удивительное и в то же время страшное место: здесь сохраняется баланс между детской невинной мечтательностью, свежестью и неосознанной злобой, подсмотренной во взрослом мире или идущей от самих взрослых. Эти дети — воспитанники интерната — не ангелы и не дьяволята. Они смешные, доверчивые, иногда даже жестокие, но чистые, с искренними, жадно ищущими любви душами.

Мне не хотелось бы пересказывать весь сюжет фильма — надеюсь, что многие захотят его посмотреть. Я расскажу лишь несколько историй о моих любимых героях.

Начну с учителя музыки Клемента Матье. Он попадает в интернат для трудных подростков, уже отчаявшись найти работу. Это главный, ключевой герой фильма, но, что удивительно, он постоянно находится немного в тени. Его благородство, доброта, нестяжательство, чувство юмора, мягкость, иногда строгость, талант педагога и музыканта «вуалируются» под псевдоправильность и занудство. Дети с трудом принимают его, рисуют на него карикатуры, называют «яйцеголовым».

Что особенно стоит отметить, так это силу характера маленького учителя, который мог бы показаться равнодушному свидетелю просто посредственным педагогом, не наделенным талантом и амбициями. Но более внимательный зритель увидит несгибаемость, доброту, проявляющую себя в каждом слове и поступке (постоянные попытки защитить детей от жестоких наказаний директора Рашена), способность радоваться жизни в унылой «темнице» интерната, веселить маленьких «узников».

Хочу отметить один эпизод, который показывает, как часто ученики относятся к своему учителю. При первом просмотре фильма можно не уловить печальный смысл этого отрывка. Фильм начинается с того, что один из бывших воспитанников интерната, господин Моранж, ставший известным дирижером, приезжает в родную провинцию хоронить маму. Местная знаменитость совершает прогулки по окрестности и вспоминает свое детство, проведенное в интернате для «трудных» детей.

Затем к нему домой приходит пожилой человек, в прошлом его одноклассник. Он хочет поговорить о замечательном учителе музыки, приносит фотографию тех лет. Пьер Моранж смотрит на фото… И не может вспомнить даже имени своего учителя! А чем именно обязан Пьер учителю Матье, вы узнаете уже сами, посмотрев фильм.

Актеру Жерару Жюньо роль далась очень органично и легко, так, по крайней мере, кажется на первый взгляд. В последнее время господин Жюньо предпочитает вместо привычных для себя комических персонажей создавать скорее трагикомические, и даже драматические образы. Герой потрясающе цельный, ироничный и в то же время ранимый. Его образ воплощен крайне верно, вплоть до соответствия внешности, идеально подобранной режиссером, вплоть до мельчайших подробностей, начиная с доброй мимики и одухотворенного мечтательного взгляда, в котором можно прочесть такого же наивного ребенка, похожего на любого из его воспитанников.

В ожидании отца

4.jpgСледующий герой истории, с которым я хотела вас познакомить, неразрывно связан с учителем Матье. Почему? Не буду раскрывать вам всех перипетий сюжета.

Трогает мою душу история Пепино — шестилетнего ребенка, не успевшего еще окостенеть душой и стать одним из многих диких зверьков, скрывших свое искреннее и доброе сердце от враждебного окружающего мира. Каждую субботу Пепино стоит у ворот интерната и ждет, когда его заберет папа. На самом деле, он один в целом свете, его родители были убиты во время Второй мировой войны.

Пепино младше и слабее всех. Чтобы поесть или лечь спать, ему необходимо заплатить деньги старшим мальчикам, которые подтрунивают над ним и устраивают своего рода «дедовщину».

Когда в интернате появляется хор, Пепино заявляет, что он не поет. Тогда учитель назначает его своим ассистентом, что безмерно нравится им обоим. Так начинается их настоящая дружба, которой суждена долгая история.

«Такие школы и должны быть тюрьмой!»

Пожалуй, самый характерный герой фильма — директор Рашен. Актер Франсуа Берлеан отлично справился с поставленной задачей, ему удалось выразить непримиримый и сложный характер директора интерната. Он строг и непреклонен. Главный принцип его работы «Акция = реакция», смысл которого сводился к жестокому взысканию после каждой детской выходки. Но подобные методы только ожесточали детей.

Директор честолюбив, зол, язвителен, агрессивен, взыскателен к окружающим, но в нем все же есть и доброе начало, и в глубине души у него теплится симпатия к маленьким сорванцам. Директор порой «дает слабину», демонстрируя, что и ему ничто человеческое не чуждо.

Иногда он перегибает палку. Однажды, когда на одного из учеников пало подозрение в краже большой суммы денег из средств интерната, он во время допроса не просто шлепал его, а сильно бил по лицу, как настоящего взрослого преступника. Как часто и бывает, за жестокостью взрослого следует по-взрослому злой ответ ребенка.

В одной из последних сцен директор вообще ведет себя как безумец. Это тот момент, когда он увольняет учителя за один «проступок», который можно скорее назвать подвигом. Рашен произносит монолог, в котором — трагедия человека, оказавшегося не на своем месте:

— Думаете, я здесь сижу по призванию? И не врите, что мечтали руководить только хором, и у вас не было других амбиций! Такие школы и должны быть тюрьмой! Хотите на мое место? Прошу! Отбейте телеграмму в Париж. О, мой министр, тук-тук-тук, доносит Матье. Вместо Рашена назначьте меня. Но вы не сможете заменить меня, Матье. Никогда! Неудавшийся музыкант и такой же педагог. Вы только шут. А что хотели, Матье? Именно шут!

— Безумец.

— Я устал.

Скрытые таланты

2.jpgИ наконец пришло время рассказать про самого красивого и талантливого ребенка, Пьера Моранжа. Режиссер фильма «Хористы» увидел Жана-Батиста на кастинге хористов, которые должны были спеть саундтрек к этому фильму, и взял его на роль солиста хора Пьера Моранжа. Жан-Батист Монье на тот момент был солистом хора Petits Chanteurs de Saint-Marc в Лионе, который и исполнил все песни в фильме.

Герой Монье — юный гордец, надменный, мнительный и талантливый. У него чудесное сопрано, которое он скрывает от всех, напевая во время наказаний. Он отпетый шалун, но не злой. Очень любит свою мать и ревнует ее ко всем, при этом совершенно не умеет выражать свои чувства, не умеет общаться. Мама даже не догадывается о его внутренних противоречиях, подозрительности и его глубокой любви к ней, порой почти граничащей с ненавистью.

У Пьера есть товарищи, но он не разговорчив, скрытен. На самом деле, под этой оболочкой, как под панцирем краба, скрывается нежная, беззащитная искренность, жажда похвалы, признания и склонность к добру. А также совершенно замечательный талант певца, разглядеть который ему помог скромный учитель Матье.

Несмотря на то что название «Хористы» говорит скорее о неком коллективе исполнителей, а не об отдельных личностях, я думаю, что каждый из героев стоит того, чтобы уделить ему внимание. И вы с интересом будете следить за судьбой каждого, буквально каждого милого или не очень персонажа, с которым встретитесь в этой истории.

Надежда Юдахина


Оставить комментарий
Поделиться в: