Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Читать, чтобы понимать Слово Божие…

Благодаря литературе можно делать открытия, путешествовать, участвовать в событиях столетней давности, чувствовать, переживать. Тем более что сейчас совсем не обязательно идти в библиотеку и даже в книжный магазин, чтобы почитать или приобрести любое печатное издание. Если читать книги нет желания, то их можно слушать. Чтение, книги доступны нам как никогда. Однако духовная литература стоит особняком. Она является кладезем мудрости и помощницей в трудных жизненных и духовных ситуациях. Она не открывается каждому и требует к себе особого внимания и подготовки. Об этом нашим читателям рассказывает благочинный Архангельского округа, настоятель храма во имя святых царственных страстотерпцев р. п. Озинки священник Стахий Жулин.

— Отец Стахий, известно, что в храме во имя святых царственных страстотерпцев р. п. Озинки, настоятелем которого Вы являетесь, проходят беседы, посвященные духовной литературе. Расскажите об этом подробнее.

— Первые беседы мы стали проводить в храме четыре года назад. Сейчас эта традиция не утеряна, но, к сожалению, времени для столь нужного и важного дела не всегда хватает. Обычно мы, это моя супруга — матушка Людмила Анатольевна, директор и преподаватель нашей детской воскресной школы Тамара Вячеславовна Лукьянчикова, а также катехизатор храма Лариса Михайловна Утюпина — разрабатываем интересный и соответствующий запросам нашего прихода план мероприятия. Почти всегда этот план строится по принципу устного «литературного журнала», где каждая «страница» — новая и поучительная тема. Мы стараемся наглядно донести до слушателя главные понятия о духовной жизни человека. Мы говорим о музыке, о ее влиянии на бессмертную душу, слушаем произведения классиков, духовные канты из народа, были у нас страницы и поэтические… И обязательно мы говорим о святых отцах, изучая их творения.

Один из примеров такой «странички» — презентация двухтомника «Аскетические опыты» святителя Игнатия Брянчанинова. Эти книги, по слову самого святителя Игнатия, написаны «в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян».

Сегодня нашему читателю стали доступны те произведения, которые традиционно входили в круг чтения православного человека: «Лествица», «Добротолюбие», различные патерики. Что касается последних, то они представляют собой целый пласт литературы, весьма своеобразный и требующий специального исследования. Не вдаваясь в подробности, здесь следовало бы сказать, что монашеская литература несет на себе важнейшую функцию осмысления, сохранения и передачи аскетического опыта, собственно говоря — опыта жизни по евангельским заповедям.

Мне бы хотелось, чтобы наши прихожане больше читали и чтобы им это было не просто интересно, но и полезно в деле спасения.

— Расскажите о своем опыте чтения духовной литературы.

— До поступления в семинарию я не читал какой-то особенной литературы. У меня даже не было Закона Божьего, к моему стыду. А вот будучи студентом духовной семинарии я стал читать.

— Как может помочь литература душе человека? Может быть, у Вас есть собственный пример. Какое духовное творение произвело на Вас неизгладимое впечатление?

— Я почти три года служил в храме во имя преподобного Серафима Саровского г. Саратова, потом три месяца послужил в Саратовском Свято-Троицком соборе. В то время настоятелем собора был иеромонах Пахомий (ныне Епископ Покровский и Николаевский). Через три месяца меня перевели в Свято-Троицкий храм г. Красный Кут, а в 2005 году я получил направление в Озинки.

Это был переломный момент в моей жизни. Я даже не думал, что может быть так тяжело. Я очень расстроился, мне было больно и обидно. Но потом я прочел в Псалтири: Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает (Пс. 54, 23). Как звук мощного колокола эти слова зазвучали в моей душе… Вообще, когда мне было плохо, я всегда читал Псалтирь. Нередко приезжал к отцу Пахомию, исповедовался, советовался. Однажды он подарил мне книгу «Блаженный послушник. Жизнеописание Ефрема Катунакского». Кстати, об известном афонском подвижнике Ефреме Катунакском пишет его духовный брат — Иосиф Ватопедский. И эта книга, а по сути небольшая, тонкая брошюрка, просто перевернула меня, впоследствии став очень ценной и значимой. Почему? Потому что это замечательное творение учит простым языком самому главному (во всяком случае, для меня) — послушанию.

Я так долго и усердно искал ответ на вопрос, как же бороться с гордостью, раздражительностью, ведь я понимал, что у христианина этого быть не должно, а для священника это вообще неприемлемо. Молясь, неоднократно перечитывал Псалтирь, читал «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. На страницах «Лествицы» говорится, что раздражительность — плод чревоугодия. Я взял на заметку и стал бороться с чревоугодием. И что Вы думаете? Стал как волк! (смеётся). И это естественно, святые говорят о сливках, которые младенческий «желудок» еще не может усвоить. Это та твердая пища, о которой говорит святой апостол Павел, а мне, младенцу, нужно молоко! От непонимания этого обычно и получается: «Хотел как лучше, а получилось как всегда!».

Читая книгу о старце Ефреме Катунакском, я понял, что мне не хватает послушания. А это то молоко, благодаря которому крепнет младенец. Есть такая сугубо афонская мысль: «Что сказал старец, то сказал сам Бог» (созвучно с выражением Христа: «Что сделаете ближнему, то сделаете Мне»). И для меня старцами стали все, даже мои дети. Я стал слушаться всех, в разумных пределах, конечно. Трудно слушаться! Но «по плодам их узнаете их»!

— Скажите, как нужно подходить к чтению святоотеческих книг?

— Сущность человека заключается в том, что он Божий, а значит, ему естественно быть с Ним, любить Его и слышать слово Его. Когда человек это понял, его душа начинает искать того, что хочет от нее Господь. И он начинает с малого: узнает, что такое храм, как в нем себя вести, как перекреститься, что такое пост и как его соблюдать.

Знание приходит постепенно. Этот процесс можно сравнить с развитием ребенка, который сначала видит какие-то общие картинки, а затем уже начинает познавать мир. Также и с духовной литературой. Когда человек входит в определенный духовный возраст, то начинает искать что-то серьезное. Поэтому вряд ли прихожанин, только что переступивший порог храма, будет читать «Добротолюбие». Ему это будет сложно.

— С чего же тогда лучше всего начать чтение?

— Можно и нужно начать с чтения христианских притч. Причем это могут быть не только притчи из Евангелия. Нужно читать жития святых, православные периодические издания.

Нужно ознакомиться со Священным Писанием (особенно с Новым Заветом). Однако святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник говорят, что нужно начинать с чтения святоотеческой литературы, так как именно она поможет понять Евангелие.

Конечно, это очень сложно, ведь святые подвижники и угодники Божии в основном говорят со своей высоты, из чистоты своего сердца, которая нам не доступна. Мы не можем вот так сразу вместить всё, что они говорят, наше «расширение» сердца должно быть постепенно. И, тем не менее, человеку необходимо читать святоотеческое наследие, пусть он не понимает, о чем говорят святые, но слова, которые они писали, водимые Духом Святым, уже будут освящать и просвещать читающего.

Неподготовленному прихожанину рано читать, к примеру, творение святителя Луки Войно-Ясенецкого, архиепископа Крымского «Дух, душа и тело», но с его житием, проповедями очень полезно ознакомиться. Очень поучительны «Письма» святителя Феофана Затворника, труды святителя Игнатия Брянчанинова. На мой взгляд, эти произведения замечательны, они подходят для чтения современному человеку.

— А что бы Вы порекомендовали более опытному читателю?

— Я бы посоветовал почитать вдумчиво труд «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского, также его дневники, которые сейчас издаются. И, конечно же, «Добротолюбие» — сборник духовных произведений православных авторов IV–XV веков. Помню, как сам не решался даже открывать эту книгу, но пришло время, и я увлекся чтением. Особенно понравились тексты блаженного Аввы Диадоха, преподобного Иоанна Карпафского, святого Симеона Нового Богослова и его отца — старца Симеона. На мой взгляд, в «Добротолюбии» потаённо говорится о том же самом, о чем в книге «Блаженный послушник» написано более доступно.

— Отец Стахий, скажите, для чего нужно читать духовную литературу?

— Читать нужно для того, чтобы понимать Слово Божие, чтобы Евангелие стало родным. Польза от такого чтения огромна. Святитель Игнатий Брянчанинов в своих трудах пишет, что, читая научную литературу, мы вместе с автором-ученым делаем научные открытия, читая о путешествиях, мы путешествуем, читая романы, переживаем всё, что происходит с героями. Также он повествует, что чтение может быть губительно, в частности, если человек читает еретическую литературу. Ведь так или иначе его сердце проникается этими идеями.

Вообще, влияние литературы подобно влиянию живой и мертвой воды из сказки. Для того чтобы наш дух жил, мы должны читать то, что написано Духом Святым, молиться, соблюдать пост и участвовать в церковных Таинствах.

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: