Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Светлый лик» секты

По инициативе Покровской епархии 27 ноября в администрации Энгельсского муниципального района и 28 ноября в г. Марксе прошли лекции, посвященные противодействию тоталитарным сектам. В продолжение темы о псевдорелигиозных организациях, незатейливых, но действенных методах вовлечения, основанных на психологической манипуляции, незаконной и деструктивной деятельности сект нашим читателям рассказывает руководитель Саратовского отделения Центра религиоведческих исследований, член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Александр Валерьевич Кузьмин.


— Александр Валерьевич, расскажите, почему секты процветают?

— Секты распространены в обществе из-за религиозной безграмотности, характеризующей современность. Чем живет современный человек? Суетой, повседневностью: выплатой кредитов, стрессами, семейными и офисными неурядицами. Человек — далеко не «гармонически развитое» существо, как сейчас пытаются учить, а иерархически развиваемое. На первой ступени должны быть потребности духа, а затем души и тела. В обществе все перевернуто с ног на голову, но ведь каждому человеку необходим поиск Бога и общение с Ним. Секты призывают задуматься о чем-то высшем, и человек, изголодавшийся по Истине, довольствуется сектантскими суррогатами, не подозревая, что это профанация духовной жизни. Каждый стремится к более совершенному бытию, чем то, в котором существует, и секты паразитируют на этом стремлении.

Родители воспитывают ребенка, вкладывают в него время, деньги, свою любовь. Но в силу своего советского воспитания не могут приобщить его к церковной жизни. Потребность в вере особенно сильна в детстве и юношестве, так как это период формирования взгляда на окружающий мир, но основы для этих нравственных переживаний нет. Человек начинает самостоятельный поиск, что приводит его в группу риска, подверженную вербовке.

— Как влияет тоталитарная секта на человека?

— Сектозависимый полностью меняет свое окружение, манеру общения, привычки. Самое страшное — он меняется внутренне. Его прежнюю личность уже не разглядеть. Он начинает жить фобиями, одна из которых — быть неугодным секте. Это можно сравнить с наркозависимостью. Человек готов нести все из дома, работать на секту, лишь бы угодить ее лидерам. В результате он превращается в фанатика, живет ожиданием конца света, ищет деньги, дабы оплатить «еще один курс» или «ежемесячную десятину». В этой ситуации все проблемы вынуждены решать близкие сектанта. В силу неспособности понять потребности человека в духовных переживаниях они начинают критиковать секту, делая из сектанта «мученика» в семье, который этим только укрепляет свою веру.

— Почему секты чаще всего основываются на религиозном учении?

— Это не всегда так. Сейчас распространены секты, в основе которых — материальное обогащение (коммерческие культы), лечение, в том числе от наркозависимости, педагогические культы, пропаганда каких-то ценностей и идей, политического влияния, тренинги. Термин «секта» — религиоведческий и означает организацию, где на место Бога ставится какая-то идея или человек. Фанатичное поклонение этому приводит к деградации личности, разрушению семьи, духовному краху, суициду.

— Получается, секты эволюционируют. Почему проблема сект остается актуальной?

— В 90-е годы людей интересовала религия, и секты были религиозно ориентированными, оперировали библейскими цитатами. Новоявленные проповедники религий собирали стадионы. Сейчас интерес притупился, и секты делают ставку на сиюминутное — оздоровление, получение образования, обогащение, успех. Изменились формы сектантской вербовки. В Энгельсе и Саратове сейчас распространены секты, цель которых — адаптация бизнеса к современным условиям или тренинги. Хочешь быть успешным предпринимателем — пройди наш тренинг и будь им!

— Как Вы думаете, секты востребованы для определенной категории людей?

— Есть такие люди, я их называю «homo sectantus» — человек, которому секта просто необходима. Как правило, это душевнобольные люди, и их не так много. Вербовке подвержен каждый, и ошибочно считать, что в секты попадают только неполноценные люди. У каждого человека есть свой гуру, и счастье, если он его никогда не встретит.

В секты идут те, кто ищет духовную основу для своего существования. И если человек отчужден от культуры, исторического развития страны, традиционной веры, то попадается на псевдодуховный суррогат. Та искренность, с которой сектант верит в учение секты, указывает на то, что деятельность православных миссионеров необходима как никогда. Сектант — человек, не услышавший нашу проповедь. И в этом наша вина. Если бы сектозависимому рассказали о том, что его ждет, то он бы не вступил в секту.

— Бывают периоды, когда число сект, их влияние растет. С чем это связано?

— Число сект постоянно растет. В России их более 200 000. Раньше существовали западные секты, теперь к ним прибавились отечественные. Всплеск вербовочной активности всегда связан с каким-либо кризисом. У студенческой молодежи это период экзаменов, когда нервное напряжение зашкаливает, и она подвержена воздействию. Экономический кризис, инфляция, рост цен приводят людей в состояние психологической уязвимости, ведь они боятся не справиться с обязанностями, которые возлагает действительность. На вербовку влияет и угроза терроризма, апокалиптические настроения, особенно если СМИ раздувают эти темы.

Ожидание конца света в секте — серьезная проблема, обуславливающая рост суицидальных настроений. Люди находятся в панике, могут даже получить психологическую травму. Нередко, когда человек покидает секту, в своих молитвах к богу, которому поклонялся, он проклинает его за то, что тот с ним сделал. Человек чувствует себя обманутым религиозной организацией. Это страшно. Человек становится духовным инвалидом, поэтому бывшим сектантам необходима профессиональная помощь медиков и священников.

foto_3_kukla.jpg— Сектанты постоянно требуют денег, но ждут конца света. Какая здесь связь?

— Сектанты обожествляют организацию, считают ее проводником воли божества, лидера секты. А лидеры в большинстве своем — банальные преступники, которые делают все ради денег и власти, убеждая последователей поддерживать их финансово. Замечая эту ложь, последователь разочаровывается в секте, но винит себя. На самом деле виновата секта, ведь если бы ее не было, то не было бы и бед, которые она приносит.

— Почему же тогда они не покидают секту?

— Люди боятся. Жизнь в секте — жизнь в страхе. Некоторые бывшие сектанты признаются, что продолжают верить в учение секты, но ненавидят ее проповедников. Люди боятся не только физической расправы, преследований, шантажа, но и духовного наказания. Эти фобии настолько укреплены в сознании, что от них не избавиться без психологической помощи и духовного руководства со стороны Церкви.

— Какие секты существуют в нашем регионе и, в частности, в Энгельсском районе?

— Широко распространена секта мормонов, вербующая под видом курсов изучения английского языка. Мормоны верят, что здесь живут дикари, не знающие Христа и не имеющие Церкви, а они выступают в роли просветителей. Самая распространенная и проблемная секта — «Свидетели Иеговы», способная взвинтить человека так, что тот готов круглосуточно ходить по квартирам, агитировать, проповедовать апокалиптическую истерию, скорейшее пришествие Иеговы. Среди молодежи популярны неопятидесятнические секты, называющие себя христианскими. На самом деле они только отвлекают от истинного библейского учения, духовной жизни и молитвы. Кроме того, под маской религии они занимаются финансовыми махинациями. Большой проблемой являются тренинги, потому что никто не считает их сектами. У них нет религиозной символики и учения, но есть идеология и ее автор, выступающий в роли гуру. В регионе существуют секты кришнаитов, саентологов, сатанистов, «Богородичный центр», организации Григория Грабового, центр «Аштар», «Радастея» Евдокии Марченко, оккультно-педагогическая секта Талгата Акбашева, центры Рерихов, муниты, анастасиевцы и многие другие. Большую активность проявляют неоязычники, которых мы относим к сатанистам из-за человеконенавистнической проповеди, ненависти к христианству и общепринятым нравственным ценностям.

— Как может противостоять сектам общество?

— Секта приносит деструкцию на трех уровнях. Первый — разрушение индивида, второй — семьи и третий — общества, ведь люди теряют время, жизнь, профессию в угоду секте, которая отчуждает от окружающего мира, отучает принимать самостоятельные решения, контролирует все стороны жизни, потому и называется тоталитарной. Обществу нужно быть в интеллектуальном тонусе, нравственном усилии. Проблема обостряется и тем, что общество малообразованно и религиозно безграмотно. Люди пытаются снять с себя ответственность. В наш центр обращаются с просьбами вывести кого-либо из секты. Но люди должны сами это делать. Как? Покажите, что семья любит человека больше, чем секта, начните взаимодействовать, наладьте контакт. И мы поможем вам. Российское общество перед сектами беззащитно, потому что бездуховно.

— Что может сделать государство?

— Традиционная точка зрения — государство ничего не делает. Я с этим не согласен. Сейчас решением судов секты запрещают во многих городах России, но их лидеры никуда не исчезают, сектанты продолжают деятельность, но под иными вывесками. Людей нужно информировать об опасности сект, поэтому мы общаемся с педагогами и учащимися вузов, школ, проводим лекции, стараемся мотивировать критическое мышление, чтобы человек думал самостоятельно, нес ответственность за себя и своих детей.

— Каким должно быть общество, чтобы сект стало меньше?

— Мы не должны стесняться своей веры — Православия. Если мы перестанем стесняться Христа, то оздоровим наше общество. Истинная свобода — только во Христе, наши предки знали это, и секты были лишь сектами, а не угрозой нашей безопасности.

 

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: