По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Выступление Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на пленарном заседании научного форума «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России»

Ваши Преосвященства!

Уважаемые участники и гости форума, дорогие братия и сестры!


Я сердечно рад приветствовать всех вас в историческом здании Саратовской православной духовной семинарии, где мы впервые проводим пленарное заседание Межрегионального научного форума, который уже по традиции проходит в Саратове в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры.

Напомню, что возрождение этого церковно-государственного праздника в нашей стране во второй половине 1980-х годов было, прежде всего, попыткой научной и творческой интеллигенции привлечь внимание к проблемам сохранения отечественной культуры и духовного наследия. Основа этого праздника, всех мероприятий, которые  проводятся в эти дни  ― идея значимости просвещения, духовной преемственности, внутреннего единства славянских народов. К сожалению, мы видим, что в современном мире, наоборот, стремительно набирает силу процесс отказа от традиционных ценностей и связей. Нельзя не замечать, насколько разрушительный характер он имеет, насколько губительно действует как в судьбе отдельных людей, так и в судьбе целых народов. Но для нас это лишнее подтверждение тому, что нам необходимо продолжать свои труды, свои усилия.

Основная тема нашего форума на этот раз ― «Наследие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и современное богословское образование в России». Думаю, она актуальна и органично связана с идеей празднования ― с темой просвещения.

Напомню, что одним из инициаторов установления Дней славянской письменности и культуры как общенародного празднования был выдающийся русский ученый, историк древнерусской литературы академик Д.С. Лихачев. Его научный кругозор и исследовательский опыт позволили ему, что называется, видеть картину в целом и помогли сделать вывод о том, насколько важную, что называется, определяющую роль в судьбе славянских народов имело обретение письменности и вместе с ней ― книжной культуры и православной веры. «Восприяв Православие от Византии, славяне одновременно с ним получили множество культурных и образовательных элементов», ― писал он. Важнейшими из них ученый считал византийские тексты, имея в виду, конечно же, тексты богослужебные, так как в советское время было немыслимо употреблять это слово в контексте научного исследования. Результатом миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия стало, по сути, перенесение развитой и обширной письменной культуры в славянский мир. Это привело к кардинальным изменениям, ведь письменный язык – средство самого полного и глубокого познания мира, передачи духовного опыта, культурного и научного наследия. Результатом такого «качественного перехода» стало развитие национальных языков, духовное и культурное самоопределение славянских народов.

Сегодня Церкви приходится иногда слышать упрек в том, что она «лезет в образование», ― в частности, по причине открытия кафедр теологии в ведущих российских вузах, в том числе в СГУ, преподавания в школе "Основ православной культуры", и так далее. Но следует помнить, что Церковь не просто во все века содействовала просвещению людей, но сама система образования в христианской Европе, и на западе, и на востоке, возникла и развивалась именно в лоне Церкви. Дело равноапостольных Кирилла и Мефодия было самым тесным образом связано с образовательным процессом: азбука, письменный язык для славян создавались для научения, для передачи знаний, для проповеди Слова Божия.

Современное богословское образование в России сегодня переживает период реформирования. Реформы совершаются из благих намерений и побуждений: то образование, которое дают духовные школы, должно соответствовать не только российским государственным стандартам образования, но и мировым. Однако, наверное, как и при проведении любых обширных реформ, возникает и ряд проблем. Надо их учитывать, и нужно приложить максимум усилий для того, чтобы «не выплеснуть с водой ребенка» ― не потерять то доброе, что всегда было в православном образовании и сохранялось в духовных школах даже в советские годы, когда Церковь существовала в очень непростых условиях.

Сегодня в нашей стране средняя и высшая школа всячески дистанцируются от воспитательной функции, рассматривая учебный процесс, как «формирование умений и компетенций» с ориентацией на рынок труда. Тем не менее любой опытный педагог знает, что личность учителя, преподавателя важна по-прежнему. В процесс обучения, общения с учениками надо вкладывать душу и сердце, иначе результатов, какого-то доброго плода своих трудов не увидишь.

Особенность духовной школы в том, что она всегда говорила о неразрывной связи образования и воспитания ― это одна из важнейших основ системы духовного образования. Личность преподавателя здесь еще более важна, чем в светской школе. Помимо некой суммы знаний он должен передать воспитанникам самое главное – показать учащимся личный пример того, как надо строить свою жизнь в соответствии с Евангелием.

Святитель Филарет Московский, который сделал необычайно много для формирования российской системы образования, считал, что образование есть не что-то случайное, а основное в христианском учении, ― недаром Господь называет Своих апостолов учениками. Суть всяческого образования, тем паче духовного – дать образ, которым наделен человек в силу своего богоподобного создания, и тем самым привести людей к деятельному христианству.

Свидетельство том, как тесно связаны дело христианского просвещения, образования и воспитания мы находим и в житиях равноапостольных Кирилла и Мефодия. Их деятельность оказалась такой успешной, принесла столь великий плод не только потому, что они были талантливыми учеными, но, прежде всего, потому что они были святыми. Они проповедовали Слово Божие самой своей жизнью, несмотря на то, что, как мы знаем из жития, часто им грозила смертельная опасность, не боялись вступать в самые опасные дискуссии. И слово их было убедительным, сильным именно потому, что это было слово людей, исполнивших на деле то, к чему они призывали своих учеников.

Церковь сегодня считает своей обязанностью заботиться о развитии образования и просвещения. Прежде всего, это касается жизни духовных школ, потому что в современном мире священник должен быть образованным и эрудированным, он должен суметь ответить на вопросы думающего, образованного человека.

Но не менее важно, как мы считаем, дать как можно большему числу людей правильное знание о Боге, о Церкви. Мы стараемся создавать не только воскресные школы при храмах, но и православные гимназии, и детские сады, вести работу в вузах ― для того, чтобы помочь молодому поколению обрести надежные духовно-нравственные основы своей жизни.

Особо значимо для нас сотрудничество с Саратовским государственным университетом, где с 2012 года действует кафедра теологии, которая позволяет получить высшее богословское образование не только священнослужителям, но и мирянам. Я убежден, что люди с таким образованием сегодня  крайне необходимы как духовным школам, так и российской системе образования в целом.

Я благодарю всех гостей и участников нашего форума. ― представителей государственной власти, научного, культурного, преподавательского сообщества. Уверен, что наше сотрудничество в сфере образования и просвещения служит исключительно благу людей и тому делу огромной значимости, ради которого задумывались Дни славянской письменности ― сохранению традиционной отечественной культуры.


+ Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин


Саратов, 2014 г

Православие и современность

Оставить комментарий
Поделиться в: