По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Встреча с обителью апостола любви

В России десятки монастырей, которые любят посещать паломники. Среди них и люди, много лет посещающие храм, и те, кто с этой поездки начинают свое знакомство с церковной жизнью. Что влечет их в путь, лишенный привычного современному человеку комфорта? На этот вопрос много ответов — от простого любопытства и желания решить свои житейские проблемы до более серьезных причин. И одна из них — желание встречи с иным миром, где люди живут ради Христа. Вот об одной такой встрече мне и хотелось бы рассказать.


«Иоанно-Богословский мужской монастырь, расположенный в селе Пощупово, — одна из древнейших русских обителей, чья история красной нитью вплетена в жизнь Рязанского края». Так начинается повествование об истории монастыря на сайте обители. Но составляя маршрут для поездки с воскресной школой по святыням Рязанского края, я об этом еще не знала. Монастырь мы хотели посетить просто по пути, в ряду прочих достопримечательностей края, и отправиться в не менее старинный русский город Коломну. Однако, как я ни старалась найти место ночлега для группы из 60 человек в Коломне, ничего не получалось. Снова и снова все сводилось к одному варианту — ночевать в обители. Мы сомневались — в то время гостиница для паломников достраивалась, и поэтому части нашей группы предстояло ночевать в храме. Но выбора не оставалось. Я и не знала, что Господь приготовил для нас встречу с монастырем, удивительным своей историей, своими святынями и насельниками. Встречу, которую многие из нас помнят до сих пор.

Монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова основан в Рязанском крае в конце XII или начале XIII века, когда в эти края пришли греческие монахи для просвещения местных жителей. С собой они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова — ее в VI веке в Византии написал мальчик-сирота. Образ этот стал главной святыней обители.

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь современный монастырь, а также пещеры, устроенные монахами под соседним холмом, были окончательно обжиты и стали местом духовных подвигов. Как гласит летопись монастыря, в декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей, которые беспощадно разоряли Рязанскую землю. Нападавшие были устрашены видением святого апостола. А хан Батый, посетив обитель, не только не разорил ее, но оставил при чудотворной иконе свою охранную золотую печать.

В XVI — первой половине XVII века монастырь претерпевал неоднократные нападения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался. В XVI веке монахи предприняли попытку перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую иноки взяли с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия.

Множество чудес явил святой апостол Иоанн Богослов через свою икону. Но особенно много чудесных исцелений было на святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

Однако наступил ХХ век, и монастырь разделил судьбу всех иноческих обителей Руси. В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова, и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

На протяжении нескольких десятилетий на территории Иоанно-Богословского монастыря находились сначала детская колония, затем колхозная мехколонна со складом горюче-смазочных материалов.

— Когда сюда приехали первые братия, земля была залита мазутом, а вокруг Успенского храма стояли прогнившие гусеничные трактора. Вспоминаются мудрые слова: когда люди стараются на земле рай без Бога построить, обычно ад получается, — рассказывает паломникам насельник обители иеродиакон Мелхиседек.

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. И с этого времени началось восстановление разрушенной обители трудами наместника архимандрита Авеля (Македонова) и братии.

Отец Авель отошел ко Господу 6 декабря 2006 года и был погребен в монастырском храме-усыпальнице во имя преподобного Серафима Саровского, вместе с несколькими другими настоятелями-подвижниками. Вот как вспоминают о нем насельники обители: «Благоговейный и ревностный иподиакон при трех рязанских архиереях, а позже достойнейший священнослужитель и монах — он, куда бы его ни направлял Промысл Божий: в отдаленный ли приход Рязанской земли, в Ярославскую ли епархию или на Святую Афонскую Гору — везде выказывал особую любовь к молитве, особую заботу о богослужении, незаурядный дар духовного рассуждения». Именно благодаря этим качествам архимандриту Авелю удалось не только отстроить заново разрушенные монастырские здания, придать обители благоустроенный вид и возродить хозяйственную жизнь. Ему удалось создать монашескую общину единомысленных братий, объединенных любовью к Богу и ближним, почитающих своего небесного покровителя апостола Иоанна Богослова и заботящихся об уставном монастырском богослужении.

Многое в монастыре напоминает и о том, что в течение девяти лет, с 1970 по 1979 год, отец Авель был настоятелем русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Благодаря его стараниям здесь, в рязанской глубинке, есть мощи величайших святых: святителя Николая Чудотворца, великомученика и целителя Пантелеимона, святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, святителя Спиридона Тримифунтского и многих других святых. В храме-усыпальнице устроена также костница по типу афонских: здесь собраны останки насельников монастыря, могилы которых были варварски разорены в советское время. Даже сегодня, подчеркнул отец Мелхиседек, усопшие братия безмолвно пекутся о нашем благе, как бы говоря живущим: «Мы, лежащие здесь, когда-то были на вас похожи. А пройдет немного времени, и вы станете такими, как мы. И вещи, которые вы всю жизнь с таким пристрастием собирали, тоже превратятся в прах. Поэтому собирайте такие сокровища, которые останутся с вами навсегда, которые вы заберете с собой в жизнь вечную, и там они сослужат вам добрую службу. Когда мы ждем высокого гостя, все приводим в порядок дома. А добродетели — это дорогое убранство души. Если она украшена добродетелями, ее обычно посещает не просто высокий гость, а Царь Царей — Господь, Своей благодатью. И у людей ни уныния, ни одиночества уже не остается».

Наш экскурсовод отец Мелхиседек — это еще один подарок, который преподнес нам апостол Иоанн. Обычно дети воспринимают экскурсии как скучную, хотя и необходимую часть паломничества. Но тот замечательный рассказ батюшки — наполовину духовную беседу, наполовину блестящий литературный экспромт — они слушали с огромным вниманием. Около часа отец Мелхиседек то рассказывал об истории обители и ее современной жизни, то делился своими размышлениями о жизни, и в речи его не было ни тени искусственности или фальши.

Батюшка легко цитировал по памяти стихи русских поэтов. В его исполнении я впервые услышала стихи замечательного поэта Александра Александровича Солодовникова. К примеру, отец Мелхиседек прочел нам такие строки:

Я сижу один вечерами

И гляжу на один портрет –

Нежный мальчик с большими глазами

Ясным взором глядит на свет.

Чем я дольше гляжу, тем жальче,

Слезы жгут горячей огня –

Этот ласковый беленький мальчик

Превратился, увы, в меня…

Беседа продолжалась до позднего вечера, а ведь рано утром нашему рассказчику предстояло участие в продолжительном монастырском богослужении…

Утром перед Литургией мы отправились на святой источник. Здесь находится купель, открытая круглый год для посещения. Также рядом с источником возводится новая пятиглавая часовня. К слову сказать, холодную воду я не очень люблю. Но здесь с удивлением узнала, что, несмотря на общую для всех источников температуру +4 градуса, некоторые из них бывают теплее других. Иоанно-Богословский источник показался мне на редкость теплым, как и весь радушный прием в этой гостеприимной обители.

Сегодня Иоанно-Богословский монастырь — вполне благоустроенная обитель с прекрасными храмами, хорошо отреставрированными уютными старинными келейными корпусами. Сюда можно приехать на экскурсию или попросить благословение остаться на несколько дней и поработать во славу Божию. В любом случае посещение этой замечательной обители не оставит равнодушным. Ведь вся ее история — настоящее свидетельство созидательной силы любви.

Марина Шмелева

* * *

Паломникам

Адрес монастыря: Рязанская область, Рыбновский район, село Пощупово.

Контакты: телефон — 8 (4912) 24–04–33, телефон отдела бронирования в паломнической гостинице — 8–906–544–93–50, е-mail: ioann.ryazan@mail.ru, сайт — www.obitel-bogoslov.ru.

Проезд до монастыря: железной дорогой с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва — Рязань» до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань — Новоселки» или маршрутным такси «Рязань — Костино» до села Пощупово; на автомобиле по автомобильной дороге Москва — Самара на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.

 

Теги: паломничество.
Оставить комментарий
Поделиться в: