По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь после Литургии в храме в честь Рождества Христова Балаково

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, я сердечно вас поздравляю с сегодняшним праздником и с Крещением Господним. Сегодняшний день, когда мы вместе с вами совершаем Божественную Литургию, наша Церковь отмечает попразднство Крещения. И предлагает нам услышать краткий отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о событиях, случившихся уже после того, как наш Господь вышел на берег Иордана, принял Крещение от Иоанна и даже пробыл некоторое время в пустыне, молясь, подвизаясь и совершая пост.

Христос, окончив дни поста, напоследок взалкал, то есть, захотел есть. Я думаю, что большинство стоящих здесь знает, что такое пост, что такое воздержание: это труд, это своего рода подвиг. Человек предпринимает его ради Бога. Господь заповедал каждому из нас и кушать, и насыщаться, Господь знает, что мы – люди, что мы имеем материальную плоть и надо ее поддерживать, и благословляет нам пищу. Но когда человек ради Бога отказывается от какого-то дара, это есть труд, это есть подвиг, и, конечно, Господь принимает эту жертву.

Но Христос, Господь наш, стал человеком, чтобы всему научить нас собственным примером. И когда, дорогие братья и сестры, у нас возникают вопросы: как нам поступать, как нам жить, как нам быть хорошими, добрыми христианами, самый простой ответ – нужно открывать страницы Священного Писания и читать этот текст. И на все вопросы без исключения мы там найдем ответ, потому что Христос пришел на землю, чтобы дать нам направление движения, чтобы Евангелие – благая весть – могла изменить нас. И вот поэтому, дорогие братья и сестры, очень важно, чтобы и дома, и, тем более, на службе мы внимательно, благоговейно вслушивались в то, что наша Церковь нам предлагает услышать. Чтобы мы вслушивались, вчитывались в слова Священного Писания, черпали из них мудрость и, скажем так, некое желание, стремление действовать так, как Господь нам это благословляет.

Так вот, мы слышим сегодня, как Христос после Крещения уходит в пустыню, где подвизается, постится. Но надо понимать, что пост, который совершаем мы, и пост, о котором говорится в Священном Писании, – это разные вещи. Наш пост – это воздержание от мяса, от молока, от всяких вкусностей. А пост по мысли Священного Писания (или пост в святоотеческом значении этого слова) – это полное воздержание от пищи. Скорее всего, Христос сорок дней вообще ничего не ел, только пил воду, и то, наверное, мало, потому что в пустыне – какая уж там вода?

А вот попытаемся теперь, дорогие братья и сестры, вспомнить свои чувства, переживания, когда мы голодны, когда нам хочется есть. Раздражение, обида, неспокойствие – это страсти начинают бушевать в сердце человека, пост эти страсти обостряет. И вот увидев в себе эти страсти, можно, конечно, заунывать, а можно сказать: «Господи, я-то думал, что я – человек святой, а на самом-то деле – нет». На самом деле, мы – плоть и кровь, и вот для того, чтобы эти обостренные страсти победить, нужно полагаться не на себя, а на Бога, сказать: «Господи, Тебе все возможно, а я человек грешный и без Тебя не могу ничего».

Но мы знаем, что Христос – не только человек, но и Бог, то есть, Богочеловек, и поэтому ведет себя иначе. Евангелист Матфей пишет, что к Нему приступает сатана, искушает Его, как и каждого из нас искушает, и говорит: «Если Ты – Сын Божий, скажи этим камням, пусть они сделаются хлебом и Ты насытишься». Христос отвечает: «Не хлебом единым будет сыт человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Человеку не должно желать лишь просто хлеба, лишь только каких-то материальных благ. Конечно, Бог может из камней обратить хлеб, но человек должен уметь видеть в этой жизни не только материю, но и главное – слово Божие. Оно питает человека, оно дает жизнь человеку и ее смысл.

Тогда дьявол берет Христа и поставляет на крыле храма. Крыло храма – это крыша одного из пределов Иерусалимского Храма, огромной высоты. И вот снова обращается дух-искуситель к нашему Спасителю: «Если Ты – Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо сказано, что Ангелы понесут Тебя и нога Твоя не преткнется о камень». Так и каждого человека искушает. «Ну, если ты верующий, бегай на красный свет через дорогу, ходи с завязанными глазами, потому что Бог же тебя любит. Он тебя может спасти? Может». А почему мы этого не делаем? А потому, что Христос отвечает: «Не искушай Господа Бога Твоего». Да, Богу возможно все, Господь может и на руках понести, и чудо творит. Наверняка мы все в жизни с вами сталкивались с чудесами, когда человек падает с десятого этажа и остается жив. Что, разве это – не чудо? Однако же, специально прыгать с десятого этажа нормальному человеку в голову не должно приходить, потому что Бога нельзя искушать.

И когда сегодня молодежь, увлекаясь всякими новомодными течениями, совершает порой безумные поступки, это называется искушать Бога. Когда мы, дорогие братья и сестры, бездумно не бережем свое здоровье, когда мы не заботимся о каких-то элементарных вещах и говорим: «А, пусть по Божьей воле все будет», это называется Бога искушать. Так поступать нельзя.

Все эти ответы, дорогие братья и сестры, своего рода отсылка к ветхозаветному тексту. Во Второзаконии об этом говорится, и Господь, знающий Священное Писание Ветхого Завета, отвечает божественными словами духу-искусителю.

И третье искушение, которое предлагает ему диавол: «Если Ты поклонишься мне, то я дам Тебе всю власть над всеми царствами мира». То есть, если человек хочет приобрести какую-то власть, если человек хочет царствовать, к сожалению, это часто связано с тем, что душу свою приходится отдавать врагу. Часто человеку приходится идти против совести, добиваясь какого-то положения, каких-то даров, каких-то возможностей. Когда мы стремимся к этому, то продаем свою душу – лукавим, обманываем, предаем ближних, совершаем какие-то неблаговидные поступки ради материальных благ. Тем самым служим не Богу, а сатане. А Господь: «Господу Богу Твоему служи и никому другому».

Это очень важно, дорогие братья и сестры помнить, вот эти три постулата, три столпа, о которых говорит Господь. Первое – что не материей живет человек, а словом Божиим, на Бога надо во всем и всегда полагаться. Второе – не искушать Бога, верить Ему, доверять, но не искушать, понимать, что мы – люди и не все возможно нам. Заболел – выпил таблетку, еще какая-то беда и скорбь – попросил помощи ближнего, а если кому-то нужна эта помощь – ее оказал. И третье – нужно доверять и верить единому только Богу, Ему одному служить, ни на что и ни на кого не размениваться, не служить никаким страстям, никаким языческим культам. А то ведь у нас как? На Крещение сколько наших братьев и сестер, которые приходят за водой, при этом верят всяким колдунам и бабкам, ходят по всяким экстрасенсам, читают всякую ерунду, при этом думают, что они – добропорядочные христиане. А ведь это не так, дорогие братья и сестры.

Будем мы об этом всегда с вами помнить, будем добрыми христианами, будем иметь веру. Не будем искушать Бога, и будем помнить, что все блага и все в этом мире исходит от Господа. Я сердечно вас поздравляю, желаю всем нам с вами вот этого чувства – идти за Христом, любить, верить и доверять Ему. Поздравляю всех вас с праздником, дорогие братья и сестры.

 

Храм в честь Рождества Христова г. Балаково

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Поделиться в: