Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Иконография Сретения Господня

Иконография Сретения Господня — одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец, и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.

Иконография Сретения Господня

Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу IV века*, поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант.

Иконография Сретения Господня

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками. 

Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура.

Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Богомладенец может изображаться и на руках у Матери и в объятиях Симеона. Иногда художник представляет сам момент передачи: протягивая Сына, Пресвятая Дева еще не отпустила Его из рук, а старец уже коснулся Спасителя, но еще не поднес к себе. Такое композиционное решение делает все изображение более драматичным. Богомладенец зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия.

Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Торжественное шествие изображено двигающимся слева направо, поскольку именно так идет запись текста в европейских языках, наш глаз привык, разглядывая объект, двигаться в таком направлении.

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

В случае более древнего симметричного иконографического варианта все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, и двигаться уже никуда не нужно, поэтому и композиция уравновешена и статична. Тема шествия подсказывает иной выбор места действия. Мотив процессии порождает динамику композиции, некую внутреннюю незавершенность изображенного, поэтому логичнее представить событие не внутри Храма, а у входа в него. Позади Симеона оказывается Святилище, трактованное как базилика с апсидой. Пространство храмового двора, в древности окруженное портиками, изображается как стена, иногда дополненная колоннадой.

В конце XVI века на Руси появляется пространный иконографический извод, созданный на основе праздничных чтений «Пролога» и Акафиста Богоматери. По периметру иконы, вокруг сцены Сретения изображаются предшествующие и последующие события.

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

В клеймах показаны:

— Пророк Исаия, записывающий откровения в книгу;

— Явление ангела Симеону. Согласно Преданию, Симеон переводил книгу Исаии и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет…»), но ангел остановил переводчика и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк.2: 26);

— Ангел с Крестом (или всеми орудиями Страстей) в руках, сообщающий Богородице о грядущих страданиях Ее Сына;

— Сцена низвержения идолов — так представлен шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве в Египет, где пали идолы при приближении Богомладенца;

— Выходящие из ада праведники и повергнутые в геенну грешники и дьявол. По мысли художника этот эпизод должен иллюстрировать слова пророчества Симеона: «Се лежит на падение и восстание многих в Израиле» (Лк.2:34) и тексту «Пролога»: «Сей детище смерть попра, диавола одоле, клятву разори».

— Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец.

Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков.

* «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время).

Картины, фрески, иконы Сретения Господня

Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия

Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва

Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб.

Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб.

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась)

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась)

Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Эмаль. Конец XII -начало XIII в. Грузия. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент

Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание

Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия

Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия

Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция

Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция

Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия

Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия

Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция

Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция

Поделиться в: