Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Не учение, а жизнь

В ХХ веке Русская Церковь явила миру целый сонм новомучеников и исповедников. Они показали нам пример не только мученической смерти, но и жизни, исполненной верности Христу. Жизни, из которой мы можем черпать назидание и в веке XXI. Один из таких примеров — святой праведный Алексий Мечёв, чью память мы отмечаем 22 июня.


С рождения жизнь будущего старца была связана с удивительным человеком — святителем Филаретом (Дроздовым). Митрополит спас его отца — будущего регента кафедрального Чудовского хора Алексея Ивановича Мечёва — от смерти на морозе. В дальнейшем святитель Филарет предсказал рождение будущего старца и благословил назвать его Алексием в честь празднуемого в тот день святого Алексия, человека Божия.

Алексий рос в семье, где царила живая вера в Бога, любовь, добросердечное отношение к людям. Учился он в Заиконоспасском училище, затем в Московской духовной семинарии. Юноша мечтал поступить в университет и стать врачом. Однако его мать желала, чтобы сын стал священником. Послушав мать, святой понял со временем, что обрел истинное призвание.

Воспитание терпения началось для будущего старца с юности. По окончании семинарии Алексий был направлен псаломщиком в Знаменскую церковь Пречистенского сорока. Настоятель храма принуждал его выполнять самую тяжелую работу, обходился грубо и даже порой бил. Но Алексий сносил все безропотно и не просил о переводе в другой храм. Когда спустя годы отец Алексий услышал о смерти этого человека, он пришел на отпевание, со слезами благодарности и любви провожал его до могилы. Старец искренне благодарил Бога за то, что Он дал ему пройти такую школу смирения.

В 1884 году Алексий женился на дочери псаломщика Анне Петровне Молчановой. Брак его был очень счастливым, но супруга страдала тяжелым заболеванием сердца, и здоровье ее стало предметом постоянных тревог отца Алексия. В их семье родилось пятеро детей, среди которых будущий священномученик Сергий Мечёв.

19 марта 1893 года диакон Алексий Мечёв был рукоположен в священника к церкви во имя святителя Николая в Кленниках. Приход этой церкви, окруженной со всех сторон большими известными храмами, был малочислен.

Отец Алексий ввел здесь ежедневное богослужение, в то время как обычно в малых храмах оно совершалось два-три раза в неделю. Приходил батюшка в храм часам к пяти утра. Благоговейно приложившись к чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, готовил все необходимое для Евхаристии, совершал проскомидию. Затем начинал утреню, за которой нередко сам читал и пел; далее следовала Литургия. «Восемь лет служил я Литургию каждый день при пустом храме, — рассказывал впоследствии старец. — Один протоиерей говорил мне: “Как ни пройду мимо твоего храма, все у тебя звонят. Заходил в церковь — пусто. Ничего у тебя не выйдет, понапрасну звонишь”». Но со временем скорбящие и обремененные горестями люди потянулись в этот храм, и от них пошла молва о его добром настоятеле.

Семья священника жила очень бедно. Матушка Анна Петровна тяжело болела и так страдала, что принялась упрашивать мужа, чтобы он прекратил ее вымаливать… 29 августа 1902 года Анна Петровна скончалась. Отец Алексий очень горевал. В это время в Москву приехал праведный Иоанн Кронштадтский. В одном доме он встретился с безутешным отцом Алексием. На его вопрос: «Вы пришли разделить со мной мое горе?» — отец Иоанн ответил: «Не горе твое я пришел разделить, а радость: тебя посещает Господь». Святой Иоанн посоветовал ему: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя — и тогда увидишь, что твое несчастье мало, незначительно в сравнении с общим горем, и легче тебе станет».

Призыв отца Иоанна святой Алексий принял как возложенное на него Богом послушание. К восприятию благодати старчества он был подготовлен многими годами поистине подвижнической жизни, когда всего себя отдавал молитве и служению людям. Всех приходящих в храм святителя Николая в Кленниках, искавших помощи, отец Алексий встречал с сердечной любовью и состраданием.

Проповеди святого были просты, искренни, трогали сердце глубиной веры и пониманием жизни. Молитва святого Алексия никогда не прекращалась. Старец учил, что личная молитва, беседа с Господом и обращение к Нему — это надежное и спасительное средство для укрепления в себе веры в Промысл Божий. Старец отмечал: «Много нужно понести скорбей, чтобы научиться молиться. Сердце пастыря должно расшириться настолько, чтобы оно могло вместить в себя всех нуждающихся в нем». Священномученик Сергий Мечёв впоследствии вспоминал, что богослужение, совершаемое его отцом, было «вообще особенное, не укладывающееся в обычные формы пения и чтения», а на Пасху «становилось исключительным».

4-3.jpgСтоит напомнить, что это было время смуты, голода, лишений. Как вспоминает один из духовных чад старца А. А. Добровольский: «Москва, умирающая от голода и тифа. Храм еле освещенный, нетопленый и отсыревший. Всенощная скорбящих, всенощная плачущих, стекшихся сюда от скорби жизни невыносимой…». Но при всем том «это было время народных академий, лекций в храмах», ибо многие люди, загнанные революционной смутой в жизненный тупик, устремились на путь духовных исканий.

Для многих людей храм святителя Николая стал именно такой духовной академией. Святой Алексий создал при своем храме уникальное объединение верующих — маросейскую общину, которую после его кончины возглавил сын. Во время настоятельства отца Сергия объединение продолжало существовать как «покаяльно-богослужебная семья» — древний образ жизни русских православных людей, который священномученик смог перенести из допетровской Руси в «железный» XX век.

Отец Алексий часто говорил, что его задача — устроить «мирской монастырь», что не для одних только иноков открыт путь спасения, он должен быть открыт для всех христиан. Каждый участник общины был призван жить как обычный мирянин и член общества, но в душе работать Богу. И в центре жизни общины должно быть настоящее, подлинное богослужение. Старец отмечал, что будничное ежедневное богослужение совершается для того, чтобы каждый знал — в это время совершается служба в том храме, где он обычно молится, и, когда будет возможно, он сможет всегда туда прийти.

В храме не было штатного псаломщика или пономаря, не было и наемного хора, возглавляемого платным регентом. За богослужением читали и пели братья и сестры общины. Управляли двумя хорами девушки-регенты из тех же певчих. «Христианство — не учение, а жизнь», — любил повторять священномученик Сергий.

И святой Алексий, и святой Сергий были настоящими духовными отцами для своих чад. Святой Алексий вел ту работу духовного устроения, к которому и раньше стремились многие русские люди и которое они получали только в монастыре. Не случайно маросейская община тесными духовными узами была связана с Оптиной пустынью. Достаточно сказать, что приезжавших в Оптину москвичей старцы Анатолий (Потапов) и Нектарий (Тихонов) посылали на Маросейку со словами: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть старец Алексий». А в 1928 году именно отцу Сергию Мечёву доведется отпевать и хоронить последнего оптинского старца…

Дважды отца Алексия вызывали на собеседование в ОГПУ, запрещали принимать народ. Во второй раз его отпустили сразу, ибо увидели, что он тяжело болен. В последних числах мая 1923 года отец Алексий уехал в Верею, где обычно отдыхал. Он предчувствовал, что уходит навсегда.

Скончался святой Алексий 9 июня (22 июня н. ст.) 1923 года. Гроб с его телом был доставлен в храм святителя Николая в Кленниках. До самого утра следующего дня церковные общины Москвы прощались с почившим и служили панихиды. Проводить отца Алексия в последний путь прибыл на Лазаревское кладбище святой Патриарх Тихон. Через десять лет останки святого Алексия и его супруги были перенесены на Лефортовское Введенское кладбище. Тело старца оставалось нетленным.

В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике праведных старца Алексия, пресвитера Московского, а в великом сонме новомучеников и исповедников Российских XX века — протоиерея Сергия Мечёва. 16 июня 2001 года на Введенском кладбище в Москве были обретены честные мощи старца Алексия. Теперь в восстановленном и благоукрашенном храме святителя Николая в Кленниках есть придел во имя святого праведного Алексия и священномученика Сергия Мечёвых. К их благодатной помощи и по сей день прибегают люди.

Святой праведный Алексий говорил проповеди, писал духовным чадам письма. Но главным наследием, пожалуй, можно назвать опыт его жизни, с которым полезно познакомиться каждому современному христианину. Опыт, который утверждает нас в том, что для человека, истинно любящего Бога, стремящегося к Нему, нет препятствий в духовной жизни, когда молитва, богослужение становятся ее центром и основанием.

«Дорогие, мы все созданы для жизни, всем дорога и мила жизнь. Но настоящая земная временная жизнь не успокаивает, не утоляет врожденного нашего стремления к вечной жизни. Здесь на всем только тень или отблеск истинной жизни: не успеешь осмотреться, не успеешь насладиться явлением ее, как уже блекнет она, слабеет и исчезает, остается одно воспоминание, одно сожаление о ней и новое желание ее…

***

Как же быть? Неужели мы можем только желать истинной жизни, но не достигать ее? Нет, жизнь земная, приготовительная жизнь, дана нам для жизни истинной, вечной: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Вот где и в Ком жизнь: в Боге Отце и Сыне Его, нашем Спасителе — Его воля, Его святое учение, вера в Него и покорность Ему приготовят нас, и мы заслужим эту жизнь, наконец, наследуем ее, эту жизнь, с Ангелами и всеми святыми. Здесь успокоится человек, утолится жажда жизни, столько тревожившая его».

Святой праведный Алексий Мечёв


***

Паломникам

Помолиться у мощей святого праведного Алексия Мечёва вы можете, посетив храм во имя святителя Николая в Кленниках. Он расположен по адресу: г. Москва, ул. Маросейка, дом 5 (ближайшее метро «Китай-город»).


 Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: