По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Обитель на Сольбе

Для чего мы едем в паломничество по монастырям? Чтобы помолиться у чудотворных икон, поклониться мощам святых угодников Божиих, отдохнуть душой, прикоснувшись к святыням. А еще – чтобы увидеть иную, иноческую жизнь, такую непохожую на нашу мирскую, с вечными житейскими проблемами и изматывающей суетой. Потребность в этом велика – число паломников не иссякает, и монастыри открывают свои двери всем, приезжающим сюда за помощью и утешением.

 

Радушно встречают гостей в Николо-Сольбинской женской обители, что в Ярославской области. Ее современной истории, как и истории большинства разоренных в годы гонений и возрождающихся в наши дни православных монастырей, – менее двух десятков лет. Побывав здесь, в очередной раз убеждаешься, что для Бога нет ничего невозможного.

Позади осталась дымящая во все трубы Москва, бурный автомобильный поток МКАДа, до ряби в глазах мелькающего пестрыми рекламными щитами. Дорога в Ярославскую область идет через Сергиев Посад. Вот и Троице-Сергиева Лавра. Идешь, нет, бежишь за благословением к преподобному Сергию. Здесь вовсю стучат молотки — завершаются реставрационные работы: в этом году Лавра будет принимать гостей и паломников со всего мира для празднования 700-летия игумена земли Русской. Здесь бьется сердце православной России. Но наш путь лежит дальше.

Читаешь дорожные указатели и слышишь дыхание истории: Углич, Кашин, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский. Серая асфальтная лента недолго петляет между полуразвалившихся деревянных избушек и модных новоделов «под старину», уводит в глушь, в темную хвойную чащу, высоким частоколом закрывающую от посторонних глаз место молитвенного уединения насельниц Николо-Сольбинской обители. Но вот деревья расступаются, и перед глазами вырастают величественные белокаменные стены похожего на крепость монастыря.

Через святые врата с надвратной Свято-Никольской церковью проходим на ухоженный просторный двор к стоящему в его центре Успенскому храму — мы приехали к концу службы и едва-едва успеваем написать записочки на панихиду. После богослужения нас встречает монахиня Евпраксия и ведет на экскурсию, рассказывая историю монастыря.

Мы узнаем, что старинный Успенский храм – единственный уцелевший от прежней обители. Неизвестно точно, в каком году на берегах Сольбы, небольшой извилистой речки, затерянной в дремучих лесах, поселились первые монахи (слово «солба» в переводе с финно-угорского означает «живая вода»). Но уже в XV веке неподалеку от того места, где сейчас стоит обитель, был Никольский мужской монастырь. Предполагают, что подобно другим монастырям, расположенным недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, он мог быть основан одним из учеников Преподобного — в пользу этого свидетельствует и то, что на святых вратах обители с одной стороны находился образ святителя Николая Чудотворца, а с другой — святого Сергия. В Смутное время монастырь был полностью разорен поляками и возрожден спустя почти сто лет на том самом месте, где он находится сегодня.

В 1731 году здесь была построена каменная церковь Успения Божией Матери, а в начале XX века Сольбинская пустынь была преобразована в женскую обитель, на этот же период приходится и время ее расцвета – к 1914 году здесь числилось 115 насельниц. Монастырь был любим в народе — на «зимнего» и «вешнего» Николу сюда стекались тысячи богомольцев. Особо почитаемой святыней считалась древняя икона святителя Николая. Во время мора, засухи и других бед монашествующие обходили с ней крестными ходами близлежащие селения, и по молитвам скорого на помощь угодника Божиего беды отступали.

После революции монастырь был закрыт и разграблен, старинная икона утрачена. Успенский храм недолгое время оставался действующим. В 1937 году один за другим были расстреляны три его последних настоятеля. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря верными принесенным обетам, были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

На территории обители устроили лечебницу для душевнобольных, что довершило ее разорение. Местные жители обходили ее стороной. В 1994 году Церкви было возвращено обезображенное здание храма, полуразрушенный келейный корпус и территория, заваленная больничным хламом, с ютившимися в развалинах бомжами.

Матушка Еротиида и сестры первую зиму жили без отопления, телефонной связи, транспорта, денег. Вручную разгребали горы мусора, а чтобы прокормиться, по весне стали выращивать кабачки. Но с самых первых дней в обители ежедневно совершались богослужения, насельницы исполняли монашеское правило и послушания, обходили обитель крестным ходом.

Возрождать обитель в самом начале помогал родной брат матушки, в то время насельник Троице-Сергиевой Лавры, а ныне Епископ Бишкекский и Киргизский Феодосий. Он служил в монастыре, приезжая сюда из Лавры, помогал на стройке, в других хозяйственных делах. К первому престольному празднику монастырю была пожертвована икона святителя Николая с частицей его святых мощей, и жизнь в обители начала восстанавливаться. Со временем у обители нашлись благотворители, при участии которых стало возможно строительство новых храмов и монастырской стены, в которой расположились келейные корпуса, приют для девочек, гостиница для паломников, трапезные — сестринская и гостевая.

8 стр 2.jpg«Удивление и восторг» – такими словами описывают паломники перемены, произошедшие на Сольбе в последние 15 лет. И действительно, глядя на белокаменный административный корпус с красавицей церковью Ксении Петербургской, на необыкновенную архитектуру храма святителя Спиридона Тримифунтского, на деревянный терем храма преподобного Сергия Радонежского и на строящиеся храмы, трудно поверить, что всего лишь несколько лет назад на этом месте была груда кирпичей. Буквально с миру по нитке сегодня возрождаются из небытия православные монастыри и зажигаются новые лампады духовной жизни. История каждого — настоящее чудо, свидетельство веры и неизменной помощи Божией.

Вместе с большой стройкой в обители шло развитие хозяйства, появилась своя молочная ферма, швейная и керамическая мастерские, а также служба скорой социальной помощи — местные жители приходят в монастырь не только за духовной поддержкой. Сестры навещают неимущих и болящих в окрестных деревнях, помогают им продуктами, большая поддержка оказывается семьям, в которых растут дети – для них покупают одежду, обувь, игрушки. Местная детвора – гости всех монастырских праздников и концертов, которые в обители не редкость после того, как здесь открылся детский приют. Сейчас в нем воспитывается 40 девочек-сирот. Для их развития созданы все условия — при монастыре открыта общеобразовательная школа, девочек учат пению, рисованию, домоводству, рукоделию, они участвуют в богослужениях, помогают сестрам на послушаниях. Во время экскурсии мы видели, как несколько старших девочек наводили порядок возле Успенской церкви, и работали все с усердием, никто не отлынивал от послушания.

А когда сестра Евпраксия показала нам гостиницу для паломников, мы пожалели, что не запланировали остаться здесь на ночь — так по-домашнему уютно были обставлены комнаты. Никаких спартанских условий, кроватей с проваленными сетками, на которых порой предлагается отдохнуть уставшему с дороги паломнику, а также тазиков и ведер вместо душа, словно призывающих «терпеть и смиряться», чтобы снискать большую благодать. Нормальные человеческие условия, и в этом тоже проявление любви и заботы о своих гостях.

Заглянули мы и в чайную «Хлеб да Соль-ба» – интересно оформленные интерьеры, красивая мебель, чистота и порядок – этим тоже запомнилось пребывание в обители. А на обед нас пригласили в гостевую трапезную. Описывать монастырскую трапезу — дело неблагодарное. Поэтому просто поверьте на слово – было очень вкусно. Да, наверное, по-другому и не может быть – большая часть продуктов, попадающих на стол, выращена или произведена в обители. Монастырский хлеб, а также творог и сметану при желании можно купить для своих домашних. А в сувенирной лавке приобрести на молитвенную память поделки из керамики или платок, изготовленный сестрами или воспитанницами приюта.

Единственное, куда мы не успели попасть, это источник – он находится за монастырской стеной – нам нужно было отправляться в обратную дорогу. Может быть, искупаемся в следующий раз.

Еще у паломников, приезжающих в Николо-Сольбинский монастырь, есть трогательная традиция – писать записочки с личными просьбами святителю Спиридону Тримифунтскому и оставлять их в храме. Конечно, это не совсем правильно — христианин не должен просить исполнения своих желаний. Но как часто бывает, вопросы кажутся неразрешимыми, тяготы – невыносимыми, а свой крест – неподъемным, и снова молишься о сиюминутном, о самом важном – на данный момент. И снова просишь – у Бога, Церкви, у святых – того, что, по твоему мнению, может ситуацию исправить. И Господь слышит – есть множество свидетельств чудесной помощи, о которой рассказывают, возвращаясь в обитель на Сольбе, благодарные паломники.

Я тоже написала такую записочку святителю Спиридону. «Письменная» молитва проще словесной — на бумаге легче выразить свои сердечные чаяния. В самом скором времени после моей поездки на Сольбу моя трудная ситуация разрешилась именно таким образом, как я того хотела, и в точности так, как просила. Однако это повлекло за собой столько новых проблем, что стало мне хорошим уроком – нужно не только просить Господа о чем-то, но и быть готовым принять просимое. Этому как раз и учат нас святые. И мне бы хотелось снова оказаться в Никольском женском монастыре на Сольбе, чтобы на сей раз попросить о самом главном – научиться искать не свою, а Божию волю о себе и иметь решимость во всем следовать ей.

Ольга Новикова

 

Паломникам

Адрес монастыря: Ярославская область, Переславский район, с. Нагорье, местечко Сольба. Телефон: 8-915-970-43-28, 8-915-970-24-74

http://solba.ru/, e-mail: solba@solba.ru, solba@inbox.ru

Как добраться из Москвы: С автостанции в Сергиевом Посаде идет автобус до села Нагорье по следующему расписанию: понедельник-четверг в 9.00 и 16.00, пятница-воскресенье в 8.30 и 14.30. Телефон справочной службы 8(496) 540-62-90. Автобус идет 1,5 часа. От села Нагорье до монастыря – 16 км. Монастырская машина встретит Вас, если Вы накануне позвоните в монастырь и предупредите о времени приезда.

 

Теги: паломничество.
Оставить комментарий
Поделиться в: