Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине в иконах и живописи

Мы переходим к следующей группе дополнительных эпизодов. Это события по Воскресении. Их довольно много, этих событий сорока первых дней по Пасхе. Такой удивительный период, когда сначала Воскресший является разным группам своих учеников. И мы сейчас поговорим о том, что существует некоторое несогласие между комментаторами относительно того, кому Он явился первому и почему, и далее всем ученикам вместе. Церковь еще не родилась, им непонятно, что делать. И тем драгоценнее эти эмоциональные, такие как бы случайные эпизоды, и тем, надо сказать, они сложнее иконографически.

 

Мы будем следовать традиционной хронологии, согласно которой первое явление произошло утром воскресения, сразу после прихода жен-мироносиц. Описывают это событие двое евангелистов. Прежде всего это Иоанн, который описывает его подробно, и один из синоптиков, это Лука, который говорит, что также Иисус явился Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Так вот, Иоанн рассказывает хорошо известную хрестоматийную историю. Остальные мироносицы — мы помним, что их не очень определенное количество, от двух и больше — ушли, а Мария стояла у гроба и плакала. Видит двух ангелов. Они спрашивают ее: «Жена, что ты плачешь?» Она не понимает, что это ангелы. Она говорит: «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его». Сказав это, обернулась назад и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус.

И Он ее спрашивает: «Что ты плачешь? Кого ищешь?» И она решает, что это садовник, и говорит Ему: «Господин, если ты вынес Его, скажи, где ты положил Его, я возьму Его». И тогда Он обращается к ней по имени, и она, узнав Его, говорит Ему: «Учитель!» И вот Он ей отвечает такой удивительной фразой, которую нам предстоит обсудить: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему». Что это значит, нам предстоит увидеть. Эта фраза будет источником большой путаницы иконографической и разных комментаторских серьезных проблем. Итак, Он продолжает: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». Она идет и возвещает ученикам. То, что происходит дальше, мы увидим.

Раннехристианские памятники: неясное атрибутирование сцены

Начиная с раннехристианских памятников, собственно, с катакомб, например, вот с этой картинки из катакомб Петра и Марцеллина, существует большая неясность, как атрибутировать подобного типа композицию, когда некая женщина прикасается к одежде или просто падает на колени перед мужчиной, который обращается к ней с речью. Мы уже именно эту картинку интерпретировали вслед за целым рядом исследователей как исцеление кровоточивой, и сделали это не зря, сразу же скажу. Но некоторые авторы говорят, что это все-таки сцена, которая по-латыни называется Noli me tangere, то есть «Не прикасайся ко Мне».

С ней же может быть связана вот такого рода композиция в рельефах саркофагов, которую мы видим на одном из саркофагов ватиканского музея Пио-Кристиано. И тут у нас вызывает вопрос опять же прикосновение. Он прикасается к ее голове, она прикасается к краю Его одежды. И это может быть либо смешение двух иконографий, либо некое сознательное решение, о котором мы тоже сейчас поговорим.

Ну и, наконец, третий, несколько менее похожий, но тоже не очень отличимый вариант события, кроме кровоточивой и Noli me tangere, — это встреча с матерью сыновей Зеведеевых, которая, падая перед Иисусом ниц, просит дать ее сыновьям сидеть в Царстве Небесном по правую и левую руку от Него, то есть это событие, далекое от Страстей, это некий разговор во время служения. И тут в равеннской мозаике мы можем скорее согласиться с этой интерпретацией, поскольку рядом стоят трое. Это Иоанн, Иаков и Петр, судя по некоторым признакам, и за Иисусом еще некто. Но опять же никто нам точно не скажет, что это именно эта интерпретация.

Некий более чистый вариант, когда никто ни к кому не прикасается, все только находятся в состоянии диалога, дает нам Брешианская ставротека. Так вот, ясности у нас все равно никакой не будет, и мы должны согласиться с тем, что раннехристианский мир не очень чувствителен к этому тексту. И дальнейшее развитие нам покажет, что история с прикосновением или его отсутствием — это история с совершенно открытой интерпретацией.

Памятники Средневековья и Ренессанса: композиции и атрибуты

В памятниках раннего Средневековья это будет схема очень простая и устоявшаяся. Вот в нашем оттоновском Евангелиарии мы видим ряд: на одной странице и двое ангелов у гроба, которые возвестили только что Магдалине, и Иисус, от нее ускользающий, и дальше явление в горнице апостолам и уверение Фомы.

Примерно тот же самый расклад доживает до джоттовской композиции, которая представляет собой, как и у оттонов, и, по всей видимости, опираясь на некую средневизантийскую модель, сильно видоизмененную, момент сразу после диалога с ангелами. И мы здесь узнаем нечто новое. Мы видим в руках Иисуса знамя, белое знамя с красным крестом, с надписью Rex fortis, «Царь сильный» или «Царь Славы».

И подобное же знамя, только наоборот, красное с белым крестом, будет в руках Иисуса в дуччевском цикле, в обороте дуччевской «Маэсты» из Сиены. Они современны с Джотто.

И вот у Дуччо мы видим еще одну подробность, подробность, связанную с византийским наследством. Здесь одежды Христа уже просияли, они уже отмечены характерными византийскими золотыми ассистами, которые в византийском, палеологовском мире будут ассоциироваться со светом Преображения, о которых мы говорили в нашем разговоре о Преображении. Дуччо использует этот тип одеяния лишь в изображениях, связанных со Славой. В данном случае он всегда Воскресшего будет так одевать. Так вот, что же у Него в руках?

Иконографические словари называют этот предмет орифламмой. И орифламма в мире европейском раннего XIV века — это вещь широко известная. Это стяг, который изначально принадлежал Карлу Великому, который ассоциируется с императорской славой, с победой. Хранился он в Сен-Дени. И мы знаем, что он был в ходу во время, например, войны середины XII века, когда Людовик VI выступает против императора Генриха V. Но как он выглядел точно, не очень понятно, потому что все, что хранилось в сокровищнице Сен-Дени, было благополучно уничтожено в эпоху революций. Сейчас мы видим перед собой такой его ремейк уже раннего XIX века. Но так или иначе это стяг победы, только отмеченный крестом. Изначально на орифламме могло еще находиться и солнце.

Еще одна подробность, которая появляется к XII веку, и появляется она за Альпами, — это атрибуты садовника. Но Эмиль Маль считает, что первый раз Христос появляется с атрибутами садовника в рельефе ограды хора Нотр-Дам в Париже. Это середина XIV века. Современные слушатели помнят, что это те самые рельефы, которые чудесным образом в пожаре остались неповрежденными, раскрашенные, с большими влияниями мистерий.

Но, по всей видимости, Малю по понятным причинам был не совсем доступен ранний материал. И уже в Авильской Библии, уже во второй половине XII века мы видим в руках у Иисуса нечто вроде топора для обрубания сухих ветвей, некий атрибут садовника. Обратим внимание на эту авильскую миниатюру еще и в отношении того, что здесь Мария припадает к Его ногам. И сейчас мы узнаем, почему.

Атрибуты садовника закрепляются. В текстах мистерий, нам доступных, и у Арнуля Гребана, и у Жана Мишеля (это все середина — вторая половина XV века) специальная пометка: «Приходит Иисус сзади в виде садовника» (un état de jardinier), «в облике садовника».

И это может быть, как у мастеров XV-XVI веков итальянских, мотыга или лопата или же специфический головной убор. Это скорее немецкий атрибут. У Дюрера в его циклах Страстей это такая широкополая шляпа, предохраняющая от жары.

Это вот такая совершенно куртуазного, маньеристического плана гравюра Заделера, где, конечно, повторяется схема уверения Фомы, где Магдалина протягивает руки к ране в боку, как это предстоит сделать Фоме, а Христос также одет в характерную садовническую шляпу...

Анна Пожидаева

 

Подробнее с лекцией с видеопрезентацией можно познакомиться здесь - https://magisteria.ru

Курс: "Иконография Нового Завета"

Лекция: "Явление Воскресшего Марии Магдалине"

Материалы защищены авторскими правами, использование требует согласование с правообладателем

Поделиться в: