Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Плод родительской зрелости

Рождение ребенка – это чудо. Тем более, ребенка, о котором сказано еще до рождения и которому дано имя еще до появления на свет. Речь пойдет о Рождестве Иоанна Предтечи. 

«Назвать его Иоанном, потому что он будет великий пред Господом, вина и сикеры пить не будет, сердца многих обратит к Богу – отцу их», - такие слова архангел Гавриил возвестил онемевшему от страха Захарии – священнику, престарелому родителю святого Иоанна, рождение которого мы сегодня празднуем.

По еврейским понятиям, возвещение имени до рождения означает не что иное, как величие человека в истории. Таких людей очень немного. Господь Иисус назван до рождения, открыто имя его было Иосифу и Марии, отдельно, тому и тому. И вот Иоанн тоже был назван Иоанном еще до рождества.

Это имя, вообще, не существовало. Иоханан – это Божья благодать. Вслед за ним потом уже будут Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский, Иоанн мученик Сочавский, Иоанн Максимович Сан-Францисский и так далее. 

Иоанн родился от престарелых родителей, что тоже очень интересно. Они сохраняли желание быть родителями до самой старости, не оставляли надежды. И даже когда уже люди могли смеяться над ними – «вон старики, тоже туда же» – они с радостью исполнили супружеский долг, с тем чтобы зачать ребенка. По благословению родили сына в старости. Это напоминает нам о рождении Исаака у Авраама и Сары.

Рождение в старости имеет свой особенный знак. В это время у людей уже умирают страсти. Если молодежь всю кипучую свою энергию на брачном ложе передает в будущее потомство, и там есть и нереализованные страсти, всякие желания, и мечты, и гордость, и неуемные какие-нибудь амбиции – всё туда, всё в ребенка. Поэтому первенцы – самые дорогие и самые проблемные. Потому что вся эта накипь – вся в них.

А уже потом люди успокаиваются, становятся смиреннее, мудрее, терпеливее. И вторые, третьи, четвертые, мизинчики уже последние – они самые какие-то сладкие получаются. Потому что в них любовь есть, а страстей мало.

А вот с первенцами, в молодости зачатыми, с ними как раз такая двойственность. Самые буйные были у Израиля были первенцы – Рувим, Симеон, Левий. Они были самые неуемные, жестокие, тяжелые. А меньшие – Иосиф, Вениамин – были самые такие хорошие.

Так вот, Иоанн родился в старости у родителей. В старости, потому что страсти перенимать уже не было нужды, а он только святость перенимал от них. И родился для того, чтобы прийти пред лицем Господнем, приготовить пути Его.

Никто не понимал еще, конечно, что будет с этим дитём. Но интересно, что он сделал немым своего отца в своем зачатии, и развязал ему язык в своем рождении. Потому что, когда родился Иоанн, то развязался язык у отца, и он стал благословлять Бога, и хвалить, и пророчествовать. Говорит: «И ты, отроча, пророка вышнего наречешись».

В общем, это великое Рождество является одним из трех рождеств, которые мы традиционно празднуем, – Рождество Христово, Рождество Богородицы, Рождество святого Иоанна Предтечи. С чем я поздравляю вас, братья и сестры, и желаю вам молитвами святого Иоанна, сильного в молитве перед Богом за всех нас, молитвами этого человека получить от Господа Бога прощение грехов.

Святые Иоанне Пророче Предтечи, крестителю Христов, моли Христа о нас.

Протоиерей Андрей Ткачев

Поделиться в: