По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Воля к выбору добра в условиях глобальных вызовов

Дорогие братья и сестры, участники пленарного заседания Покровских чтений.

Прежде, чем я начну свое выступление, предлагаю посмотреть на экран и вспомнить название картины замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Какие у вас есть варианты? («Витязь на распутье»).

На этом полотне мы видим витязя или богатыря перед камнем. Что обычно в былинах и сказках написано на камне? Правильно, направление дальнейшего пути. И пусть Васнецов нарочито спрятал два нижних варианта под мхом, но все мы с детства помним – выбор есть всегда. И последствия его тоже. Более того, именно с выбора пути или варианта действия начинается история.

История нашего народа, как и всего человечества, началась задолго до этого обсуждения и намного раньше нашего рождения. Но каждый выбор, в том числе и в современном мире, ее творит и меняет. Тема образовательных чтений в этом году – «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» – глубока и обширна. Я же в своем выступлении хочу сделать акцент на выборе, его критериях и воспитании деятельной способности выбирать.

Описать все вызовы, которые бросает современный мир и каждому из нас, и всему нашему народу, да и всему человечеству в рамках одного короткого выступления не представляется возможным. Напомню лишь о некоторых. Это и национализм, преходящий в нацизм, когда благое и естественное чувство любви к своей Родине, к истории и культуре своего народа развивается подобно раковой опухоли и превращается в агрессивное превозношение над иными народами. Это и терроризм, корни которого в нравственном беспорядке, в экономической и социальной несправедливости с одной стороны и в гордости, в стремлении добиться справедливости насилием с другой. Это и демографический кризис, разрушение традиционной семьи, атомизация общества и потребительское отношение людей друг к другу. Это и глобальное развитие информационного пространства, которое помимо позитивных плодов привносит в нашу жизнь и негативные последствия. Сегодня на каждого из нас обрушивается такой колоссальный поток информации, о котором не могли себе даже помыслить наши предки. И далеко не всегда эта информация призвана научить, воспитать, призвать к добрым действиям. Нередко – растлить, разжечь желание безудержного потребления, сделать послушной игрушкой рынка всевозможных услуг.

Вот всего лишь несколько вызовов, которые угрожают сегодня существованию нашей цивилизации в ее традиционном виде. Достойно ответить на эти вызовы – сложная задача даже для искушенных опытом и поднатаревших в нравственной борьбе взрослых, что уж говорить о детях. О наших учениках, которым на основании нашего вчерашнего опыта, о котором мы рассказываем им сегодня, предстоит строить завтрашний день. И не напишешь на каждом камне, лежащем у распутья, что ожидает их при выборе пути направо, прямо или налево. Здесь по слову апостола Павла нужно, чтобы чувства были навыком приучены к различению добра и зла (См: Евр. 5, 14). «Мы должны научиться жить в той свободе, которую Бог нам даровал, чтобы никакая одержимость, в том числе одержимость политическими идеями, идеологическими установками, не смогла лишить нас образа Божия и толкнуть на совершение страшных преступлений»[1], – развивает мысль апостола Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Иоганн Вольфганг фон Гёте писал: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля». Воспитанию воли в стремлении к добру и выбору его, не смотря на обещания и обман греховного мира, посвятили свою жизнь и творения, рожденные этой жизнью, многие православные подвижники. Духовный подвиг в Православии рассматривается как соработничество Бога и человека, стремящегося к добру. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин так пишет об этом: «Итак, хотя благодать Божия и произвол человеческий, по-видимому, друг другу противны, но оба согласно действуют и в деле спасения нашего равно необходимы… Когда Бог видит, что мы хотим склониться к добру, то направляет и укрепляет нашу готовность»[2].

Благодаря такому совместному действию Бога и человека мы получаем возможность исправить жизнь, очистить душу от греховных страстей. В духовном делании человек может показать не на словах, а на деле, свою готовность исправить свою жизнь, избрав благо, а не зло. По слову преподобного Исаака Сирина, «Делание добродетели есть хранение заповедей Господних». С другой стороны, исполнение заповедей является необходимым условием для совершения духовного подвига, т.к. закон заповедей воспитывает наше сердце в следовании добру и объективно проверяет направленность нашей воли – к Богу или от Него ко греху[3].

Эта проверка происходит в нашей жизни постоянно, мы часто, подобно Васнецовскому витязю, оказываемся на распутье, порой даже не замечая этого. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Выбор морального образа мысли и действия и отказ от пути приспособленчества, карьеры, корысти или страсти важен в качестве первого шага и постоянных его повторений перед лицом искушений. Однако собственно выбор не исчерпывается этим: он заключается в выборе между добром и злом»[4].

Даже если сегодня выбор кажется нам неважным, незначительным, он влияет на нашу жизнь. Каждый выбор сводится к тому, каким человеком мы становимся вследствие этого действия, и к выбору того, кем на самом деле мы являемся.

В житиях святых мы можем встретить немало примеров духовного выбора, определившего судьбу – и отдельного человека, и целого народа. Вот равноапостольный князь Владимир понимает – дальнейшее государственное строительство возможно лишь на серьезной мировоззренческой основе. Перед ним есть несколько вариантов выбора – различные монотеистические религии: христианство, иудаизм, ислам. О процессе этого выбора и его критериях повествуется на страницах «Повести временных лет». Преподобный Нестор Летописец не приукрашивает действительности – перед нами живой человек, на выбор которого оказывают влияние различные факторы. Но в итоге народ наш обретает свою великую судьбу в лоне Православной Церкви.

Преподобномученице Елизавете Федоровне Романовой – в прошлом немецкой принцессе, а ныне настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия – предлагают бежать из России, охваченной революционным пожаром. И здесь нельзя сказать, что человек, спасающий свою жизнь, выбирает между добром и злом. Скорее между меньшим и большим добром (а такой выбор еще сложнее). Но великая княгиня остается вместе с народом, который стал ей родным, принимает мученическую смерть. И остается жить – в лике святых, в делах милосердия, которые совершают и по сей день – по ее примеру и в ее память.

О таких примерах нравственного выбора, которые и делали русскую культуру подлинно великой, можно и должно говорить с детьми. Ведь этого так не хватает сегодня. Российский филолог, культуролог, литературовед Александр Николаевич Ужанков пишет об этом: «Могу сказать совершенно точно: большинство нынешних литературных произведений не выдержат даже десяти лет. И это при том, что профессиональный уровень писателей очень вырос, но вот то, о чем они пишут, вызывает вопросы. Литература стала неглубокой, если говорить совсем просто. Она больше не затрагивает фундаментальные вопросы человеческого бытия, в отличие от той же древнерусской. Герои современной литературы редко встают перед выбором между добром и злом, материальным и духовным, нравственным и безнравственным»[5].

В этом я вижу особую миссию педагогов, родителей и всех, кто занимается воспитанием юных – учить детей выбирать, а не слепо следовать проторенному пути или, напротив, новомодным идеям. И прививать им волю к этому выбору. «Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие, – уверяет нас Патриарх Кирилл. – Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки… Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке»[6].

А в XIX веке основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному – вы не достигли цели воспитания. Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности»[7].

Именно воспитатели, педагоги влияют на повседневную жизнь, на поступки детей. Все мы помним известную пословицу: «Посеешь поступок – пожнешь привычку. Посеешь привычку – пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу». В ней тоже о важности ежедневного волевого выбора и благого действия. И все мы должны быть для детей не безучастным зрителем их судьбы, творящейся на наших глазах. И даже не камнем, сухо информирующим о последствиях. Но по-настоящему мудрыми и добрыми наставниками, помогающими познать великую ответственность, но и великую радость свободы перед лицом нравственного выбора.

Господь не оставит тех, кто от всего сердца хочет совершать верный выбор. «Те, кто приносят благой плод, очищаются Богом, дабы приносили больше плода», – учит нас преподобный авва Исаия. А любой вызов, даже глобальный, всего лишь проверка, испытание наших намерений.

 

Епископ Покровский и Новоузенский Пахомий

[1] Епископ Балашихинский Николай. Богословские ответы Патриарха Кирилла на вызовы современности. / http://www.patriarchia.ru/db/text/5487112.html

[2] Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. СТСЛ., 1993. С.410.

[3] Протоиерей Димитрий Полохов. Православное понимание нравственности. / https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Polohov/pravoslavnoe-ponimanie-nravstvennosti/#note81

[4] Бердяев Н.А. О назначении человека (Опыт парадоксальной этики). / О назначении человека. М, 1993. С 137.

[5] От «Слова о полку Игореве» – до селфи на фоне русской классики. Ученый Александр Ужанков – о том, как отечественная литература обрела, а потом снова потеряла свои корни. / https://pravoslavie.ru/148117.html

[6] Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития» 1 ноября 2017 года. // https://www.pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-myi-ne-vospitaem-sobstvennyiy-narod-ego-budut-vospityivat-drugie/?ysclid=l7zvm530kg70507028.

[7] Мысли К. Д. Ушинского о воспитании. // Азбука воспитания. Статьи о православном воспитании детей. https://azbyka.ru/deti/my-sli-k-d-ushinskogo-o-vospitanii.

Теги: X Покровские образовательные чтения.
Поделиться в: