Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Советы о жизни духовной

Творения святых отцов… У многих людей это словосочетание ассоциируется с чем-то древним, если не сказать архаичным. С тем, что благочестиво, но сложно читать, еще труднее понимать, а исполнить практически невозможно. Между тем в проповедях, письмах, беседах святых внимательный человек найдет немало советов, как ему устроить свою духовную жизнь сегодня. К примеру, письма святителя Феофана Затворника. Читая их, будто слышишь его беседу с нашим современником.


— Хожу в храм, стараюсь молиться утром и вечером. Но часто делаю это без должного внимания, а порой вообще без всякого желания. Хочется отдохнуть, расслабиться. Получается, что у меня вообще нет стремления к духовной жизни? Что с этим делать?

— Это не худое что, а обычный оборот духовной жизни. Когда дух наш по действию благодати пробуждается, тогда он устремляется к Богу, и все туда устремляет. Эгоистический же нрав и после сего все еще остается и выставляет права свои, влеча по старому обычаю к себе и чувство и волю. Оттого все испытывают, как и апостол: хотящу ми творити доброе, вижу, что мне злое прилежит. Вот и раздвоение. Что тут сделать? Всегда принимать сторону духа, а требования эгоистического плотского человека отгонять, подавлять. В сем духовная брань. Она коротка… Как только заметите движение внутри противное духу… отвергайте сердцем, некоею неприязнию поразите сие движение, и тут же к Господу обращайтесь молитвенно, и Он поможет. Искреннее отвержение недоброго и искренняя молитва к Господу всегда побеждают и раздвоение внутреннее пресекают…

Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей страстей подавление. От сего чистота. От чистоты с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством.

— Но порой просто охватывает отчаяние от своей лености, от полной немощи и нежелания трудиться над собой…

— Даром ничто не приходит. Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства… и полным сердцем начнут взывать: «Господи, помоги!» А пока остается хоть малое чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: «Чаешь сам достигнуть! Ну и жди…» Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет. Сознание бессилия — настоящее преддверие к получению помощи Божией.

Молитва — дыхание жизни духовной, как Вы испытываете сами. Потому и говорить нечего… молитесь прилежнее. Непрестанно молитесь: Господь близ, и помощь Его близка… всякий момент.

— Стараюсь молиться Богу, просить Его о помощи, в том числе и в отношениях с близкими, и в работе. Однако просимое получаю далеко не всегда. Почему Господь не всегда исполняет наши молитвы?

— Молитва никогда не пропадет даром, исполняет ли Господь прошение или нет. По неведению мы часто просим неполезного и вредного. Не исполняя этого, Бог за труд молитвенный подаст другое что, незаметно для нас самих. Потому речь: «Вот и Богу молитесь, а что получили?» — бестолкова. Молящийся просит блага себе, указывая на него. Видя, что просимое не поведет к благу, Бог не исполняет прошения и этим творит благо: ибо если б исполнил, худо было бы просителю.

Беда и избавление! Господь напомнил вам, что и бедами мы окружены, и избавление близко. Слава человеколюбию Божию! У вас случаев к терпению всегда довольно. Благодушествуйте и терпите. И это милость Божия, что Он устрояет вам путь тесный и прискорбный, ведущий в живот, если как следует будете встречать и провожать сии случаи. Даруй вам, Господи, такое к ним отношение!

— Люблю читать духовные книги. Но вот беда — порой мне кажется, что прочитанное сразу же выветривается из головы, как только закрою книгу. Возникает вопрос: а нужно ли тогда тратить на это столько времени? И как читать книги, чтобы они приносили пользу душе?

— Читать для знания одно дело, а читать для назидания — другое. При первом много читается, а при втором не надо много читать, а как только из читаемого что-либо падет на сердце, останавливайтесь и думайте, стараясь разъяснить, а более углубить в сердце сию мысль. Это то же, что превратить сие в предмет богомыслия. Так питать будете душу и растить, а не насыпать ее, как мешок.

Когда читаете, не оставляйте общим положением прочитанного, а всегда обращайте то себе в правило частное, к вам приложимое, причем общее всегда терпит некоторые оттенки изменений. Так пойдет расти ваша практическая мудрость.

Хорошо читать каждый день дневное Евангелие и дневной Апостол. И сделайте так утром, после молитвы Иисусовой. Но читайте с размышлением, углубляясь в силу слов и, сколько можно, доводя до сердца. Хорошо, когда какое место займет всю душу. С ним можно ходить весь день, держа его в памяти.

Из святых отцев —Исаака Сирианина, Ефрема, Макария Египетского, Достопамятные сказания, Лествицу, Варсонофия и Иоанна и других. Из них каждый день прочитывайте сколько-нибудь. Много не надо читать… Прочитавши что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другое чтение есть праздное. По вечеру, или после обеда, хорошо читать жития святых дневных. Для того под руками имейте Четьи-минеи.

— А полезно ли читать книги художественные?

— Повести и романы?! Есть и между ними хорошие. Но чтобы узнать, хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши, наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Занавозите свою чистенькую головку. После поди вычищай. Какая же стать накликать на себя такой труд?! Потому, думаю, лучше не читать их. Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать.

— К сожалению, забота о доме, о семье отвлекает от молитвы. Порой не то что в храм некогда сходить, дома правило нет времени прочитать. Можно ли вести духовную жизнь в таких условиях?

— Не думайте, что все, что Вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет; на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все, как заповедь, как волю Божию, на Вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, Вы будто молитвенное правило исполняете.

От увлечения работою надо отвыкать и привыкнуть и работать, как должно, и не увлекаться. Принимайте всякую работу, как Божие повеление; приступая к работе, молитесь об успешном окончании работы и, окончивши, благодарите Господа. Господь и будет неотходно в уме вашем, осеняя Вашу работу. Это удобно достигнуть, не гоняясь за многоделанием, а делая со всем вниманием лишь то, что предлагается сделать течением дел.

Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу… Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслью о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов.

6.2.jpg— Все люди стремятся к счастью. С этой целью создают семьи, рожают детей, устраивают свои дела. Но почему так мало вокруг по-настоящему счастливых, радостных людей? Почему в отношениях между людьми часто царят непонимание, обиды, гнев? Или счастье возможно только в будущей жизни?

— Будущее счастье, коим стараетесь утешить себя, какое это? Здешнее или загробное? Коли здешнее, то, конечно, от этого нечего ожидать. А если будущее, то не понимаю, как оно может быть не утешительно? Страждущие и с покорностью пред Богом переносящие свое скорбное житье — то же, что мученики, для коих уготованы такие блага, в сравнении с коими настоящие скорбности и нуля не стоят. Напротив, вы лучше сделаете, если чаще будете переноситься туда мыслию и сердцем, в чаянии быть там наконец утешенною. Ибо это несомненно вас ожидает, если не станете допускать ропотливости и всегда питать смиренную покорность воле Божией, присуждающей вам то и то…

Ведь до сих пор никто еще не определил, что есть счастие или кто воистину счастлив. Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым. Так вот этого и желаю вам, желая счастья! Желаю, чтоб вы всегда чувствовали себя счастливою. Отчего и как? Об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что и не разберешь. Я же потихоньку вам скажу, что пока вы не в духе живете, не ждите счастья. Душевная и телесная жизнь, при благоприятном течении, дает что-то похожее будто на счастье; но это бывает мимолетный призрак счастия, скоро исчезающий. К тому же при них та бурливая среда, между душею и телом образующаяся и страстными помыслами, желаниями и чувствами возметаемая, всегда бывает сильна; а при ней, по причине яда страстей, возможно только опьянение, забывающее страдание, как бывает и от опиума, но не отсутствие страданий и болей сердца. Боли сердца составляют неотъемлемую принадлежность той жизни. Дух же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нем и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым.

Подготовила Марина Шмелева

 

Оставить комментарий
Поделиться в: