Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Евангелие. Всего одна строчка

В жизни православного христианина нет ничего важнее Слова Божия, ничто не сравнится с глубиной евангельских притч. Святые отцы заповедали нам каждый день укрепляться чтением Священного Писания. Но в Евангелии есть немало мест, которые могут быть трудны для понимания. Нашим читателям помогают понять их священники нашей епархии.

Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Лк. 20, 17–18).

Протоиерей Александр Милованов:

— Эти слова Христос сказал за несколько дней до Своей Крестной смерти в Великий Вторник Страстной седмицы. Он сказал это в Храме, в присутствии огромного количества народа, обращаясь к его правителям и вождям, потому что книжники, фарисеи, саддукеи и первосвященники управляли народом, будучи его духовными вождями. Надобно полагать, что Иисус Христос имел при этом в виду следующее место из пророчества Исайи (8, 14–15): И будет Он (то есть Господь Саваоф) освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля… и многие из них преткнутся и упадут, и разобьются… В настоящем случае под камнем Христос подразумевал Себя Самого, а потому называет Себя еще и «Главою угла» — ведь Он стал краеугольным Камнем величественного здания новозаветной Церкви.

Называя Себя камнем, Господь указывает на два вида людей, которые не уверуют в Него и которые подвергнутся за это наказанию: для одних Он будет Камнем преткновения, то есть соблазна, другие, оставаясь не покаянными, ожесточенно восстали против Господа и начали бороться против распространения Его Царства. Вина вторых тяжелее. Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, стирание же выражает окончательную гибель, которая постигнет всех ожесточенных противников Христовых.

Всем нам известно выражение «краеугольный камень». Так люди называют главный стержень, вокруг которого все происходит в жизни человека. Бывает так, что для одного краеугольный камень его убеждений — это благосостояние, желание добыть много денег. Для другого — приобретение многих знаний, при помощи которых возможно будет добиться положения и власти в обществе. Для третьего это может быть здоровый образ жизни. Часто люди делают основой своей жизни все что угодно, но только не Христа.

В течение всей истории происходит отвержение Христа. Мы видим попытки уничтожить Его, истребить Его имя из человеческой памяти в нашем Отечестве в минувшем веке и в веке нынешнем. «Сознательное отвержение заповедей Божиих подобно попытке пробить головой каменную стену. Это есть не что иное, как беснование, безумное самоуничтожение человека», — говорит протоиерей Александр Шаргунов. Яркий пример — вырождение тех народов, в которых вопреки Божиим заповедям грех и порок провозглашены нормой.

В нашей жизни это отвержение может происходить пусть не так заметно, но, увы, с тем же результатом. Это происходит тогда, когда мы живем по большей части земными заботами, земной, а не христианской любовью к своим близким, желанием устроиться не хуже других, иногда завистью, сребролюбием.

Надо откровенно признаться, что в жизни большинства людей, даже порой православных, религия занимает второстепенное место. Мы призваны молиться в первую очередь о том, чтобы для нас в нашей жизни краеугольным камнем стал Сам Господь Иисус Христос. Только тогда мы сможем назвать себя настоящими православными христианами.

Если мы иногда по воскресным дням приходим в храм Божий, а в остальное время своей жизни живем по другим правилам и законам — это вовсе не означает, что мы верующие. Мы тогда верующие, когда Христос для нас является опорой. Когда нам бывает трудно, и мы именно к Нему обращаемся. Когда нам бывает хорошо, и мы именно Его благодарим. Когда перед нами встает сложный вопрос, мы раскрываем Евангелие и именно там ищем ответ. Когда мы запутались в жизни и нагрешили, то именно к Нему идем за прощением наших грехов. Когда мы свои поступки проверяем не по тому, похвалят нас или не похвалят, а в первую очередь по тому, соответствует ли это заповедям Божиим. Вот тогда в нашей жизни Господь воистину будет краеугольным камнем.

К сожалению, этот «камень», который должен быть основанием всей нашей жизни — спасительное евангельское учение, мы отвергаем, а ведь оно действительно является главой всей жизни человека. К нему, как к камню, который положен во главу угла, сходятся две стены: духовная — ожидаемое нами вечное блаженство, и земная — счастье этой жизни. В автобусе ли, на вечеринке или обеде у своих друзей, в самом неподходящем, казалось бы, месте — везде и всюду во главу угла должен быть поставлен Христос.

Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19, 26).

Cвященник Аркадий Махсумов:

— Здесь имеется в виду притча о талантах, в которой Господь, скрывающийся за образом господина, отправляющегося за получением царствования в далекую страну, оставляет таланты — некую меру богатства или имения нескольким людям. По возвращении он вопрошает, и кто-то возвращает ему десять талантов, кто-то пять, а некто малодушный, боязливый и в то же время дерзкий говорит Господу: …Ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал (Мф. 25, 24). Он упрекает Господа в немилосердии, в том, что он очень строгий и неумолимый судья. В том, что, не давая возможности к возрастанию этих благ, он требует их роста с прибытком. Господь же ему отвечает: Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? (Лк. 19, 22–23). И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Лк. 19, 24, 26). То, что было дано, он отнимает и дает тем, у кого и так был прибыток, но они потребили эти таланты разумно. Далее Господь подвергает этого человека довольно-таки суровому наказанию: Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною (Лк. 19, 27).

Этот отрывок из Священного Писания говорит нам о том, что Господь хочет, чтобы те, кто не имел ничего, задумались и воспользовались примером тех, кто с умом воспользовался данными им талантами. Сам факт того, что человек возвращает сторицей, говорит о неких свойствах души, заботе о вечной участи, спасении. Если человек, имеющий какой-либо дар от Бога, грамотно употребляет его, этот талант обязательно принесет плоды. Когда мы не боимся расточить этот дар, то видим, что он никуда не растрачивается, а приумножается. И наоборот, если мы своим даром не распоряжаемся, а «зарываем свой талант в землю», то этим самым мы не помогаем ближнему, не даем этому таланту возрасти и развиться. В таком случае этот дар, как упрек, будет нам в погибель. Таким образом, у нас отнимается наша участь, которая могла бы быть лучшей, но мы сами не захотели этого, и она передается тем, кто действительно уже и так сподобился наград, венцов и спасения.

И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9).

Cвященник Аркадий Махсумов:

— Притча о неверном домоправителе — одна из самых интересных притч в Евангелии. Она рассказывает о предприимчивом домоправителе, который, узнав о том, что господин собирается отставить его от управления домом, решает призвать должников своего господина. Он забирает их долговые расписки и выписывает им расписки на меньшие суммы. Что же это значит?

С одной стороны, Господь говорит, что это неверный домоправитель, он лукавит, употребляет какую-то изворотливость. С другой стороны, он хвалит его и говорит, что мудро он поступил. Возникает внутренний диссонанс: как можно похвалить человека, который хитрит, изворачивается, ищет какие-то способы улучшить свою участь за счет богатства другого? Но Господь здесь говорит такие слова, которые расставляют все точки над «и»: Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). И добавляет: Богатством неправедным приобретайте себе друзей, чтобы, когда вы обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9).

Богатство неправедное — это все то, к чему мы в этом мире прилепляемся сердцем. Это наши попечения, имущественные интересы, земные труды, которые должны служить для нас только средством к существованию, а мы делаем их смыслом жизни. Такое богатство является неправедным, ведь Спаситель говорит: Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 20–21). Конечно, если сердце наше будет в этом мире, то такое богатство будет нам в погибель. Но если мы это временное богатство раздадим и употребим в милостыню для дел милосердия, добра, то оно послужит нам во спасение, оно будет ходатаем о нас. Те люди, которым мы поможем, и станут для нас теми друзьями из притчи. Они в своих молитвах, помыслах будут нашими свидетелями перед Богом.

Есть еще одно толкование, о котором говорят святые отцы. Когда Господь подмечает, что сыны века сего мудрее сынов света, Он имеет в виду то, что, имея правду и истину во Христе, мы порой не умеем ей грамотно и разумно распорядиться, как это часто делают язычники-иноверцы со своей ложью. Ведь посмотрите, как они бывают настойчивы, предприимчивы, быстры на какие-то решения или действия. А мы порой медлим своей правдой заградить уста лжи или употребить ее во спасение или вразумление какого-либо человека. Это должно нас заставить возревновать о своей истине и служить Богу.

Подготовила Наталия Комиссарова

 

Оставить комментарий
Поделиться в: