Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Покровитель военного гарнизона

В трудное для Церкви время — в 1920–1930-е годы прошлого века — он делал, казалось, невозможное: открывал храмы, спасал от закрытия монастыри, рукополагал священников, совершал монашеские постриги. За это епископ Феодосий (Ганицкий) не раз подвергался гонениям, сидел в тюрьмах и лагерях. Но, несмотря на все выпавшие ему испытания и трудности, всегда верил в церковное возрождение. А ныне он прославлен, теперь он наш с вами святой, наш дивный покровитель. Его память совершается 3 мая.

Из чиновников — в монахи

Иван Федорович Ганицкий родился 30 июля 1860 года в семье сельского священника неподалеку от Белой Церкви, на Украине. Там он и провел детство. Образование получил в Киевской духовной семинарии. По окончании преподавал Закон Божий в народном училище в Тавриде, позже поступил бухгалтером в Казенную палату. Все это время вызревало решение вернуться на духовную стезю, и в апреле 1899 года принял монашество под именем Феодосий.

Менее чем через полгода он стал настоятелем Бахчисарайского Успенского скита, а в ноябре 1900 года был временно призван осуществлять надзор за монастырскими делами всей Таврической епархии. Вскоре он стал игуменом, а позже — настоятелем Георгиевского монастыря в Балаклаве. Оттуда в 1903 году его перевели в Москву, в Покровский монастырь.

С началом Русско-японской войны многие священнослужители направились на Дальний Восток. Им предстояло крепить дух сражающейся армии, помогать пастырским словом раненым и больным. Игумен Феодосий вошел в отряд Красного Креста. Его самоотверженный духовный труд был высоко оценен и отмечен государственными и церковными наградами.

В 1909 году он возглавил Златоустовскую обитель и вновь принял обязанности благочинного — на сей раз всех московских монастырей и уже в сане архимандрита. Служение продолжалось вплоть до закрытия монастыря в 1920 году, после чего патриарх Тихон возвел его в сан епископа, поставив во главе Коломенской и Бронницкой епархии.

«Крестный ход» на саночках

Проповеди владыки Феодосия в Успенском соборе Коломны неизменно привлекали прихожан. Личный опыт, глубокое понимание трагической эпохи в жизни Церкви и всей страны, призыв к христианскому смирению и крепкая вера пастыря находили неизменный отклик в людских душах. Пастырь не допускал выпадов против власти и политических призывов, но местный ОГПУ с помощью десятков осведомителей пытался найти хоть намек на антисоветскую деятельность в его речах и поступках. Повезло им нежданно. Ежегодно в июле в городе крестным ходом отмечалось избавление от холеры, и в 1921 году владыка Феодосий по традиции помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе и великого князя Николая Александровича. Владыку арестовали, однако возмущенные прихожане направили прошение о его освобождении, и власть отступила.

Новые преследования обрушились на епископа Феодосия в следующем же году. Взвешенные и справедливые возражения патриарха Тихона против насильственного изъятия церковных ценностей вызвали недовольство части клира. Так называемые обновленцы готовы были полностью подчинить церковную жизнь политическим задачам государства, что шло вразрез с миссией православия и элементарными понятиями совести. За поддержку патриарха и порицание обновленцев владыка Феодосий был арестован и больше года провел в Бутырской тюрьме.

Вернувшись в 1924 году к исполнению архиерейских обязанностей, владыка обнаружил, что за время его заточения обновленцы обрели в Коломне многих сторонников и не намерены возвращаться к основам церковной жизни. Пользуясь поддержкой властей, они устроили епископу настоящую травлю, вынудив его наконец подать прошение об уходе на покой. Свой пост он покинул в конце сентября 1929 года. Однако это не остановило преследователей, и через месяц их клевета достигла цели. Епископа Феодосия и его единомышленников — около двадцати человек — арестовали. В итоге приговор — пятилетняя ссылка.

Владыка действительно являл пример мужества: в коломенской тюрьме он был уже тяжело болен, тем не менее, надзиратели посадили его в карцер. После этого наказания владыка не мог ходить, и на поезд, отправлявшийся на этап, местные священники везли его на саночках. Вот такой был тогда «крестный ход» коломенского духовенства, провожавшего своего епископа на его личную голгофу…

Духовное возрождение

Три года из пяти владыка провел на Севере, после чего ему разрешили свободное проживание. Семидесятитрехлетний пастырь вернулся в Коломну, а оттуда в поисках надежного пристанища направился под Луховицы, где его встретили благодарные последователи. У них, близ храма Казанской иконы Божией Матери, он провел последние годы жизни. Преставился владыка Феодосий 3 мая 1937 года, похоронили его за алтарем храма.

В последующем запустении могила его была утрачена, но вскоре после прославления имени владыки Феодосия в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века произошло обретение мощей святого. После прославления священноисповедника Феодосия в 2006 году его мощи перенесли с маленького кладбища возле церкви Казанской иконы Божией Матери в Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. К тому времени владыка был реабилитирован и честное его имя восстановлено. Подвижническая жизнь епископа Феодосия оставила светлый след в народной памяти, ныне же священноисповедник почитается как небесный покровитель Коломенского военного гарнизона.

Православные люди и особенно монахи очень полюбили владыку, видя в нем человека, ведущего аскетический образ жизни, его искреннюю и неподдельную любовь к каждому приходившему человеку. Не зря говорят, что «на крови мучеников Церковь утверждается». Все эти люди не дожили до наших дней, им не довелось увидеть восстановление храмов, торжество православной веры. Но сегодняшнее наше духовное возрождение происходит по молитвам этих самых близких к нам по времени святых — новомучеников и исповедников, в том числе и молитвами святителя Феодосия Коломенского.

 

 

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: