По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Печать пророков

С древних времен, когда в народе возникал духовный кризис, Господь посылал людей, через которых Он возвещал Свою волю, вразумлял изменяющих Ему. Так в V веке до н. э. народу был явлен Малахия — последний ветхозаветный пророк, предрекший множество уже сбывшихся и грядущих событий мировой истории.

О жизни пророка Малахии сохранились очень скудные сведения. Известно, что он родился в селении Софа (между Тивериадским озером и Средиземным морем) в середине V века до Рождества Христова. За его благочестивую жизнь иудеи прозвали его «Ангел Господень», что по-еврейски означает «Малахия».

Пророку Малахии пришлось нести свою миссию в непростое время разочарования и несбывшихся надежд народа Божия. Нация была деморализована долгим вавилонским пленом, сердца людей наполнены равнодушием к Храму и обидой на Бога, урожаи как никогда скудны, набеги саранчи портили остатки посевов. Богослужение сводилось к традиционным обрядам, которые совершались в силу привычки. О том, что надежды иудеев на «обетования Завета» таяли, свидетельствовали и их браки с язычницами, ради которых они бросали своих жен. Люди стали сомневаться в истинности своей веры, что вызвало общее падение благочестия. Упадок духовности выражался через небрежное богослужение, апатию и безразличие духовенства. Иудея была бессильной и уязвимой провинцией, повсюду царило социальное неравенство.

Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым (см.: Мал. 2, 1–12; 3, 5–9; 4, 1). Целью его служения было зажечь светильник веры в упавших духом людях, напоминая им об избравшей их любви Божией, и укрепить решимость тех, кто поистине знает Бога, выполнять свои обязанности в соответствии с Заветом.

Святой Малахия придает первостепенное значение Иерусалимскому Храму, недавно вновь отстроенному. Он убежден, что все благополучие иудеев зависит от того, будет ли их служение в храме строго соответствовать духу Завета, будет ли оно благоговейным. Поэтому святой выступал с сильным и грозным обличением. Священников он укорял за уклонение от веры, народ осуждал за недостаток усердия в жертвах, угрожал судом Божьим за богохульство и разные пороки. В числе основных пороков он называл вероломство и нарушение завета отцов своих, чародейства и прелюбодеяния, дерзкие и хульные слова, ложные клятвы.

Пророк Малахия обличал иудеев в дерзостном несоблюдении закона Моисея — они не платили десятины и приношения, к тому же упрямо не признавали свою вину. Он называл их ворами, которые решили обкрадывать Бога. Особенно сурово пророк относился к тем, кто не боялся кары Божьей и расторгал свои союзы с законными супругами, а также брал в жены иноплеменных женщин, ведь союзы с язычницами нередко приводили к идолопоклонству.

Но своей обличительной проповедью пророк хотел не только содействовать восстановлению нравственности в народе. Главной целью его служения было приготовить народ к приходу в мир Господа. Пророк Малахия возвещал, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы приготовить в их сердцах и душах путь Ему, Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием (Мал. 4, 5–6). Его приход, по словам пророка Малахии, обусловлен тем, что ни священники, ни простые евреи не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет по Своем пришествии всех. И потому, по снисхождению к избранному народу, спустя четыре века Он посылает им нового пророка — Иоанна Крестителя, предтечу Спасителя. Именно поэтому Церковь празднует день памяти святого пророка Малахии за три дня до празднования Собора святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

На иконах святой пророк Божий по традиции изображается седовласым старцем в синем хитоне, коричневом или вишневом гиматии, на ногах сандалии. Надпись на свитке пророка цитирует его книгу: Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его (Мал. 3, 1–2) — это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен со своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, потому святые отцы называют его печатью пророков.

* * *

Последняя книга Ветхого Завета

Пророк Малахия оставил нам в наследство свою уникальную книгу, ставшую последней из книг Ветхого Завета. Она написана в форме вопросов и ответов. Автор передает прямой диалог Господа с обычными людьми — религиозными и не очень. Бог комментирует слова и мысли человеческие — причем слова не святых, не пророков и не подвижников, а обычных людей.

С первых слов книги мы окунаемся в тяжелую атмосферу тех лет. Люди недовольны своим положением, их сердца и умы отягощены ропотом. «В чем явил Ты любовь к нам?» — задают они Богу жестокий и несправедливый вопрос. Малахия с удивительной прямотой произносит убийственные слова обличения. Израиль недоволен «качеством» любви Творца, но сам он относится к Нему с явным пренебрежением. Если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал. 1, 6) — говорит Господь через своего пророка.

Главная весть книги состоит в следующем: любовь, которую Бог являл Своему народу на протяжении всей его истории, налагает на людей определенную ответственность перед Ним. Господь ожидал от избранного народа и его вождей послушания Его заповедям, но люди не хотели жить в соответствии с требованиями Завета. Формально соблюдая религиозные предписания, они не имели искренней веры. Израиль разучился любить и чтить Бога и поэтому не замечает любви Творца. Святой Малахия дает понять, что Любовь Господа к нам не зависит от наших заслуг и нашего положения. Даже если человек религиозен, верующий, то без жизни в Боге он осуждается Им и идет к гибели. Праведный спасется, а неправедный погибнет — говорит Господь устами пророка.

В книге наибольшему осуждению подвергается небрежность в богослужении. Автор обличает священников и народ за то, что они оскверняют трапезу Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб. Поднеси это князю! Будет ли он доволен?.. (Мал. 1, 8). Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма, и не поддерживается огонь на жертвеннике (Мал. 1, 10). Пророк Малахия считает почтение к Храму и благоговейное совершение богослужений основой благополучия народа.

Заканчивает святой пророк книгу словами о покаянии и обращении. Господь обещает послать людям самого великого, самого почитаемого пророка, чтобы вернуть духовное единство народа, обратить сердца потомков к вере отцов и тем самым отвести от них проклятие. В самом начале Нового Завета, за полгода до Рождества Мессии, эти строки процитирует священник Захария, отец Иоанна Предтечи. В контексте же книги Малахии они исключительно важны: пророк подчеркивает, что не гибели грешников хочет Господь, но обращения и жизни.

Впоследствии книга пророка Малахии была включена в канон священных книг, и к третьему веку до Рождества Христова уже существовал сборник двенадцати пророков. В Новом Завете книга неоднократно цитируется как пророческая и богодухновенная, всем известная и признанная канонической.

Самые известные толкования на книгу пророка Малахии принадлежат преподобному Ефрему Сирину, блаженному Иерониму Стридонскому, святителю Кириллу Александрийскому и священномученику Феодориту Антиохийскому. Все эти произведения переведены на русский язык.

Последняя книга Ветхого Завета в своем пророчестве об Иоанне Предтече поставляет нас уже на пороге Нового Завета. На этом пророческий глас умолкает, ведь все, что Бог хотел сказать, Он сказал. Если человек всем сердцем обращается к Нему, то заслуженное им осуждение может таинственным образом стать незаслуженной милостью от Бога. Почему так? Потому что Я возлюбил вас, говорит Господь (Мал. 1, 2).

Многие из сказанных пророком обличительных слов можно цитировать для обличения пороков уже в современном мире. И чем ближе конец мира, тем явственней воспринимаются современниками слова этого пророка Божия.

Подготовила Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: