Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Верные ученики

Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, поскольку они более других потрудились в деле евангельской проповеди. Почему же именно они? Ведь Петр трижды отвергся от Христа, но ему Господь поручил Церковь, а Павел преследовал христиан, но именно его Он посылает на проповедь к язычникам. Ответы на вопросы читателей о жизни самых известных проповедников, о том, какие были между ними разногласия, о вере в чудеса и веригах Петра – в нашей беседе со священниками.

Притяжение противоположностей

Апостолы Петр и Павел – два проповедника Евангелия, ставшие символами первого века христианской Церкви, чьими сочинениями Церковь до сих пор руководствуется в разрешении различных вопросов в области веры и нравственности, – были очень разными по своему происхождению и характеру, но их объединяла вера во Христа и горячая любовь к Нему. Петр был простым рыбаком, но стал одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни. Павел вообще не имел отношения к евангельским событиям, он присоединился к апостолам много позднее. В жизни каждого из них был переломный момент. Савлу явился на дороге в Дамаск Воскресший Христос, и после этой встречи Павел посвятил свою жизнь Тому, Кого он прежде гнал. А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение, а после – покаяние.

Об их проповеди рассказывает книга «Деяния святых апостолов», а четырнадцать посланий апостола Павла – почти половина всего Нового Завета. Павел сформулировал многие важнейшие положения христианского вероучения, и при этом другой первоверховный апостол, Петр, называет его писания неудобовразумительными… Почему?

Руководитель информационно-издательского отдела Покровской епархии священник Аркадий Махсумов:

– Апостолов объединяла твердая вера, огромное желание всей жизнью послужить Богу и передать эту истину другим людям, но, тем не менее, они имели отличные точки зрения на дело благовестия, на устроение жизни церковных общин. С самого начала миссионерских трудов Петра и Павла их проповедь была обращена к разным аудиториям. Миссия Петра проходила в основном среди иудеев, в то время как Павел стремился передать благую весть язычникам. Способы проповеди к тем и другим разные, потому и имелись разногласия. Обстоятельства спора между апостолами Павел описывает в своем Послании к галатам (см.: Гал. 2, 12). Он пишет, что Петр, будучи в Антиохии, запросто общался с язычниками, в том числе разделял с ними трапезу, но после того как туда пришли христиане из Иерусалима, бывшие до этого иудеями, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Павел был возмущен таким поведением апостола, которое, по его убеждению, противоречило евангельской истине (см.: Гал. 2, 14), и обличил Петра, упрекнув его в лицемерии. В этом плане их взгляды расходились, но спорные моменты были решены в ходе открытой дискуссии на Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году.

Петр называл писания Павла неудобовразумительными, поскольку считал их не вполне адекватными для части аудитории. Многие вещи, которых касался апостол Павел, простым людям было сложно понять.

Без глубоких знаний жизни апостолов, исторического контекста невозможно трактовать их проповедь. При этом крайне важен еще и духовный опыт человека, глубина его вовлеченности в жизнь Церкви. Петр и Павел – выдающиеся миссионеры своего времени, апостолы ценили друг друга и признавали обоюдный вклад в дело евангельской проповеди. И в конце своей жизни оказались вместе: ни муки, ни тюрьма, ни распятие – ничто не могло их отлучить от любви Христовой. Их проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: «Вера наша – победившая мир».

Без веры чудо невозможно

Иисус при неверующих в Него не мог совершить никакого чуда, но явился неверующему в Него, гонителю христиан – Павлу? Как же так?

Настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев:

– Рассуждая о чудесах Господа, хорошо сказал архиепископ Аверкий: «Веру, основанную на созерцании чудес, Господь ставил ниже веры, основанной на понимании чистоты и высоты Его Божественного учения. Вера, порожденная чудесами, требует для своего поддержания все новых и новых чудес, так как прежние делаются привычными и перестают быть удивительными. Поэтому Слово Божье предостерегает, чтобы мы с осторожностью относились к чудесам (см.: Втор. 13, 1–5)». И действительно, Господь сотворил множество чудес: исцелял болезни, воскрешал мертвых, даровал зрение, накормил пятью хлебами – и многие, многие люди становились свидетелями Его Божественной ипостаси. Но все ли пошли за Христом, все ли уверовали в него как Спасителя? К сожалению, нет.

Сами фарисеи, законники, которые, казалось, должны были первыми распознать в нем обещанного Мессию, напротив, сомневались и говорили всем, что Он исцеляет силою князя бесовского. Даже когда Господь воскресил Лазаря, и это чудо не убедило противников Христа в Его Божественности, но, напротив, стало основным аргументом, чтобы от Него избавиться.

Господь хотел, чтобы люди обрели веру. Как часто Он исцелял со словами: Иди, вера твоя спасла тебя. Без веры в Бога чудо невозможно. Верующий открыт для чуда, а неверующий закрыт, потому что убежден, что чудес не бывает. Что же касается события с апостолом Павлом, Господь призывает его к служению и избирает его Своим учеником, по слову святого Евангелия: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин. 15, 16). Бог всегда смотрит в сердце человека. И Он видел, что сердце Павла было способно отозваться на Божественный призыв. Слепота Савла – знак его слепоты духовной, от которой в скором времени его исцеляет любящий Господь. Чудо, имеющее явное Божественное происхождение, произвело в Павле подлинный духовный переворот, потому что он был к нему готов.

Число семь и вериги Петра

В Евангелии от Луки во время разговора Христа со своими учениками апостол Петр спрашивает Его о количестве прощений брату своему и называет конкретное число – «до семи раз». Почему?

Настоятель храма во имя святого Архангела Михаила с. Питерка протоиерей Сергий Ясиновский:

– Число семь во многих древних культурах являлось священным. Помните, седьмой день по сотворении мира Бог утвердил днем отдыха. Число семь встречается в Библии 737 раз, часто Христос, апостолы, пророки указывают это число. Так, семь светильников в скинии, в древней Иудее каждый седьмой год считался годом прощения, а раба на седьмой год отпускали на свободу, шесть лет обрабатывали землю и собирали урожай, а на седьмой давали ей отдыхать. Учитывая такую символическую нагрузку числа семь, апостол Петр предположил, что именно это священное число является абсолютным пределом того, сколько раз можно прощать ближнего. На это Христос ему отвечает: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф. 18, 21). Господь умножает это число до бесконечности, то есть прощать нужно всегда, не считая причиненные обиды.

29 января Православная Церковь отмечает день поклонения честным веригам святого и всехвального апостола Петра. О каких веригах идет речь?

– В жизни апостола Петра было два случая, связанных с веригами. Один из них описан в книге «Деяния святых апостолов». Святой Петр в течение жизни дважды находился в заключении – сначала в Иерусалиме, затем в Риме. Во время первого заключения его заковали в цепи. Ночью же свершилось чудо. В темницу явился Ангел, пробудил апостола, и цепи упали с рук его (Деян. 12, 7). Про эти оковы есть две версии. Либо цепи целиком спали с рук пленника, и пораженные чудом сокамерники сохранили эти вериги и позже передали христианам. Либо же цепи отпали от стены, и апостол остался в своеобразных «наручниках», которые снял уже в доме у Марии. Слух о чудесном освобождении Петра немедленно распространился в Иерусалиме. Ученики апостола эти вериги нашли и с благоговением хранили их. Как гласит предание, одержимые разными болезнями верующие, прикоснувшись к веригам, исцелялись.

Второй случай, связанный с веригами, произошел в Риме, в период правления императора Нерона, который преследовал христиан. Именно во время этих гонений был схвачен и заключен в Мамертинскую темницу апостол Петр, где он и принял мученическую смерть на кресте. После смерти апостола христиане сохранили кандалы, в которые он был закован.

История обретения честных вериг апостола Петра связана с именем императрицы Евдокии. Примерно в 437–439 году она выкупила те самые вериги, которые были описаны в «Деяниях святых апостолов». Часть цепей отправила в Рим, и полученные из Иерусалима вериги были объединены с теми, которыми апостол Петр был скован в Мамертинской тюрьме. Специально для хранения объединенной реликвии в Риме был построен храм «Сан-Пьетро ин Винколи» – «Святой Петр в оковах».

 

 

Людмила Питайчук
Теги: Петров пост.
Поделиться в: