Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Жемчужина литургического богословия

Подошла к концу Сырная седмица, а это значит, что перед православными христианами открылись двери Великого поста. Помочь молитвенно настроиться на предстоящий постнический подвиг призван Великий покаянный канон Андрея Критского. О его авторе, названном Святой Церковью «преизряднейшим таинником покаяния», и особенностях строения рассказывает ученикам нашей церковной школы руководитель миссионерского отдела Покровской епархии, клирик храма в честь Покрова Божией Матери г. Покровска (Энгельса) иерей Артемий Добрынин.

Уже 1200 лет в Православной Церкви принято исполнять Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Великое повечерие первых четырех дней Великого поста, включающее в себя чтение этого умилительного творения замечательного гимнографа, — одно из самых ожидаемых и любимых богослужений годового круга.

Что интересно, преподобный Андрей Критский написал свой канон в общем-то не для песнопения. При его жизни он не исполнялся вообще. Рукопись хранилась в Константинополе, в женском монастыре. Когда же он впервые был прочтен? Профессор Московской Духовной Академии протоиерей Сергий Правдолюбов высказывает такую версию: «Через пятьдесят лет после кончины преподобного Андрея Критского, в 790 году, произошло ужасное землетрясение. Тогда-то, если я прав в своей исторической реконструкции, монахини достали рукопись и начали читать вслух этот канон на площади перед монастырем недалеко от Влахернских ворот. Таким образом, впервые он стал употребляться как служба во время бедствия, это был покаянный вопль. И Бог помиловал возопивших к Нему людей».

Урок литургики

 «…явился еси светильник мира светлейший»

О жизни преподобного Андрея Критского нам известно сравнительно немного. Родился он в древнейшем сирийском городе Дамаске в середине VII века и был немым от рождения. В семь лет после причащения Божественных Таин Тела и Крови Христовых немота разрешилась и мальчик заговорил. После этого святой Андрей был отдан для обучения Священному Писанию и духовным книгам, а на четырнадцатом году жизни вместе с родителями приехал в Иерусалим для служения Богу.

Уже в пятнадцатилетнем возрасте святой Андрей поступил в Святогробское братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме; там он был пострижен в монашество, посвящен в чтеца, а затем назначен нотарием (секретарем) и экономом; этим объясняется второе распространенное именование преподобного Андрея — Иерусалимлянин.

В 685 году по поручению Святейшего Патриарха Иерусалимского Феодора он был отправлен в Константинополь на Шестой Вселенский Собор. По благодати Святого Духа, которой был исполнен святой Андрей, он в это время стал известным святым отцам и самому императору. Они заметили в нем не только книжную премудрость и глубокое знание догматов Православной Церкви, но и святую богоугодную жизнь. Здесь святой был посвящен во диакона, в его ведении находились сиротский приют и богадельня.

После двадцатилетнего диаконского служения преподобный Андрей был рукоположен в епископский сан и назначен на самую далекую кафедру империи — остров Крит, где за свои усердные труды был удостоен сана архиепископа. Святой пастырь критский строил храмы Божии, а также дома для сирот и престарелых. Для своей паствы он был любящим отцом, неустанно проповедующим и молитвами своими отражающим все напасти и невзгоды. А для еретиков являлся непреклонным обличителем и грозой. Не оставлял святой Андрей и трудов по составлению церковных песнопений.

Несколько раз святитель посещал Константинополь, где виделся с Патриархом и императором. Там же выступил он в защиту святых икон, когда в Византии началось иконоборчество. В свое последнее посещение столицы святой Андрей, почувствовав приближение скорой кончины, простился со своими друзьями. По дороге на Крит он сильно заболел. Тяжелый недуг заставил его остановиться на острове Митилина в городке Ерессо, где святой и скончался 4 июля около 740 года.

«Душе моя, восстани, что спиши…»

6.2.jpgЗа время своей жизни преподобный Андрей Критский написал много богодухновенных писаний. Главной жемчужиной церковной гимнографии стал Великий покаянный канон.

Великий канон состоит из 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы Великого поста. «Великий канон, — пишет преосвященный Филарет Черниговский, — велик не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем духовное око зрит события обоих Заветов в духовном свете». В своем труде «Историческое учение об отцах Церкви» преосвященный Филарет также указывает, что, хотя этот канон написан не стихами, а прозой, по тону своему он является «самым высоким произведением поэзии».

Покаянный канон Андрея Критского описывает события и образы Ветхого и Нового Завета — рай, грехопадение Адама и Евы, потоп, землю Обетованную и многое другое — и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

«Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди».

«Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми».

«Исповедаюся Тебе, Христе Царю: согреших, согреших, яко прежде Иосифа братия продавшии, чистоты плод и целомудрия».

«Испытай, душе, и смотряй, якоже Иисус Навин, обетования землю, какова есть, и вселися в ню благозаконием.

Востани и побори, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и гаваониты, лестныя помыслы, присно побеждающи.

Прейди времене текущее естество, яко прежде ковчег, и земли оныя буди во одержании обетования, душе, Бог повелевает».

Мысли о покаянии пред Богом развиваются на основе многочисленных примеров святой и греховной жизни древних людей. Святитель призывает в каноне любого человека избегать зла, ревновать о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния.

По словам епископа Вениамина (Милова), речь святого Андрея настолько трогательна, «что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает самые окаменелые, черствые сердца и никому не попускает отчаиваться в спасении. Каждое слово богодухновенного Канона источает какую-то сладость благодатного чувства и в лаконизме выражения содержит широту мыслей».

Для того чтобы верующий смог прочувствовать покаянное настроение, святитель применил в каноне особый прием — по композиции канон представляет собой разговор кающегося человека со своей душой. С любовью и состраданием он обращает к душе грешника горячие призывы, увещания, напоминания и ободрения и поднимает со дна ее живые покаянные чувства.

В начале канона речь преподобного Андрея обращена к себе самому, но в дальнейшем принимает характер общих наставлений.

«Христе! Откуда начну плакать о делах моей жалкой жизни? Какое положу начало нынешнему рыданию? Но, как Благосердый, дай мне прощение прегрешений. Иди, жалкая душа, с твоей плотью, исповедуйся Зиждителю всех, оставь прежнюю безответность и принеси Богу в покаянии слезы».

«Душа моя, душа моя! встань, что спишь? Конец приближается и имеешь смутиться. Пробудись, да пощадит тебя Христос Бог, везде Сущий и все исполняющий».

«Приближается, душа, конец, приближается. И не радишь и не готовишься. Время сокращается. Встань! Судия близ дверей. Время жизни течет как сон, как цвет (увядает). Что напрасно мятемся?».

«Что будешь делать, жалкая душа, когда придет Судия испытать твое?»

«Со слезами исповедуй Христу твои помышления и деяния и оправдайся».

«Приведенные лирические восклицания святителя Андрея полны силы, умиления, свежести и захватывающих сердце драматических чувств. Контрастное представление жизни и вот-вот наступающей смерти, страшного суда Божия и неотвратимого решения здесь навеки личной участи невольно сжимает и ужасает сердце всякого слушателя тропарей и властно влечет его к покаянию», — так описывает этот канон Владыка Вениамин.

«Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное», — размышляет протоиерей Сергий Правдолюбов.

Почему Святая Церковь в первые дни Великого поста предлагает нам именно эти песнопения? Потому что пост — это время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея направлен именно к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жизни.

 

Оставить комментарий
Поделиться в: