Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Скорби — путь к совершенству

На Крестопоклонной неделе в центр храма выносится Крест Господень. За богослужением звучит настоящая литургическая поэзия, называющая его хранителем Вселенной, красотой Церкви, державой царей, укреплением верующих, славой Ангелов и язвой демонов, сравнивающая его с тростью, которой Господь по-царски подписал нам прощение грехов, обмакнув в красные чернила Своей крови. Почитая Крест как символ спасения, нельзя забыть, что он же — символ страданий, сопровождающих человека всю жизнь. И сегодня о скорбях и крестоношении рассуждает священник Виктор Назаренко.


— Отец Виктор, скажите, что такое скорби?

— Скорби — это громадный пласт нашего бытия. Дать им определение не так просто. Каждый человек, и верящий, и не верящий в Бога, и задумывающийся, и не задумывающийся о своей жизни, сталкивается со скорбями. По-другому и быть не может. Спаситель говорит: В мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33).

К скорбям можно отнести болезни, неудовлетворенность жизненной ситуацией, недостаточную (по мнению человека) оценку трудов, умений и, как результат, недостаток внимания и любви со стороны ближнего. Получается, что скорби – душевные переживания, ставшие следствием образа жизни и положения, в котором человек оказался. Почему они называются скорбями? Все, что происходит с нами, происходит по Промыслу Божиему, но часто мы этого не желаем и не ожидаем, вот и скорбим, переживая из-за того, из-за чего вовсе не хотели.

— Почему и за что человек страдает?

— Как правило, потому, что имеет неправедные мысли, совершает проступки и делает ошибочные выводы. Говоря словами святых отцов, скорби — последствия того, что человек вынашивает в своем сердце и мыслях. Всякое страдание для православного христианина — это крестоношение. И он должен понимать, что тяжесть креста зависит от того, что находится в душе. Преподобный старец Амвросий Оптинский сказал об этом так: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но древо, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

На протяжении жизни мы ищем ответ на вопрос, за что страдаем. И не всегда находим. Верующий вопрошает Господа, а неверующий гневается, говоря, что не существует никакого Бога, раз в жизни есть место страданиям. В моем понимании всякую скорбь Бог посылает из любви к нам, чтобы мы приблизились к Нему, вернулись к изначальному состоянию, в котором находился Адам. При этом существует разница между скорбями, посланными Богом по благословению и по попущению. В последнем случае Господь попускает искушение от бесов, чтобы видеть, как человек себя поведет. Творец не может благословить преступление, но попускает его в назидание, в надежде, что и само деяние, и его последствия помогут сделать нам правильные выводы.

— Почему нередко страдания выпадают на долю праведных и невиновных людей, в то время как грешники благоденствуют?

— Святые отцы учат, что скорбей не избежит никто. Каким бы ни был человек, грешным или праведным, он все равно будет пребывать в скорбях, поскольку так определил Бог.

Праведник может искуситься самоуспокоением или даже самовозвеличиванием. Считая себя безгрешным, он будет укорять, осуждать окружающих. К нему подступит гордыня, и случится падение. Поэтому праведнику скорби посылаются в качестве предупреждения, чтобы он всегда был настороже, анализировал свое поведение, совершал богоугодные дела, очищал душу и стремился к Господу.

Конечно, возникает тогда вопрос: справедливы и необходимы ли такие труды? Для чего жить, терпя скорби? Великолепные ответы находим в поучениях Оптинских старцев. Святые отцы говорили, что человек подобен руде. Подвергаясь обработке, руда не возмущается, за что ей выпали такие мучения, она, очищаясь, превращается в металл. Так и человек, мужественно переносящий страдания и несчастья, очищается от земных мерзостей, становится сильным, твердым и приобретает новые качества. Душа праведника — это ценный металл. И если его обрабатывать дальше, получится драгоценный булат. Господь любит человека, поэтому не останавливает его, а дает все возможности совершенствовать душу постоянно.

Великий Промысел Божий кроется и в том, что грешники живут благополучно. Господь посылает испытания, чтобы человек возвысился. И если он это понимает, то стремится всеми силами исполнить волю Творца. Но если человек не желает совершенствоваться и трудиться над собой, своей жизнью, то испытания ввергнут его в смертные, непростительные грехи — уныние, гнев, хулу на Бога. Чтобы не допустить вечного осуждения, человеку в его земной жизни попускаются скорби, уже являющиеся подобием суда. А те, кто избежал наказания на земле, предстанут на Божием суде с еще более тяжкой виной.

— Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке». Так ли это?

— Непрестанное страдание — болезни, неблагополучие в жизни, напряженные отношения с людьми — заставляют человека роптать. Человеку кажется, что он страдает больше других, что он недооценен. Это болезненное искушение, в результате которого человек становится обидчивым, раздражительным. Но чтобы понять, кто чего достоин, кто действительно страдает, следует изо дня в день внимательно следить за своим поведением, общечеловеческой природой и жизнью общества.

Христианство учит переносить скорби с радостью и благодарностью. Это трудно понять. Но если жить с мыслью, что Господь посылает скорби из любви к нам, чтобы спасти нас, приблизить к Себе, то и отношение к невзгодам будет другим, многие вопросы себя исчерпают. Ярким примером может служить жизнь ветхозаветного праведника Иова — благополучного человека, имевшего семью, обширные владения и потерявшего все. Иов всегда благодарил Бога за то, что Он не оставляет его и посылает ему величайшие дары, а с точки зрения окружающих — незаслуженные скорби. Нам тоже стоит помнить, что Бог любит нас и даст столько соразмерных нашим силам испытаний, сколько нужно для спасения.

Скорбей не следует избегать, так как это труды, посылаемые Богом, но и не следует их создавать. Человек может впасть в искушение и начать думать, что скорби — благо, которое возвышает, и, значит, их нужно искать. Человек берется за непомерные труды, чтобы испытать себя, а между тем отступает от заповедей Христовых. Вспомним, как Господа искушал сатана, призывавший совершить то, чему не дано свершиться — превратить камни в хлеб, броситься вниз с крыла храма и т. д. На это Иисус отвечал: Написано также: не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). Если бы Спаситель сотворил предложенное, показав Свое Божественное величие, Он бы нарушил волю Отца. Христос явил Себя Богом именно тогда, когда это должно было произойти. И нам в подтверждение силы Господа не нужны никакие чудеса. Все должно идти последовательно, не нарушая Промысла Божьего.

— Если скорби посылаются для спасения, что же делать тем, у кого жизнь складывается более или менее благополучно?

— Стоит задуматься, все ли человек делает правильно. На эту тему есть шуточная народная притча. Сидит бабушка на скамейке и плачет. Прохожие интересуются, что случилось. Бабушка рассказывает, что у нее есть заботливые и внимательные дети и внуки, богатое хозяйство — домашний скот, огород — и крепкое здоровье. «Совсем забыл меня Господь», — горестно заключает она. Эта притча учит — человек должен быть настороже. Бог всегда рядом, и Он дает нам не только радости, но и упражнения. Если мы не сталкиваемся с испытаниями, это говорит о нашей слабости. Спортсмен без тренировок не станет сильным, не достигнет совершенства в спорте. Христиане тоже должны упражняться — тренировать волю, терпение и смирение, без которого скорби не преодолеть.

— С другой стороны, в Писании есть фраза: «Но скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое». Все-таки скорбь — наказание или милость?

— Скорбь посылается любому человеку. Мы в подобие Богу свободны и вольны выбирать жизнь как праведную, так и грешную. Часто человеку кажется, что на его долю выпадает слишком много страданий, но проходит время, и он понимает — случившееся не так уж и страшно. Более того, если бы этого не случилось, то все закончилось бы гораздо хуже.

3.2.jpgК примеру, человек планирует совершить поступок, но он не догадывается о возможных последствиях — преступлении или даже гибели и его самого, и окружающих. Внезапно человек заболевает, и его план срывается. Так Господь уберегает не только человека, но и тех, кто мог бы пострадать из-за него. Поэтому болезни нужно воспринимать не как наказание, а как благо. Господь попускает болезнь, чтобы он и окружающие поняли, чем может закончиться подобная жизнь. Пока мы здоровы, мы суетимся и не задумываемся о многом. Бог останавливает нас, меняет приоритеты. То, что казалось важным, отходит на второй план. Мы начинаем заботиться о здоровье. Разве мы не знали, что заботиться о нем нужно всегда? Конечно, знали. Но вспомнили об этом, заболев. Получив исцеление, мы не думаем о повседневной суете, а спешим поблагодарить врача. Наше отношение к телесному здоровью перекликается с отношением к здоровью духовному. Восстанавливая и поддерживая его, мы должны благодарить Бога за испытание, посланное для нашего исцеления.

– Всегда ли нужно проявлять смирение? Может быть, с чем-то, наоборот, нужно бороться?

– Мы можем правильно понять значение скорби и перенести ее со смирением, исполняя волю Божию. А можем и поддаться искушению – махнуть рукой на ситуацию и не делать ничего, просто потому, что или не готовы, или не хотим прилагать усилия. Мы смиримся и погибнем. Видя погибающего, пройдем мимо, подумав, что это не наше дело. В действительности мы просто попытаемся избежать трудов и тоже погибнем. Ведь отказ ближнему – отказ Богу: Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. <…> Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне (Мф. 25, 42-45).

Поэтому избегать посильных испытаний, якобы из-за смирения, неправильно. Наша неготовность терпеть скорби должна устраняться ежедневным трудом, ведущим к совершенству и спасению, а нежелание – мыслью о погибели.

– Батюшка, скажите, как нужно относиться к скорбям?

– Мы должны совершенствоваться духовно, а скорби и труды воспринимать как некую прививку против тяжких болезней и даже гибели. Это болезненная процедура, но, только представьте, от каких страшных последствий она спасает. К испытаниям должно относиться точно так же, помня, что они дают возможность сопротивляться еще большим трудностям. Бога нужно благодарить за посылаемые скорби, ведь сегодняшним испытанием он облегчает нашу жизнь в будущем.

Святые отцы дают интересный совет – призывают нас быть как дети. Это значит, что мы должны оставаться детьми по отношению к своему Отцу Небесному. Несмышленый ребенок смотрит на родителя с любовью и благоговением – отец всегда прав, он научит, накормит и обогреет, а в трудную минуту поможет. Как бы ни был строг отец, ребенок все равно любит и слушается его. Нам необходимо сохранять такое же младенческое восприятие жизни, а вместе с ним и абсолютное доверие, послушание Богу, которое поможет избежать многих испытаний.

– Есть ли конец скорбям?

– Скорби, как и все, что происходит в течение короткой человеческой жизни, имеют начало и конец. У них есть и определенные качества. К примеру, сначала нам посылаются незначительные труды, которые мы можем осилить. Затем по мере нашего возрастания, вхождения в общество, растут и скорби, требуя больших духовных усилий, ведь выстраивание отношений с окружающими – всегда тяжелый труд. Наконец, самые большие скорби человек получает в конце жизни, готовясь перейти в вечность. Предполагается, что к этому времени он уже достиг определенного результата и может ответить за свои поступки перед Богом. Какие испытания его ожидают? Прежде всего, потеря близких и родных, мысль о том, что жизнь прошла, как ему кажется, не так, сомнение в милосердии и любви Бога. На фоне этих испытаний человек ропщет, отвергает Господа, чем может перечеркнуть все свои благие дела.

Скорби заканчиваются вместе с земной жизнью. После нас ждет переход в вечность, где определяется наше место. Подводится черта, мы больше не можем молить о прощении, искупать грехи. Мы получаем то, что заслужили. Господь говорит: В чем Я найду вас, в том и буду судить (Диалог с Трифоном иудеем, гл. 47).

— Как Вы думаете, что может утешить человека в скорби?

— Прежде всего, твердая вера в Бога и Его отеческий Промысел. Господь дает свободу и возможность спастись. А чтобы не блуждать в потемках, нам по Его великой любви дана прекраснейшая, охватывающая все сферы земного существования инструкция — Святое Евангелие.

Смиренная жизнь Спасителя — пример для нас. Сама Богородица была во всем смиренна: безропотно приняла повеление Господа, пошла через пустыню в Вифлеем, где в убогом вертепе родила Христа. По рождении Ему была уготована гибель, и Приснодева снова, повинуясь воле Бога, бежала в Египет. Христос, зная Свое великое предназначение и конец, жил в труде, нищете, проповедовал и любил всех людей. Он терпеливо переносил скорби, не избегал ситуаций, которые могли повредить Ему. Если Его пытались удержать, Господь говорил, что на все воля Отца: Впрочем, не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39).

Когда страдают невиновные, мы возмущаемся, размышляем, почему так происходит. Ответ кроется в страданиях Христовых. Кто-кто, а Он уж точно не заслуживал мучений и позорной смерти. Своим ученикам Господь говорил: Душа моя скорбит смертельно (Мк. 14, 34). Он был подвержен тяготам, но все равно продолжал путь, определенный Богом. Он жил смиренно и терпеливо, прощал всех, даже Своих убийц. Все для того, чтобы отправиться в Царствие Небесное. Христос показал — никакие страдания не способны и не должны останавливать тех, кто стремится к Господу.

Мы должны помнить, что спасение возможно со скорбями и только в Церкви Христовой. Как Сам Господь, крестившись, подвергся искушениям, так и любой человек с момента Крещения несет крестные труды, доказывая, что он достоин Царствия Небесного.

Беседовала Дарья Хохлова

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: