По благословению Епископа Покровского и Новоузенского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Священная дружина

Великим постом Православная Церковь отмечает память святых сорока мучеников Севастийских. Эти святые были далеко не первыми, кто пострадал за свою веру во Христа, но поразили современников примером своего единодушия и сплоченности.

Они совершили свой подвиг в 320 году, когда после Миланского эдикта (указа) 313 года, подписанного императорами Константином и Ликинием, христианство было признано государственной религией в Римской империи. Но ярый язычник Ликиний не только замышлял возобновить гонения на верующих, но готовился предать святого равноапостольного Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии (современная Турция) в то время стояло римское войско под начальством язычника Агриколы, где служили сорок воинов из Каппадокии, исповедовавших христианскую веру. Когда они отказались совершить языческий обряд и принести жертвоприношение идолам, было велено побить их камнями, но из этого ничего не вышло, так как камни летели мимо. Мучители поняли, что воинов ограждает какая-то невидимая сила, и их заключили под арест. Святые имели полную возможность защищаться, но они добровольно сложили оружие и решили ради Христа все терпеть. В полночь им было видение, и они услышали слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22).

Претерпев мучения и заключение в тюрьме, святые воины остались тверды в своем решении. Тогда мучитель выдумал новую жестокую пытку. Наступил морозный зимний день. Связанных воинов оставили в ледяной воде местного озера, а на берегу растопили баню, предлагая отречься от христианской веры. Страшная стужа сковала святых мучеников, но они укрепляли друг друга словами: «Жестока зима, но сладок Рай. Мучительно замерзнуть, но приятно упокоение. Недолго потерпим, и нас согреет Небесное лоно. За одну ночь выменяем себе целую вечность». Какую же твердость духа нужно иметь, чтобы добровольно не прервать свой подвиг, когда до спасительного тепла всего несколько шагов! Но сделать эти шаги — значит проложить между собой и Христом непреодолимую пропасть, стать вероотступником.

Всю ночь провели страдальцы в ледяной воде, молясь Богу, но один из них все-таки не выстоял. Как только он переступил порог горячей бани, то упал замертво, не выдержав перепада температур.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сияющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин». Сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром римские воины, видя, что мученики не погибли от холода, перебили им голени и сожгли.

В ночь, предшествовавшую мученичеству, святые продиктовали завещание юному рабу Евноику, который был свидетелем их подвигов и сумел скрыться от преследователей. Впоследствии завещание было передано следующим поколениям. Из него нам стали известны имена сорока мучеников: Акакий, Аетий, Александр, Ангий, Афанасий, Валент, Валерий, Вивиан, Дометиан, Домн, Екдик, Евноик, Евтихий, Гаий, Горюний и другой, соименный ему, Илия, Илиан, Ираклий, Исихий, Иоанн, Кандид (или Клавдий), Кирилл, Кирион, Ксанфий, (Леонтий), Лисимах, Мелетий, Мелитон, Николай, Приск, Сакердон, Севериан, Сисиний, Смарагд, Феодул, Феофил, Филоктимон, Флавий, Худион.

Спустя три дня после казни святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле. Вскоре император Константин Великий узнал о предательстве Ликиния, и в ближайшем сражении войско предателя было разбито. Позже на месте гибели святых мучеников была построена церковь их имени.

Впоследствии частицы мощей сорока мучеников распространились по многим местам, и их почитание возрастало, прежде всего, благодаря семье святителя Василия Великого, который благоговел перед их памятью. Собственно, и подробности этой истории нам известны из свидетельств святителя Василия и его брата святителя Григория Нисского.

Место, где было озеро, сегодня представляет собой высохшее дно. Там, где были помещены мученики, — полукруглый свод, наполненный внутри водой, так как вблизи него находятся несколько источников, вытекающих из двух различных мест. Эту воду до сих пор называют агиасмой. Ежегодно в день праздника мучеников, утром, из нее появляются две рыбы, как чудесное знамение.

7.2 часовня на источнике в честь 40 мучеников Севастийских.jpgВ 1998 году, в день празднования сорока мучеников Севастийских, в деревне Артемово Пушкинского района Московской области настоятель храма в честь Страстной иконы Божией Матери иеромонах Феофан (Замесов) обнаружил редкое явление — в одном из колодцев бил источник чистейшей воды. Когда это место расчистили, открылся родник цельбоносной воды, который питает местную реку Сумерь. Вскоре источник освятили в честь сорока мучеников Севастийских. Сначала на этом месте воздвигли часовню, а в 2009 году была построена и освящена закрытая купальня, погружаясь в которую многие верующие получают помощь и исцеления.

Память о мученическом подвиге веры сорока воинов бережно сохраняется в истории и богослужении всех древних христианских Церквей. С IV века и по сей день в честь этих мучеников по всему миру воздвигаются храмы. Наиболее известные из них: в колокольне Храма Гроба Господня в Иерусалиме, в древнем болгарском городе Тырново, а также и в России: в Переяславле-Залесском, напротив Новоспасского монастыря в Москве и многих других городах.

Частицы святых мощей мучеников хранятся: в России — в Спасо-Прилуцком мужском монастыре Вологды, в храме в честь Воскресения Христова в Москве и Успенском храме Тульской области; в Украине — в Благовещенском мужском монастыре и храме сорока Севастийских мучеников в Киеве; в Греции — в соборном храме сорока мучеников Севастийских монастыря Ксеропотам и на Святой Горе Афон; в Египте — в монастыре сорока мучеников Севастийских г. Дабах.

7.3 храм во имя 40 мучеников Севастийских в Москве.jpeg22 марта, в день памяти святых страдальцев, если он выпадает на будний день Великого поста, обязательно совершается Литургия Преждеосвященных Даров, на трапезе разрешается вино и елей, а по русскому народному обычаю готовится дополнительное угощение — булочки из постного дрожжевого теста в виде птичек — «жаворонки». Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц перед Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так эти птицы, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды — Христу.

По словам митрополита Филарета Вознесенского, Церковь особенно ставит перед нами пример их подвига во время Великого поста, чтобы призвать нас к стойкости и взять пример их неуклонной и до смерти постоянной верности Христу.

Подготовила Наталия Комиссарова

* *

«Святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитве, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло Небо; вам отверзлись врата рая. Зрелище достойное Ангельского воинства, достойное патриархов, пророков, праведников; мужи, в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! Находясь в возрасте, наиболее полном жизни, вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога в членах своих: став позором миру, Ангелом и человеком, восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. Все, воздвигнув один победный памятник за благочестие, украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков! Аминь».

Святитель Василий Великий

 

Пресс-служба Покровской епархии
Оставить комментарий
Поделиться в: