Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Великий миссионер Аляски

Православная Церковь трижды в год чтит память величайшего церковного деятеля, миссионера, просветившего светом Евангелия народы Восточной Сибири и Русской Америки, святителя Иннокентия, митрополита Московского. Сорок пять лет отдал владыка нелегкому миссионерскому служению, за что его называли апостолом Америки и Сибири.       


Cвятитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов) родился 26 августа 1797 года в сибирском селе Ангинском Иркутской епархии, в небогатой семье пономаря местной Ильинской церкви. Рано оставшись без отца, в возрасте 9 лет поступил в Иркутскую духовную семинарию. Чтобы различать многочисленных однофамильцев, ректор переменил фамилии многим ученикам, поэтому Иван Попов стал Вениаминовым – в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине. Не пробовавший, как вспоминал потом, «чистого без мякины хлеба», носивший даже по праздникам крестьянский зипун и самодельную обувь, он отличался от сверстников незаурядными способностями к учению, успехами в механике и в плотницком деле.

По окончании семинарии, в которой он был отличником, Иван Вениаминов должен был продолжать учёбу в Московской Духовной Академии. Однако в 1817 году, за год до окончания семинарии, он вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви.

В начале1823 г. Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова, входившие тогда в состав русских владений для миссионерского служения. Но испугавшись дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать не хотел. Отец Иоанн тоже поначалу отказался. Но, услышав рассказ выходца из тех мест Ивана Крюкова об усердии алеутов к молитве и слушанию слова Божия, изменил свое решение. Позже, в письме к графу Н.А. Протасову, святитель писал: «Считаю обязанным всегда, везде пред всеми исповедывать, что желание ехать в Америку было совершенно не мое, но Господь по великой милости Своей дал его мне».

Вместе с женой, престарелой матерью и детьми он отправился в семимесячное путешествие из Иркутска на остров Уналашку – один из самых крупных островов архипелага. Вряд ли он думал, соглашаясь на это предложение, что почти три десятилетия  его жизни будут связаны с этой землей.     

Край был совершенно диким, условия для жизни очень суровыми: необычайные холода, отсутствие каких бы то ни было удобств, опасность от язычников. На острове не было даже храма, и богослужение совершалось в ветхой часовне. Поэтому первой заботой отца Иоанна было построение храма, что оказалось делом нелегким, так как из алеутов никто строить не умел, и миссионеру пришлось предварительно обучать их плотничному, столярному и другим ремеслам. Во время эпидемии оспы отец Иоанн научил их делать прививки и тем самым спас жизни многих людей.  

Чтобы изучить нравы и быт алеутов, ему пришлось освоить языки тех племен, которых он просвещал в невозможных условиях: ни словарей, ни грамматик не было. Впоследствии он сам составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Появление этих переводов алеуты встретили с большой радостью и стали усердно учиться грамоте. Русский археограф Иван Барсуков, говоря об этом периоде жизни святителя, отмечает, что «его сердце радовалось и услаждалось при виде того, с каким вниманием слушали алеуты проповедь евангельскую, не сводя глаз с молодого проповедника. Усердие их простиралось до того, что некоторые из них, совершенно не зная по-русски ни слова, почти целый день сидели и перелистывали, как будто читая, Псалтирь славянскую или Четия Минеи…».

Великий русский классик И. А. Гончаров, вспоминая первую встречу со святителем, писал: «Мощная фигура, в синевато-серебристых сединах, с нависшими бровями и светящимися из-под них умными ласковыми глазами и доброю улыбкой. Да, действительно, это апостол, миссионер!…».     

Большую часть времени отец Иоанн проводил в поездках по приходу, плавая на байдарках по 200-300 километров с острова на остров, что требовало немалого мужества и терпения. Но Бог посылал самоотверженному священнику духовные утешения – алеуты принимали его с искренней любовью и удивляли ревностным исполнением христианских обязанностей. Жители островов встречали его как самого близкого и родного человека, стоя на берегу наряженными, как на торжественный праздник.       

Отец Иоанн любил алеутов за их простосердечие и усердие в познании Закона Божьего. В письме к митрополиту Филарету (Дроздову) он писал: «Чем более знакомлюсь я с дикими, тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы, с нашим просвещением, далеко, далеко отклонились от пути к совершенству, почти не замечая того; ибо многие так называемые дикие гораздо лучше многих так называемых просвещенных в нравственном отношении».

В 1834 году отец Иоанн был переведен в Михайловский собор Новоархангельского порта, расположенного на западном берегу острова Ситка для просвещения другого народа – колошей.  

Со временем число крещеных возрастало, становилось все труднее нести проповедь христианства из-за нехватки духовенства. 8 ноября 1838 года отец Иоанн отправился в Санкт-Петербург по вопросу о расширении миссионерского дела на Алеутских островах, об образовании Камчатской епархии и за разрешением печатать свои переводы священных книг на инородческие языки.  

Через некоторое время из Иркутска сообщили о кончине его супруги. Тяжело поразило святителя это горе. Святитель Филарет, митрополит Московский, утешая его, убедил принять монашество. Устроив своих пятерых детей в учебные заведения, 20 ноября 1840 года, священник Иоанн Вениаминов принял монашеский постриг с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия Иркутского. 30 ноября возведён в сан архимандрита, а 15 декабря хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

К его приезду алеуты из древесных корней сплели орлецы и, когда отец Иннокентий, уже в сане епископа, возвратился из Петербурга, бросали их под его ноги.  В настоящее время эти орлецы хранятся в Москве, в митрополичьей ризнице.

На Камчатке владыка Иннокентий проповедовал Слово Божие кочующим камчадалам, корякам и тунгусам. В это путешествие он проехал больше десяти тысяч километров на повозках, запряженных собаками.  

В 1858 г. на Амуре был заложен новый город. По предложению генерал-губернатора Н.Н. Муравьева-Амурского его назвали Благовещенском – в честь преосвященного Иннокентия, в память Благовещенской церкви в Иркутске, где он начинал свое служение. При его непосредственном участии в городе были построены кафедральный храм, Никольская церковь, возведён архиерейский дом – комплекс из шести деревянных зданий. Святитель Иннокентий и губернатор Н.Н. Муравьев-Амурский способствовали заключению Айгунского договора с Китаем, по которому весь Амурский край перешёл к Российской империи.

Здоровье святителя постепенно ослабевало, болезни вынудили его подать прошение об уходе на покой. Но просьба его не была удовлетворена. 19 ноября 1867 года скончался святитель Филарет. 5 января 1868 года святитель Иннокентий, будучи к тому времени архиепископом, был назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также настоятелем Троице-Сергиевой Лавры.

В течение 10 лет он вел огромную работу на этом высоком церковном посту: занимался не только просветительской работой как служитель Православной Церкви, но и научно-исследовательской деятельностью в области лингвистики и этнографии народов Севера. Он был членом-корреспондентом Российской Академии наук, почетным членом Императорского Русского Географического общества.

В последние годы жизни владыка практически ослеп, и его «глазами» стал его родной сын, который находился безотлучно при отце и помогал ему в его нелёгком служении. 13 апреля 1879 года великий миссионер отошел ко Господу. «Прошу и умоляю, – писал он в своем духовном завещании, – не говорить никаких речей ни прежде, ни во время, ни после погребения моего. Но если кому будет угодно сказать слово в общее назидание, то прошу такового сказать слово на текст из Псалма 36, стиха 23: «От Господа исправляются человеку пути его».

В честь этого великого человека назван самый высокий вулкан полуострова Аляски, в Иркутске – мост.

6 октября 1977 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение: «Приснопамятного митрополита Иннокентия, Святителя Московского и Коломенского, апостола Америки и Сибири, признать в лике святых». В 1994 году были обретены его святые мощи, покоящиеся ныне в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Святитель Иннокентий многое успел сделать в своей жизни, но главным его делом было спасение человеческих душ, которых он во множестве привел ко Христу. Всей своей жизнью он доказал старую истину: не в силе Бог, а в правде, любви и милосердии.  

Подготовила Наталия Комиссарова

Читайте также: Педагогические идеи святителя Иннокентия Московского и равноапостольного Николая Японского в помощь современным учителямДоклад Епископа Покровского и Николаевского Пахомия на V Региональных Покровских образовательных чтениях «Нравственные ценности и будущее человечества».

 

Теги: жития святых.
Оставить комментарий
Поделиться в: