Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Евангельский путь святого Марка

За каждым богослужением мы слышим Евангелие — учение Христа, которое Он передал через Своих учеников. Именно они говорили о тех чудесах, которые Он творил, и о Его заповедях. Среди них — святой апостол от семидесяти и евангелист Марк, чью память верующие празднуют 8 мая.


Будущий евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк, родился в Иерусалиме. Точная дата его рождения не установлена, но известно, что во время Евангельских событий он был подростком. Жил он вместе со своей матерью Марией, которая была верной последовательницей Христа.

В период гонений на христиан иерусалимский дом благочестивой Марии служил местом собрания некоторых апостолов. Так Марк познакомился с апостолами Петром и Павлом. В особенно близкое общение вошел он с апостолом Петром, который питал к нему отеческую любовь и расположение. В своем послании он даже называет Марка своим сыном, говоря: Приветствует вас избранная подобно вам (церковь) Вавилонская и Марк, сын мой (1 Петр. 5, 13). Вскоре их судьбы объединила важная цель — проповедь учения Христа в мире язычников.

Местом первого миссионерского путешествия Марка стал Кипр. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой, который приходился ему дядей, он пересек остров от восточного берега к западному.Помимо проповеди, апостолы всюду создавали церковные общины и исцеляли людей.

Позже апостол Марк стал неразлучным спутником и переводчиком апостола Петра. В Риме, куда апостолы отправились с Благой вестью, они стали свидетелями ужасающих событий. Император Нерон, обвинивший христиан в поджоге Рима, приказал распинать их на крестах и, облив смолой, поджигать, чтобы они горели, как факелы. При таких тяжелейших обстоятельствах приходилось апостолам укреплять христиан, неся им проповедь о Воскресшем Христе.

Со временем христианская община приумножилась. К ней стали присоединяться и язычники-римляне. «Как скоро Слово Божие достигло Рима, свет благочестия так озарил умы слушавших Петра, что им казалось мало слышать его однажды. Они не довольствовались одним писаным учением Божественной проповеди, но убедительно просили спутника Петрова Марка, под именем которого сохранилось Евангелие, оставить и письменную память устно преподанного им учения и не отступали от него», — писал римский историк Евсевий Кесарийский. Марк исполнил их просьбу и написал Евангелие на общепринятом греческом языке. По историческим свидетельствам святых отцов, Марк записал то, что слышал от апостола Петра — своего учителя. Это был примерно в 62–63 году.

После мученической кончины апостолов Петра и Павла, святой Марк отправился благовествовать в Египет, где было очень много иудеев. Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, синедрион, а также священников и левитов по закону Моисееву. Несмотря на это проповедь святого Марка имела большой успех. В древней столице Египта — Александрии — он основал Церковь и стал первым ее епископом. Трудами евангелиста Марка было основано знаменитое богословское училище, которое позднее стало центром христианского просвещения. Здесь обучались такие знаменитые отцы Церкви, как святой Климент Александрийский, святой Дионисий, епископ Александрийский, святитель Григорий Чудотворец и другие.Заботясь об устроении церковного богослужения, апостол составил чин Литургии для александрийских христиан, который сохранялся там долгое время.

В Александрии апостол жил в доме сапожника Анании, которому, по преданию, исцелил больную руку. Вся семья сапожника и его соседи любили апостола Марка. «Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных», — писал об апостоле святитель Димитрий Ростовский.

Это не могло не вызывать у язычников сильную ненависть. В один из дней, когда святой Марк совершал богослужение, они напали на него, избили и заточили в тюрьму. На следующий день должен был состояться суд над апостолом. Когда толпа безжалостно волочила его, связанного, по улицам города, святой Марк, не выдержав издевательств, умер, произнеся лишь: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Это произошло 8 мая 63 года. Христиане похоронили святого в каменной гробнице. Так апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, стал и первым ее мучеником.

В 310 году над мощами святого был построен храм. Когда в начале IX столетия Египет захватили арабы, исповедующие ислам, во избежание угрозы разорения святыню перевезли в Венецию. Лишь в 1968 году венецианцы вернули большую их часть в храм святого евангелиста в Каире, где они хранятся и по сей день. Частица мощей апостола имеется также в Киево-Печерской Лавре.

Базилика-Сан-МаркоВ Венеции специально для мощей святого была построена потрясающе красивая базилика. Собор Святого Марка является сегодня кафедральным собором Венеции и представляет собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. В 1987 году он вошел в число объектов Всемирного наследия Юнеско. Здесь хранится Евангелие от Марка, написанное на тонком египетском папирусе рукой самого евангелиста.

После перенесения мощей в город апостол Марк стал небесным покровителем Венеции, а эмблемой города стал символ мужественного страстотерпца Христова — крылатый лев, изображения которого в Венеции можно встретить повсюду.


Суть Христовой веры

Евангелие от Марка — второе по счету в Новом Завете — самое краткое среди четырех Евангелий, но от этого не менее точное. Именно с него рекомендуется начинать изучение Нового Завета тем, кто совсем не знаком с христианством.


Апостол Марк писал свое Евангелие для обратившихся язычников, жителей Рима, поэтому он делает акцент преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Яркое и сильное повествование о чудесах Спасителя составляет основное содержание Евангелия от Марка. Для него Христос был Богом в первую очередь, постоянно приводившим людей в изумление и ужас Своими словами и делами.

Иисус Христос в повествовании Евангелиста Марка не «сын Давидов», как у апостола Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь Вселенной. Именно поэтому в иконографии символом святого Марка является лев — царственное животное, символ мощи и силы. Автор хотел дать христианам образец, руководствуясь которым они могли бы мужественно переносить гонения, черпая силу в своей вере в Того, Кто однажды уже бросил вызов имперской власти и подарил людям новую жизнь.

Апостол Марк никогда не учился писательскому искусству и совершенно не умел рассказывать так, как писатель Лука или старательный, молитвенно настроенный Матфей. Но Марк, тем не менее, делает все, что в его силах, потому что его переполняет Благая весть, которой он хочет поделиться с окружающими. Именно литературное несовершенство делает это Евангелие удивительным свидетельством несомненной подлинности. И в силу этого оно становится абсолютно уникальным свидетельством о Спасителе.

В Евангелии от Марка отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий Завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т. д. Зато здесь много пояснений, необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями.

Также особенностью этого Евангелия является внимание к деталям. В нем встречается немало подробностей, отсутствующих в других Благовествованиях. Так, в сцене усмирения бури Христос не просто спит, но лежит на возглавии (Мк. 4, 38); богатый юноша не просто спрашивает Христа, но падает пред Ним на колени (см.: Мк. 10, 17); слепой не просто подбегает к Нему, но в спешке скидывает верхнюю одежду (см.: Мк. 10, 50). Образы и сравнения у Марка взяты из деревенской жизни, например, толпа садится рядами (букв. грядки, Мк. 6, 40), а одежды Христа в момент Преображения оказываются так белы, как на земле белильщик не может выбелить (Мк. 9, 3).

Несмотря на то что в этом Евангелии так ярко показано Божество Спасителя, но в то же время ни в одном другом Евангелии не показана так ярко человечность Христа. Никто не поведал нам столько о Его чувствах, как евангелист Марк. Иисус глубоко вздохнул (Мк. 7, 34; 8, 12), Иисус сжалился (Мк. 6, 34), Он удивился их неверию (Мк. 6, 6), Он воззрел на них с гневом (Мк. 3, 5; 10, 14). Только Марк поведал нам о том, что Иисус, взглянув на молодого юношу, имеющего большое имение, полюбил его (Мк. 10, 21). Иисус мог чувствовать голод (Мк. 11, 12), усталость и потребность отдохнуть (Мк. 6, 31).

Для апостола Марка важно как можно нагляднее и проще донести до нас основную суть Христовой веры, показать, что христианство — это просто жизнь во Христе. В своем повествовании автор особо подчеркивает, что Сын Божий Своими делами, Своим Воскресением, победой над смертью убедительно доказал, что Царство Божие приблизилось к людям. И каждый из нас, если откроет свое сердце для Христа, навсегда может быть принятым в это Царство и стать его вечным жителем. Ведь Сам Господь призывал нас к этому: Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1, 15).

Подготовила Наталия Бондаренко





Оставить комментарий
Поделиться в: