Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Как прощать обидчиков?

Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня хочу поговорить с тобой о самой известной молитве и некоторых строках из нее. Это Господня молитва, которую Иисус Христос дал апостолам, когда они попросили: научи нас молиться (Лк. 1, 11).

В ней заключено множество глубоких смыслов, на одном из которых я хотела бы остановиться подробнее. Наверняка тебе известны слова молитвы «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Что же они означают и почему мы просим Бога оставить нам долги? Мы молимся о том, чтобы Господь прощал нас так же, как мы сами делаем это. А как быть, если прощать обидчиков не получается или мы не хотим прощать? В таком случае молитва не будет иметь смысла. Невозможно обращаться с такой просьбой, если сам не соблюдаешь ее условия. Это то же самое, если сказать: «Господи, прости меня так же, как я прощаю, хотя я не прощаю, да и не хочу». И смешно, и грустно. Грустно потому, что, когда держишь на кого-то зло, на душе словно камень лежит, очень трудно молиться.

Мне, например, нелегко вставать на молитвенное правило, будучи с кем-то в ссоре, поэтому я стараюсь помириться со всеми до того, как начну молитву. А иначе она бессильна, бездейственна, не доходит до Бога. 

Вспоминается одна история про человека, который был очень обидчивым и не хотел прощать обиды. Дело было так: однажды святитель Иоанн Милостивый узнал о злопамятном вельможе и пригласил его на богослужение. Когда вельможа пришел в храм, оказалось, что он один — других прихожан не было. Только священник и певчий. Так втроем они и молились. Когда пришло время петь «Отче наш», на словах «и остави нам долги наша» святитель с певчим замолчали. Вельможа пропел эти слова в одиночку, и тогда святитель Иоанн остановил службу и спросил этого человека, на самом ли деле тот ни на кого не в обиде, а если так, то как же просит Бога о прощении и об оставлении долгов. Внезапно вельможу словно осенило, и он все понял, упал на колени, стал говорить, что всех прощает и сам перед каждым извиняется. Такой урок преподал святитель обидчивому христианину. Да и многим из нас эта история послужит прекрасным примером. 

В Евангелии есть и другие слова о прощении: Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6, 27–28). Вы спросите, как можно любить врагов? Они же досаждают, обижают! В этом-то все дело! Не составит большого труда любить тех, кто и нас любит, это естественно и легко. Но тогда нет никакой работы над собой, нет борьбы с гордостью и другими грехами. Пропадает цель и смысл христианства. Чтобы победить гордость, нам нужно смириться и подавить в себе злость и обиду, тем самым мы исполним заповедь Божию. Поступая так, мы приобретаем сокровище духовное, которого никто не в силах отнять, — подлинную любовь, очищенную от самолюбия. Будем же следовать словам Христа, стараться прощать обидчиков и собирать богатство духовное! 

Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: